В ночь на 16 сентября через Волгу переправился 39-й гвардейский полк под командованием гвардии майора С. С. Долгова. Без единой минуты передышки гвардейцы пошли на штурм Мамаева кургана, или, выражаясь языком военных, высоты 102,0.
В мирное время это было любимое место отдыха сталинградцев, отсюда хорошо виден город, дальние дали Заволжья, ковыльная степь. Пожалуй, в городе не было человека, который бы не знал, что когда-то здесь стоял шатер татарского хана Мамая.
А теперь на кургане обосновались гитлеровцы, захватив его неимоверно большой ценой: склоны высоты 102,0 были усеяны тысячами вражеских трупов. Захватив Мамаев курган, фашисты возвели на его вершине и склонах фундаментальные оборонительные сооружения: дзоты, разветвленную систему траншей и ходов сообщения. Все это позволяло им взять под прицел чуть ли не половину города и волжские переправы.
После разведки боем командиру полка Долгову стало ясно, что без подавления главного дзота и пулеметной точки, разместившейся на взлобье, высоты не взять. Осложняли дело кочующие по траншеям и ходам сообщений автоматчики и снайперы.
Уничтожить дзот вызвался гвардии младший лейтенант Г. И. Тимофеев. Взяв с собой четверых бойцов, он первым выбрался из окопа. Где ползком, а где и перебежками группа Тимофеева все ближе и ближе подходила к дзоту. Ее поддерживали и прикрывали плотным ружейным и пулеметным огнем.
Позвонил Родимцев, спросил у Долгова:
— Уничтожили дзот?
— Пока еще нет.
Но не успел командир полка передать телефонную трубку связисту, как раздался взрыв, за ним последовал второй.
Это послужило сигналом к началу атаки. Батальоны бросились на восточные и северные склоны кургана. Вышли из-за укрытий танки. Их было мало — всего лишь четыре, но они так были кстати!..
Гитлеровцы отвечали огнем с яростью обреченных, кое-где прижали гвардейцев к земле. И тогда встал во весь рост командир роты Иван Чуприна:
— За Родину! Вперед!
Бойцы ворвались в окопы противника, завязалась ожесточенная рукопашная схватка. Весь день шел бой. Сотни, тысячи трупов — вражеских и, как ни прискорбно, наших — устелили склоны и вершину Мамаева кургана. Погиб смертью героя гвардии лейтенант Чуприна...
Когда уже совсем стемнело, Долгов доложил комдиву:
— Высота сто два ноль полностью наша.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!