Найти в Дзене

Кто такой "Банник" в древней Руси?

Оглавление

Издавна домашние бани на Руси, как прави­ло, входили в состав жилого комплекса. Их ставили по берегам рек или озер, а то и во дво­ре, поблизости от колодцев. В парной бане не только мылись, но и лечились от разных бо­лезней (по пословице: «Баня парит, баня пра­вит, баня все исправит»). В ней совершали не­которые обряды, например, в бане накануне венчания происходило обрядовое купанье не­весты — под грустные песни подруг и причи­тания.

-2

В баню, как и в овин, приходили гадать девушки, желавшие узнать свою судьбу. Из-под девяти заборных столбов они брали землю и бросали ее на каменку, приговаривая: «Байни- чек девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем». В ответ банник должен был погла­дить спрашивавшую. Был и другой вид гада­нья: девушки ночью голыми выскакивали из бани и бросались в снег, а наутро, рассматри­вая отпечатки, гадали об их значении.

Все эти и другие действия не были случай­ными. У русских с древних времен существо­вал культ бани. Он поддерживался верой в ее очистительную и целебную силу. Баня была источником удовольствия для людей, хорошо потрудившихся в течение недели. Но частью культа был и страх перед баней: как это ни странно, ее считали местом «нечистым», «по­ганым», опасным, в ней таилась беда, от кото­рой следовало беречься. В народной песне об этом так сказано:

На болоте баня рублена,

По сырому бору катана,

На лютых зверях вожена,

На проклятом месте ставлена.

Эти темные, таинственные, даже враждеб­ные человеку свойства бани, ее «нечистота» воплощены в народных представлениях о не­чистом духе — баннике (у белорусов — лазнике). Считалось, что банник постоянно живет в нетопленой бане, за каменкой или под полом, а когда баню топят, где-то укрывается.

О внешности его известно мало: это нагой старик, немытое тело его покрыто налипши­ми листьями от березовых веников. Он всегда готов навредить пришедшим людям; рассер­дившись (например, если моющиеся громко говорили в бане или стучали тазами), он, неви­димый, бросался горячими камнями, плескал кипятком.

-3

Считалось, что семья могла без опаски пользоваться баней только в три очереди, по­сле третьей («третьего пара») шел мыться сам банник, причем собирал также леших, овин­ников и прочую нечисть. Если человек попа­дал на четвертый пар — живым ему было не уйти.

Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли для него воду в кадках, дарили (жертвовали) черную курицу. По вы­ходе из бани говорили: «Спасибо те, байнушко, на парной байночке».

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал"ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!

Хобби
3,2 млн интересуются