Чертово межсезонье! Через две недели в Абу-Даби отгремит прощальный салют, все затихнет на три месяца, а потом Формула-1 начнется заново. И не факт, что обязательно станет лучше. А ведь всего-то и нужно, что заморозить чемпионат в текущем виде хотя бы на годик – и вот тогда, пожирая попкорн под эпические баталии первой шестерки, мы забудем даже о том, что остальные 14 машин плетутся в паре вечностей позади.
Многие сойдутся во мнении, что это был один из лучших этапов сезона, если не лучший вообще. Но по сути почти весь экшн крутился вокруг пилотов Red Bull – и его количество не то чтобы зашкаливало, хотя с качеством точно был полный порядок. Так что весь секрет – в плотной группе лидеров, продержавшейся до самого финиша, да в одном неожиданном твисте имени Окона. Не так и много нужно для счастья простому болельщику, а?
Гонки американского турне – США, Мексика и Бразилия – выдались абсолютно идеальными: три победителя из трех разных команд! Кажется, будто мы смотрим не концовку сезона, а самое его начало, когда расстановка сил еще не ясна, а сюрпризы можно ожидать откуда угодно. И главная заслуга здесь, понятно, у Red Bull. Есть версия, что Кристиан Хорнер в приказном порядке заставил подчиненных продать души дьяволу – вернее, тех, кто раньше не сделал это добровольно. И сработало! Несмотря на чахлый движок и некоторое отставание в квалификациях, по воскресеньям газировочные машины очень быстро едут, сказочно работают с резиной и позволяют претендовать на любые ступени подиума.
Но еще круче тот факт, что участники самых формализованных гонок планеты вдруг начали походить на живых людей.
И это объяснимо: чемпионат-то фактически закончен! Пока Liberty Media кошмарит команды расширением календаря до 25 этапов, сказ о том, как Феттель Хэмилтону пятый титул дарил, прекрасно уместился в 19 глав. С запасом. Да и в остальных сюжетных линиях почти не осталось вопросов: большинство турнирных задач решено, большинство контрактов подписано… А значит, можно чуть меньше думать и чуть больше действовать.
Собственно, мозги у некоторых отключились еще в субботу. Серьезно, вот как можно просто взять и поломать весы? Отработанная сотни раз процедура вдруг застала врасплох как персонал FIA, так и механиков Ferrari, и самого Феттеля. Символическое наказание Себа – предупреждение и 25 тысяч штрафа – следует читать между строк: конкретного отдельного злодея тут нет, виноваты все вместе.
На самом деле, главный вопрос – чем думали стюарды, вызывая Себа на взвешивание в тот самый момент, когда приближается дождь, а счет идет на секунды. И почему они сами к этому взвешиванию готовы не были.
Не стоит никого винить и в квалификационной стычке Хэмилтона с Сироткиным. Да, в момент самого инцидента Льюиса хотелось разорвать на тысячу маленьких чемпиончиков, но если говорить объективно – там было чистой воды недопонимание, которое чудом не закончилось аварией галактических масштабов. Самое главное тут вот что: наговорив гадостей в субботу, к утру воскресенья Льюис подумал еще раз и публично извинился перед Сергеем.
Респект! Но что-то подсказывает: если бы судьба титула еще не была решена, Хэм даже не вспомнил бы о каком-то русском парне с другого конца пелотона. Без обид. Ну, а сам парень в очередной раз сыграл в Мистера Корректность – и, пожалуй, зря. Сироткин по-прежнему старательно держит образ всюду положительного работяги, и это начинает ему вредить.
Чем дальше, тем сильнее кажется, что даже новость об увольнении Сергей воспримет бесстрастно и отрешенно – ну и смысл тогда переживать о его будущем? Положим, топать ногами и называть Льюиса земляным червяком не надо, но сказать что-нибудь в духе «ребят, было страшно до у*рачки» точно можно. Особенно когда это чистая правда.
И вообще, можно быть хорошим парнем и не превращаться при этом в робо-боттаса. Спросите хоть у Рикьярдо, Леклера или того же Окона. Который, конечно, в Бразилии учудил. В действиях Эстебана точно не стоит искать заговор и злой умысел: это ни в коем случае не работа на Mercedes, а проявление того самого характера. В момент, когда о командных интересах уже можно особо не думать. Предпоследняя попытка показать всем, какого классного пилота потеряет чемпионат в следующем году. «Смотрите, до чего я быстрый, даже лидера обгоня…».
Главный момент гонки. Здесь могли бы быть рассуждения о том, что Ферстаппен по-прежнему слишком жестко обороняется и громко хлопает калиткой, что атакующему тоже стоило быть мудрее, зная, кто перед ним едет... Но все это не имеет смысла, ибо Эстебан отставал на круг и был просто обязан действовать предельно осторожно.
Ну да, вышло максимально коряво и по-идиотски, хотя это вряд ли скажется на шансах Окона заменить одного унылого финна в Mercedes’2020. Зато есть вероятность, что это был тот самый удар, после которого безумный Макс окончательно встанет на дорогу ярости. Хоть бы так и произошло!
Миру Формулы-1 позарез нужен антигерой. Не злодей, а именно антигерой вроде какого-нибудь Венома – и лучшей кандидатуры, чем Ферстаппен, просто не придумать. Отмальдонадив свое в первой половине сезона, голландец неукротимо набирает скорость и стабильность, регулярно творит на трассе настоящие чудеса и понемногу уменьшает количество своих критиков. Хейтеров, правда, меньше не становится, но о них разговор отдельный.
Так вот, для формирования настоящего антигеройского портрета талантливому и наглому Максу не хватало как раз третьего качества – злости. И, кажется, в Бразилии произошел классический момент инициации: сын страдает за грехи отца, теряет что-то очень важное, ему срывает башню – и начинается месиво. Ладно, это слишком громкое слово для нескольких тычков в грудь, которыми Ферстаппен наградил Окона – но в контексте современных формульных нравов все равно получилось мощно.
Та самая потасовка – в которой, надо сказать, Окон повел себя достойно.
И чемпионату, и болельщикам, и даже самому Максу вся эта история только на пользу: бескомпромиссный плохиш (даже с «судимостью» в виде двух дней общественных работ!) может превратить следующий сезон в сущий блокбастер. Расклад словно написан оскароносным драматургом: Человек-чемпион Хэмилтон против бэд-боя Ферстаппена и благородно-трагичного Леклера. Это точно надо будет смотреть не отрываясь.
Стоит ли заранее вычеркивать из большой игры Гасли, Боттаса и Феттеля? Кажется, да. С финном вообще все понятно без лишних слов, француз вряд ли справится с таким Ферстаппеном, а немец… Немцу теперь надо все доказывать заново, и провалы вроде того, что случился в Бразилии, делу совсем не помогают. А последнее место в своем классе при уверенном подиуме Райкконена – это именно провал.
Да, у Себа барахлил какой-то датчик, и якобы поэтому силовая установка работала не в оптимальных режимах. Но это слабенькая отмазка на фоне Макса, державшего темп Хэмилтона на поврежденных шинах, да еще без куска днища – и на фоне самого Льюиса, который всю вторую половину гонки просто молился о том, чтобы у него не сгорел перегревающийся движок. Кто бы мог подумать в начале сезона, что Феттель уйдет в настолько глубокое пике…
Хотя знаете что? Давайте мыслить позитивнее. Возможно, через две недели все шесть топ-пилотов соберутся с силами и устроят еще более эпическую баталию, уместившись в шесть секунд на финише под прощальным салютом Абу-Даби. И тогда нам останется лишь одно: вдохнуть поглубже и не выдыхать до самой весны. И надеяться, что всю эту красоту не убьет чертово межсезонье.