Как говорилось в первой части статьи, будущий маршал Рокоссовский в середине 1937 г. был арестован по обвинению в шпионаже. Освободили его только в марте 1940 г. и отправили поправлять здоровье в Сочи. Великую Отечественную войну он встретил в звании генерал-майора.
После поражения немецкой армии под Курском, наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне: стратегическую инициативу в ведении боевых действий перехватила Красная армия. Летом 1944 г. советское военное командование начало готовить широкомасштабную операцию по освобождению Белоруссии, получившую название «Багратион». Вот об этой-то операции и пойдёт речь ниже, поскольку она по праву считается самой блистательной победой советского оружия за всё время войны...
Во время обсуждения плана «Багратион» возникла непредвиденная ситуация. Эту операцию планировали Сталин и два его заместителя: маршалы Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Войскам под командованием генерала Рокоссовского по этому плану предписывалось сосредоточить все силы в один мощный кулак и прорвать оборону немецких войск на одном заданном по плану направлении. Но Рокоссовский предложил разделить свои силы на две части и наступать по двум сходящимся направлениям, чтобы окружить противника.
Все собравшиеся были против, и Сталин задал вопрос напрямую: зачем распылять свои силы, которых и так не хватает? А вдруг наступление при таком раскладе просто «захлебнётся» из-за недостатка войск?
Константин Константинович объясняет свою позицию: да риск провала операции есть, но в случае её успеха советские войска получают огромные преимущества, причём меньшей кровью. Сталин неумолим: удар должен проводиться в одном направлении. Маршалы Жуков и Василевский полностью с ним согласны. А Рокоссовский упёрся и продолжает настаивать на своём. Но и Иосиф Виссарионович тоже упёрся...
В конце-концов Сталин не выдержал и предложил несговорчивому генералу пару часов подумать над своим предложением в одиночестве и в отдельном кабинете. Когда Рокоссовского вновь пригласили в комнату для совещаний, он не отказался от своего плана. Сталин удивился и отправил генерала подумать ещё разочек...
Что передумал за это время Константин Константинович – одному Богу известно. И дело даже не в том, что спорить с товарищем Сталиным было порою смертельно опасно, а Рокоссовскому вновь попасть в пыточный подвал очень не хотелось. Суть в другом.
Исход войны всем был уже ясен, вопрос лишь во времени и количестве пролитой солдатской крови. Ведь мог же генерал Рокоссовский плюнуть на всё и согласиться с тремя маршалами. А потом в мемуарах написать, что был у меня, дескать, идеальный план, но идиоты Сталин, Жуков и Василевский вынудили меня принять их вариант. Но не таков был Константин Константинович...
Рокоссовского вновь пригласили на обсуждение предстоящей операции: ну что, подумали, товарищ генерал? Да, подумал. И считаю свой план лучше, чем ваш! Чертыхнулся товарищ Сталин и решил: ну и хрен с тобой. Твой план – вот и действуй по нему. Но и вся ответственность в случае провала тоже на тебе будет...
И 22 июня 1944 г., ровно через 3 года после начала Великой Отечественной войны, началась операция «Багратион» в соответствии именно с планом Рокоссовского. Её результаты можно узнать из мемуаров гитлеровских генералов:
Генерал-полковник Гейнц Гудериан: «Наш разгром начался 22 июня. В первый же день 25 немецких дивизий попросту исчезли… Не только группа армий “Центр“, но и группа армий “Север“ попали в катастрофу».
Генерал-лейтенант Зигфрид Вестфаль: «В течение лета и осени 1944 года немецкую армию постигло величайшее в ее истории поражение, превзошедшее даже сталинградское. 22 июня русские перешли в наступление на фронте группы армий „Центр“… Эта группа армий была уничтожена».
Генерал-майор В. фон Меллентин: «22 июня русские праздновали третью годовщину нашего вторжения в Россию грандиозным наступлением… Эта операция была одним из самых грандиозных событий войны, по своему размаху и значению несравнимо более важным, чем высадка союзников в Нормандии».
В результате проведения операции «Багратион» одними только пленными немцы потеряли более 150 000 человек (в том числе 21 генерал из 47, воевавшими на этом напавлении). Когда эта цифра была опубликована в официальной советской печати, наши англо-американские союзники не поверили.
И тогда было решено показать пленных всему миру. 17 июля 1944 г. по улицам Москвы прошагали 60 000 немецких солдат и офицеров, взятых в плен во время операции «Багратион». А замыкали колонны с военнопленными поливальные машины. Чтобы даже запаха от оккупантов не осталось на улицах столицы...
Всего через неделю после начала операции «Багратион» Сталин присвоил Рокоссовскому звание Маршала Советского Союза. А ещё через месяц Константин Константинович получает свою первую Золотую Звезду Героя Советского Союза. Напомню, Рокоссовский блистательно проявил себя в боях за Москву, под Сталинградом и на Курской дуге. Но Героем Советского Союза стал лишь в 1944 году, за проведение операции «Багратион». В том числе, думается, и за личное мужество и принципиальность в отстаивании своей позиции перед вышестоящими командирами...
Весной 1942 г. Л. З. Мехлис, посланный в Крым в качестве представителя Ставки, попросил Сталина заменить командующего фронтом на «кого-нибудь вроде Гинденбурга». Мехлис имел в виду знаменитого немецкого фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга, во время Первой мировой войны командовавшего Восточным фронтом против России.
Сталин в ответной телеграмме Мехлису раздражённо заметил, что «у нас нет Гинденбургов». И потом часто повторял эту фразу, имея в виду, что у нас мало достойных полководцев. Но после проведения операции «Багратион» Сталин на банкете по поводу этой победы торжественно заявил: «Да, у нас нет Гинденбургов, но зато у нас есть Рокоссовский!».
Ну а за то, что маршал в своё время сидел в тюрьме и подвергался пыткам, Сталин всё-таки извинился. Уже после войны, находясь у себя на даче в Крыму, Иосиф Виссарионович принимал военных. Во время застолья он отозвал Рокоссовского в сад и сказал: «Я знаю, что вы безвинно пострадали. Мне жаль, что так случилось. У вас есть все возможные награды от нашего правительства. Примите эту награду от меня лично». С этими словами Сталин нарвал большой букет роз и вручил его Рокоссовскому.
Вот так бывший зэк Рокоссовский провёл боевую операцию, которую по праву считают самой блистательной за период Великой Отечественной войны...
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
● Загадка смерти главного противника Петра Великого
........…………………………………..
Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/