Новый сезон команда Citroën начнет с обновленным составом пилотов. И если возвращение в родной коллектив Себастьена Ожье выглядело вполне ожидаемым шагом, то контракт с Эсапеккой Лаппи вызвал некоторое удивление.
В конце сезона финн оставит команду, возглавляющую зачет производителей, и примкнет к коллективу, что второй год подряд не может выбраться с последней позиции того же зачета. Добавить к этому автомобиль с непростой репутацией и пятикратного чемпиона мира по ралли в напарниках — и вот уже список и характер вопросов эволюционирует до неприличных.
Впрочем, у 27-летнего гонщика уже готовы ответы. Их-то он и озвучил в беседе с корреспондентом AUTOhebdo, рассказав подробнее о своем решении и планах на следующий год.
На июльском ралли Финляндия вы уверяли, что намерены остаться в Toyota. Три месяца спустя вы перешли в Citroën. Что заставило вас изменить свое решение?
Эсапекка Лаппи: А я его и не менял — мне просто не хотелось, чтобы об этом говорили. Скажи я в тот момент, что хочу оставить Toyota, на меня бы посыпался град вопросов. А так я избежал лишних проблем и сохранил хорошие отношения с командой, умудрившись при этом не вызвать особого интереса к своем переходу в другой коллектив. В конце концов, я никогда не исключал вероятности ухода — в том числе в Citroën.
И когда же вы приняли решение уйти?
Эсапекка Лаппи: Не скажу, что был готов подписать контракт еще до ралли Финляндия, но в конце июля понял, что это хорошее решение. Окончательно меня убедило выступление Мадса Остберга (норвежец лидировал в гонке на протяжении четырех спецучастков и финишировал вторым).
Что конкретно заинтересовало вас в выступлении Мадса?
Эсапекка Лаппи: Если подходить к вопросу строго с точки зрения результатов, C3 WRC всегда был очень быстр на асфальте, но вот на гравии к машине было много вопросов. В Финляндии стало очевидно, что автомобиль может ехать быстро и на этом покрытии. Это-то и придало мне уверенности в своем выборе.
А мотив? Что заставило сменить команду?
Эсапекка Лаппи: Мы очень хорошо пообщались с Пьером Бюдаром (руководителем Citroën Racing), и ему удалось убедить меня в реальном желании видеть меня за рулем его автомобиля. Возникло ощущение, что он готов оказать мне всю необходимую поддержку, а такое отношение со стороны руководителя команды всегда очень приятно. Вот, собственно, и основная причина.
Кроме того, я был рад услышать о том, что в команду переходит и Себастьен Ожье. Так я получу отличную возможность научиться чему-нибудь у него.
Означает ли сказанное, что в Toyota вы такой поддержки не ощущали?
Эсапекка Лаппи: /длительное молчание/ Мне, пожалуй, лучше бы ничего не говорить… но давайте скажем, что в Citroën этой поддержки больше.
Отношение к пилотам в Toyota одинаковое?
Эсапекка Лаппи: /колеблется/ Я бы сказал, что да. Есть небольшие отличия, но они никак не связаны со скоростью или результативностью, а потому не имеют значения.
Вам никто не говорил, что размен возглавляющей чемпионат команды на коллектив, который находится на последнем месте в зачете производителей, — безумие?
Эсапекка Лаппи: /смеется/ Ну, примерно такие комментарии я читаю в последнее время! /становится серьезным/ Я прекрасно понимаю эту позицию, и она совершенно справедлива — если рассматривать только текущие результаты команды.
В то же время я уверен в потенциале машины и коллектива. В прошлом Citroën всегда сопутствовал успех, и люди в команде, в общем-то, остались те же и точно не поглупели. Потенциал есть, но раскрыть его полностью пока не удалось. Посмотрим, что в следующем сезоне получится сделать у нас.
Что же, хотите вернуть Citroën в лидеры WRC?
Эсапекка Лаппи: Это один из мотивов. Ведь если мы вместе с Себастьеном вернем марке былую славу, то станем национальными героями!
Ну ладно, про героев я пошутил. Но задача действительно хорошая.
А какие отношения сложились у вас с Ожье?
Эсапекка Лаппи: До сих пор общались не так много. В целом по общению на ознакомлении с маршрутом или совместных мероприятиях складывается впечатление очень расслабленного человека. Профессионал, очень серьезно относится к работе, но при этом не лишен чувства юмора. Нормальный парень.
Знаете, когда я выступал в WRC 2 (Лаппи участвовал в серии с 2013 по 2016 годы, в последний сезон став чемпионом мира), я чаще слышал о нем какой-то негатив. Уже после, за пару сезонов насмотревшись на него вблизи и пообщавшись лично, я полностью изменил свое мнение. Он приятный человек, очень вежливый и… да… абсолютно нормальный.
Каково это — знать, что будешь выступать в одной команде с многократным чемпионом мира?
Эсапекка Лаппи: Думаю, сначала надо оказаться в этой команде — и вот тогда уже можно будет ответить на этот вопрос. Пока что он всего лишь другой гонщик.
В прошлом году я многому научился у Яри-Матти Латвалы, а в этом — у Отта Тянака, который, к слову, очень и очень быстр. Посмотрим, чему смогу научиться у Себастьена. Как знать, может, ничего не изменится?
Что вы имеете в виду?
Эсапекка Лаппи: Я имею в виду, что перехожу в команду с пилотом, который должен быть быстрее меня. Это значит, что мне придется работать над собой, совершенствуясь и пытаясь сравняться с ним, а то и опередить. То же самое происходит со мной и в Toyota; разница лишь в том, что у Себастьена пять титулов, а у Отта ни одного.
Выбирая Citroën, вы уже не расценивали себя как новичка, которому еще многому предстоит научиться?
Эсапекка Лаппи: Еще не так давно меня просили гарантированно добираться до финиша, чтобы накопить максимум опыта. Сегодня концепция изменилась, и я могу ехать так быстро, как захочу. Однако постоянная атака — не лучшая из стратегий, и я, конечно, уже не считаю себя новичком, но в Toyota я по-прежнему наименее опытный из пилотов.
Я доволен тем, что на каждом ралли, независимо от типа покрытия, почти не уступаю по скорости Яри-Матти. Но вот Отт в этом сезоне буквально летит по спецучасткам, и сравниться с ним не представляется возможным. Мне остается лишь говорить себе, что в будущем — быть может, уже в следующем году — я смогу с ним поравняться. Пока же Отт умудряется делать с Yaris WRC нечто такое, чего я не понимаю.
К давлению в новой команде готовы?
Эсапекка Лаппи: Думаю, что готов. Придется сходу показать свою скорость и способность привозить результат, но это не так сложно. Мне под давлением даже лучше. Мой главный враг — это я сам. Я постоянно хочу быть лучше, всегда пытаюсь стать лучше, и еще лучше, и еще, и потом еще добавить… до тех пор, пока это не приводит к проблемам. Ну, таков уж я.
Обсуждали ли вы Ожье с Латвалой, который работал с ним в Volkswagen, или с Тянаком, который год назад выступал с ним за M-Sport?
Эсапекка Лаппи: /смеется/ Нет, но идея хорошая! Я, правда, не думаю, что они захотят рассказать мне о нем всё, что знают.
Какие цели ставите перед собой на сезон-2019?
Эсапекка Лаппи: Провести его лучше, чем этот.
Если говорить о машине, то я надеюсь, что мы сумеем довести её до ума, даже несмотря на то, что я пока не очень понимаю, какой опыт могу привнести в команду. Соперничество с Ожье? У нас будет одинаковая техника, так что хотелось бы выйти на его уровень, а там посмотрим.
Что же до результатов, то здесь хотелось бы бороться за подиум на каждом ралли. Задача сложная, но реализуемая — если получится показывать прежнюю скорость, не допускать ошибок и постепенно прибавлять.
А чего вам не хватает, чтобы прибавить?
Эсапекка Лаппи: Тестов. У автомобиля WRC гораздо больше настроек, чем у R5, и я до сих пор не знаю всего спектра доступных возможностей. Мне известно лишь, что они существуют, но я не понимаю, как их использовать, потому что не имел возможности как следует их опробовать.
Кроме того, после тестов неплохо бы показывать ту же скорость и в гонке. Мне не хочется натворить глупостей в пятницу — собственно, по этой причине я почти никогда не завершаю первый день в группе лидеров. Когда не уверен в машине на 100%, сложно показать хороший результат. А как только оказываешься позади, зарабатываешь неудобную стартовую позицию на оставшиеся дни и лишь усложняешь свое положение…
И вот Яри-Матти и Отт с их богатым опытом ориентируются в ситуации быстрее меня. Они сразу понимают, как действовать в конкретных условиях, как справляться с погодой и так далее. Они лучше разбираются в настройках своих автомобилей. Я же редко бываю полностью доволен своими.
Ну ничего, вы молоды, будет время всему научиться!
Эсапекка Лаппи: Ну да. К тому же, вечное недовольство порождает личный рост. Вот если бы я был доволен своими результатами, это был бы плохой знак…
А почему бы в таком случае не использовать оставшиеся этапы сезона для того, чтобы отработать настройки и заполнить пробелы в познаниях?
Эсапекка Лаппи: Потому что команда должна выиграть чемпионат в зачете производителей. Сейчас не до глупостей.
В юные годы Тянак и Латвала разбили немало машин. У вас в этом отношении очень неплохая репутация…
Эсапекка Лаппи: Это верно. И, кстати, парень, который заменит меня в следующем году, тоже изрядно наколотил! /смеется/
Вы знаете, что у Citroën лучшая кофемашина в сервис-парке? Как думаете, поможет вам наконец-то прибавить в первый день ралли?
Эсапекка Лаппи: /смеется/ Отличные новости! Посмотрим, надеюсь, что и правда поможет.
В истории Citroën было не так много финских пилотов. Последним остается Микко Хирвонен, который добился с командой только одной победы — на ралли Сардиния 2012 года. Вы рискуете стать первым финном, который улучшит это достижение!
Эсапекка Лаппи: И еще одна хорошая новость! Быть может, в следующем сезоне и правда результаты будут лучше.
C3 WRC уже тестировали?
Эсапекка Лаппи: Нет, пока нет.
И подписали контракт с Citroën, не опробовав машину?
Эсапекка Лаппи: В наши дни сложно провести тесты в полном секрете, не наследив фотографиями или иной информацией. Сейчас у каждого в кармане мобильник, и если пилот Toyota попадется за рулем автомобиля Citroën, у него будут большие проблемы. Пока что ведутся переговоры с нашей командой: мы пытаемся выяснить, возможно ли протестировать машину до конца сезона или всё же придется работать с ней уже после Нового года…
Уже выучили что-нибудь на французском?
Эсапекка Лаппи: С десяток слов, простейших вроде «привет». Так совпало, что на днях я нашел книгу, которую мне подарил друг: что-то вроде самоучителя и финско-французского разговорника. Он сделал этот подарок шесть лет назад, потому что считал, что в 2013-м я буду выступать за Citroën!
Поставьте, пожалуйста, лайк — так мне будет понятно, что стараюсь не зря.
И подписывайтесь на канал — тут бывает интересно =)