Легендарному композитору, написавшему музыку к почти 500 фильмам, исполнилось 90 лет.
10 ноября исполнилось 90 лет Эннио Морриконе - одному из величайших композиторов современности, автору саундтреков к сотням фильмов, включая культовые "Профессионал", "Однажды в Америке", "Хороший, плохой, злой" и многим другим. В нашей подборке вспоминаем интересные факты о творчестве Маэстро и его цитаты.
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме в семье джазового трубача и домохозяйки. Свою первую композицию написал уже в шесть лет, а в 12 поступил в консерваторию Святой Цецилии по классу трубы, подрабатывая в ансамбле и выступая в различных заведениях. Окончив обучение в консерватории, начал писать аранжировки для песен и работать на ТВ и радио, а также в театре. Через некоторое время режиссер Лучиано Сальче, с которым Морриконе сотрудничал ранее, позвал Морриконе поработать над фильмом. Так началась карьера Морриконе в качестве композитора музыки для кино. Первой его во всех смыслах знаковой работой в кино стал саундтрек к спагетти-вестерну Серджио Леоне «За пригоршню долларов» – дебютной ленте «долларовой трилогии», над которой итальянские режиссер и композитор славно потрудились вместе.
***
«Мое детство было очень сложным. Я вырос в Риме во время Второй мировой войны. Сперва город оккупировали немцы, потом прибыли союзники. Иногда у нас не было достаточно еды. Когда война закончилась, я узнал, какие страшные события произошли в других местах, и понял, что мне повезло».
***
О самых ранних воспоминаниях от похода в кино:
«Мои первые воспоминания связаны с кино. Я люблю кино, помимо музыки, конечно. В моей юности кинотеатры показывали два фильма в день. Я смотрел оба. Это может прозвучать странно, но "Вестсайдская история" была единственным мюзиклом, который мне нравился. Мне вообще не нравятся мюзиклы или фильмы с песнями. Я всегда считал их нереалистичными, и песни звучат фальшиво. Но в случае с "Вестсайдской историей" все иначе. Также мне не очень нравятся любовные истории. Я предпочитаю приключения и детективы. Хичкок был настоящим мастером».
***
В начале своей карьеры использовал псевдонимы Дан Савио и Лео Николс.
***
О работе над музыкой для кино:
«Работа на кинематограф – ценный опыт, давший мне шанс экспериментировать со своими идеями. Честно говоря, я считаю, что хороший композитор музыки для фильмов должен иметь полный набор знаний по композиции музыки и оркестровым техникам, а также обладать глубокими знаниями музыкальных стилей и языков».
***
Родившийся в Риме Морриконе гордится тем фактом, что он никогда не переезжал из столицы Италии на постоянной основе, хотя не раз получал заманчивые предложения от голливудских студий.
***
Несмотря на огромное количество совместных работ с американскими режиссерами, Морриконе так и не выучил английский язык. Поэтому в 2007 году, во время вручения премии «Оскар» (первой для Маэстро) за вклад в киноискусство, речь Морриконе переводил Клинт Иствуд, не раз снимавшийся в картинах с музыкой итальянского композитора.
***
«У меня нет произведения, которое я люблю больше остальных. Каждый раз, когда я создаю музыку для фильма, я отдаю этому процессу всего себя. Есть, конечно, композиции лучше, но я не могу сказать, какие именно».
***
В 1977 году написал официальную тему для чемпионата мира ФИФА 1978 года в Аргентине.
***
Эннио Морриконе часто сотрудничал с певицей Эддой Дель’Орсо, которая исполняла бессловесные вокальные партии для его композиций.
***
Несмотря на то, что одни из самых знаменитых работ Морриконе – музыка к вестернам, итальянский композитор проявил себя во многих жанрах. Суммарно на счету Морриконе порядка 500 саундтреков к фильмам таких известных режиссеров, как Серджо Леоне, Джузеппе Торнаторе, Дарио Ардженто, Бернардо Бертолуччи, Квентин Тарантино, Брайан Де Пальма, Пьер Паоло Пазолини, Джон Хьюстон, Дон Сигел, Майк Николс, Терренс Малик и многих других.
***
«Я всегда держу в голове, что сперва идет фильм, а следом – музыка».
***
Эннио Морриконе был одноклассником режиссера Серджио Леоне, с которым успел поработать над несколькими знаковыми для истории кинематографа фильмами, тем самым составив один из легендарных дуэтов режиссера и композитора. Забавно, но Серджио Леоне сперва не узнал Морриконе, когда собирался предложить ему написать музыку для картины «За пригоршню долларов».
***
Эннио Морриконе о славе создателя музыки к вестернам:
«Меня очень раздражает, что большинство людей помнят меня только по вестернам, хотя лишь приблизительно восемь процентов моих работ приходится на этот жанр. Поэтому иногда я сильно расстраиваюсь, так как писал музыку для фильмов разных жанров».
***
«Невозможно спасти плохой фильм хорошей музыкой».
***
Написавший музыку для порядка 500 фильмов Морриконе о безмерно почитаемом им композиторе Иоганне Себастьяне Бахе:
«По сравнению с Бахом я практически безработный»
***
Морриконе признался, что одним из главных разочарований в его карьере стало то, что он не смог написать музыку для фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».
***
Лишь спустя 50 с лишним лет в индустрии Маэстро получил «Оскар» в соревновательных категориях за работу в фильме «Омерзительная восьмерка». Несмотря на легендарный статус и десятки знаковых партитур к кинолентам, это единственная победа Эннио Морриконе в этой категории.
***
«Я был уверен, что должен получить статуэтку за работу в картине "Миссия". Особенно учитывая, что награду в том году вручили за саундтрек к фильму "Полночный джаз", который не был оригинальным. Аранжировка Херби Хэнкока была очень хороша, но она использовала уже существующее произведение. Поэтому сравнения между ней и саундтреком "Миссии" не должно было быть».
***
Маэстро получил собственную звезду на голливудской «Аллее славы» лишь в 2016 году.
***
«Самое главное – это качество. Я надеюсь, люди запомнят, что моя музыка обладала качеством. Иногда меня просят написать что-то простое, так как история фильма простая. Но я всегда стараюсь создать что-то уникальное».
***
Инструментальная композиция Эннио Морриконе The Ecstasy of Gold из вестерна «Хороший, плохой, злой» нередко используется как вступительная музыка на концертах знаменитой группы Metallica.
***
«Я всегда говорил, что, по моему мнению, цель музыки в кино передать то, что не видно в кадре или не сказано в диалогах. Это что-то абстрактное, наступающее издалека… и это должно привносить значение в фильм».
***
Написал оригинальную музыку для фильмов «Куда приводят мечты» и «Алая буква», но от нее в итоге отказались.
(Видео - неиспользованная тема к фильму «Куда приводят мечты» .)
***
К сожалению, легендарный саундтрек Морриконе для фильма «Однажды в Америке» остался без внимания Американской киноакадемии, так как студия банально не подала необходимые для выдвижения на премию документы.
***
«Встреча с моей женой Марией и наша женитьба – самые романтические моменты моей жизни. Она была подругой одной из моих сестер. Мы женаты уже более 60 лет. Когда мне было 40, я сказал ей, что закончу писать музыку для кино и отдам свое время созданию, что я называю, "абсолютной музыки". Я говорил это в 50, 60, 70, 80 лет. Возможно, когда мне будет 90, я остановлюсь».
***
«Все должны умереть. Я не очень-то боюсь этого. То, что меня действительно пугает, это если я умру раньше Марии и оставлю ее одну или наоборот. Идеально было бы уйти вместе».