" Величава природа Сибири - необъятные просторы тайги и сибирских степей, высокие горы Саяны, живописные изумрудные реки, спокойный и могучий "священный" Байкал. Несметные богатства хранят глубокие недра земли - огромные запасы полезных ископаемых, россыпи золота и алмазов.
Всё это служит человеку. Тайга даёт древесину, из которой мы строим добротные дома. В сибирских степях пасутся стада, до горизонта расстилаются поля хлебов. Преградив Ангаре дорогу к Енисею, советский человек создал Иркутское море, воздвигает Братскую ГЭС, и теперь Байкал отдаёт свою могучую энергию, чтобы обогреть и осветить всю Восточную Сибирь.
А сколько строек, новых городов в Сибири: Ангарск, Братск, Шелехово; сколько заводов, совхозов и колхозов! Но главное богатство Сибири - это замечательные люди. Слово "сибиряк" давно стало синонимом смелого и мужественного человека.
Всё это ждёт художника, художника - труженика, художника с взволнованным сердцем, с глубокими мыслями и широкой душой, художника - разведчика, а не созерцателя." (Ежемесячный журнал оргкомитета Союза Художников РСФСР "Художник" № 4,1959. Рубрика "Художественная жизнь Российской Федерации", статья председателя правления Иркутского отделения Союза Художников РСФСР В. С. Рогаля.)
Возвращение Ивана Несынова после учёбы в Таллинском государственном художественном институте в Иркутск совпало со строительством Иркутской ГЭС. Грандиозная стройка в Сибири, с бушующей Ангарой, после спокойного европейского Таллина, была настоящим и контрастным событием. Оно увлекло и поразило художника и в 1959 году он пишет картину "Покорители Ангары"(1959,168*285, Министерство Культуры РСФСР, х./м.), которая в 1960 г. стала участницей Республиканской художественной выставки " Советская Россия" в г. Москва.
Большое количество времени ушло на сбор материала к картине: рисунков ,этюдов. Выбор был сделан в пользу темы работы водолазной бригады. По наблюдениям Ивана Ивановича, работа водолазов восхищала всех рабочих строительства ГЭС. Потребовалось изучение деталей, костюмов, поиск характеров героев картины, наблюдение за состоянием природы, чтобы выбрать наиболее эмоциональные черты в противостоянии человека и стихии. Можно только представить себе то сопротивление, которое оказывала Ангара, когда люди решили нарушить её привычное состояние.
Для создания композиции художник принимает решение выстроить её по двум пересекающимся диагоналям и золотому сечению. В точку 1,6 была поставлена доминанта - главная фигура водолаза, готового к работе, к спуску. Первая диагональ образована линией трапа с находящимися на нём фигурами водолазной бригады. Она как бы перекрывает вторую диагональ из линии светлой и тёмной воды снизу и линии сооружённой ГЭС сверху. Пар, идущий от выстуженной воды, усиливает контраст и подчёркивает напряжение физического состояния фигур, смешиваясь с водой и конструкцией ГЭС. Лёд на трапе дополняет драматизм и, в тоже время, героический пафос происходящего. Спасательный круг в этой обстановке выглядит наивно.
История страны и история изобразительного искусства пересеклись в этот момент на картине "Покорители Ангары" и живописными средствами художник документально рассказал о суровой действительности из жизни советского народа . Позднее, историки искусства такое пересечение назовут "суровым стилем", а художников, которые будут продолжать создавать произведения на тему трудовых будней советского народа - шестидесятниками.
Та энергия, которая живёт в произведениях "шестидесятников" заложена уверенностью художников в том, что они рисовали трудовую победу и торжество идей социализма. Иван Иванович не был исключением. Он верил в то и в тех , о ком писал свои картины.
Научный сотрудник Иркутского областного художественного музея Светлана Баранова, возглавлявшая отдел советского изобразительного искусства , в каталоге "Изобразительное искусство Сибири", следующим образом описывает это время: "Большое значение для Иркутской организации Союза художников РСФСР имело пополнение её молодыми кадрами. Со второй половины 50-х годов в Иркутске стали работать выпускники художественного училища А.И Зудинов, Е.С.Симонов, В.В.Тетенькин и другие, а также приехавшие в Иркутск выпускники художественных вузов страны А.И.Вычугжанин, Г.В. Богданов, И.И.Несынов. Новое поколение художников принесло в искусство свой мир образов."
В 1960 г. Иван Иванович Несынов по результатам творческой работы был принят в Союз художников СССР.
Уровень российского, советского искусства определяли крупные художественные выставки: зональные и республиканские. Для участия на этих выставках, которые считались этапными событиями , создавались произведения, ставшие достижениями советского искусства.
Искусствовед Маргарита Тупицына в статье "У истоков соцреализма. Государство как автор." пишет: "Когда в 1934 году социалистический реализм был санкционирован в качестве культурной догмы, его создатели - точнее, его изготовители - положили начало тому , что со временем кристаллизовалось в гигантскую металингвистическую структуру, постоянно воспроизводящую себя в виде клишированных стереотипов: бесконечных изображений трудового процесса, великих вождей, войны и деяний героев революции."
Вспоминая это время, Иван Иванович говорил, что с одной стороны верил в идеи построения социалистического общества , с другой стороны удивлялся тому, что если художник думал о возможностях изобразительного искусства вне идеологических канонов, то обрекал себя на гонения.
В 50-е годы уже был пример классического гонения в Свердловске, где секретарь парторганизации Свердловского отделения Союза художников РСФСР Ю. Иванов возглавил борьбу с Эрнстом Неизвестным.
В статье "О работе с молодёжью" Ю. Иванов пишет:
"Коллектив обязан прийти на помощь тем, кто ошибается, кто уходит с партийных позиций в искусстве. Пример тому - история со скульптором Э. Неизвестным. Проявление формалистических тенденций в его творчестве не получило поддержки в коллективе, вызвало единодушное осуждение свердловских художников. Но вместо того, чтобы принять доброжелательную товарищескую критику, скульптор Неизвестный покинул Свердловск и переехал в Москву, считая мнение нашего коллектива проявлением устаревших взглядов и представлений.
Свердловские художники решительно осуждают появление работы скульптора Неизвестного на 5-й выставке молодых художников Москвы. Это произведение, по его мнению, представляет собирательный образ современного уральского рабочего. Трудно придумать более злой пасквиль на рабочего, чем эта скульптура."
Становится модным обвинять кого - то из художников в формализме или пропаганде буржуазного искусства. В Иркутске эта участь постигла А.П.Жибинова.
Он, фронтовик, не выдержал многочисленных обвинений в свой адрес в "формализме" и закончил жизнь самоубийством.
У Ивана Ивановича Несынова не всё получается гладко в уже имевшем различные художественные группировки коллективе. Он беспартийный, да ещё и из буржуазного западного Таллина с непонятной и незнакомой творческой школой и неизвестными учителями. Семья обязывает наладить быт. Нужна квартира и место для творческой работы. Всё это вопросы, которые решаются на самом высоком партийном уровне. Сначала семья живёт по временному адресу: Иркутск, ул. 8-е Марта, дом 8, кв.1. Затем выделяется комната в двухкомнатной квартире на Площади Декабристов совместно с пожилой парой. Творчеством Ивана Ивановича постоянно интересуется А.К.Лебедев - начальник Отдела изобразительных искусств и охраны памятников Министерства Культуры СССР.
Молодой художник был отправлен на укрепление творческого коллектива сибиряков и на то ему были выданы соответствующие бумаги. За его плечами крупные выставки, в том числе международная в Пекине и его произведение уже в коллекции Третьяковской галереи. Главное управление изобразительных искусств Министерства Культуры СССР заключает договор под номером 1 от 16 августа 1957 года на выполнение художественного произведения на тему "индустриального труда рабочего класса Сибири"(многофигурная композиция). Судьбой молодого художника интересуется Семён Николаевич Щетинин - первый секретарь Иркутского областного комитета КПСС. С его помощью решились вопросы с квартирой и творческой мастерской. Местные и центральные средства массовой информации активно пишут о создании молодым художником картины "Покорители Ангары". И Иван Иванович оправдывает ожидания ярким и динамичным многофигурным произведением.