Найти в Дзене
🧠 СДВГ у девочек: почему его реже замечают? Большая часть обращений за консультацией и диагностикой к нам в центр – это мальчики. По статистике, симптомы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) действительно чаще выявляют именно у них. Но значит ли это, что девочки более защищены? Давайте разберёмся. ❓Почему девочек с СДВГ замечают реже: 1. Диагностическое смещение Гиперактивность и импульсивность, по которым обычно диагностируют СДВГ, чаще выражены у мальчиков. У девочек же чаще «тихий», невнимательный или эмоциональный профиль, который сложнее заметить. 2. «Женский защитный эффект» (Female Protective Effect) Чтобы симптомы СДВГ у девочек стали очевиднее, у них должны быть выше генетические риски. Получается, если СДВГ всё же выявлен у девочки, возможно, форма расстройства будет более тяжёлой, чем у мальчиков. 3. Гормональные различия Эстрогены улучшают внимание и память, но при гормональных колебаниях (пубертат, менструальный цикл) симптомы СДВГ могут резко усиливаться. Высокий уровень тестостерона у мальчиков связан с большей импульсивностью и гиперактивностью, что делает симптомы более заметными и диагностируемыми. 4. Темпы созревания мозга У девочек кора мозга и префронтальные цепи созревают чуть быстрее, что частично защищает их от выраженной гиперактивности. 💡Что это значит для родителей и педагогов: ✔️ Если девочка часто невнимательна, эмоциональна, но не выглядит гиперактивной, это может быть сигналом для консультации со специалистом. ✔️ У девочек особенно важно отслеживать эмоциональные и когнитивные колебания во время гормональных перестроек (например, подростковый возраст). ✔️ Не ждите, пока проблемы станут очевидными и явными. Чем раньше диагностирован СДВГ, тем больше возможностей помочь ребёнку. ✨ Девочки с СДВГ часто незаметны, но от этого не менее уязвимы. Поэтому наша с вами задача – вовремя увидеть, понять и помочь. 💬 Что думаете по поводу этих различий у мальчиков и девочек? Делитесь своим мнением в комментариях. На фото мы с дочкой Верой. 👋🏻 Я – Вячеслав Лебедев, детский нейропсихолог и психофизиолог. Если чувствуете, что нужна помощь – приходите. 👉🏻 Записаться можно на сайте wleb.pro
5 месяцев назад
📞Почему нельзя позвонить на мозг как на телефон? Недавно в одном подкасте психофизиолога Александра Каплана спросили: «Если в мозге, как и в телефоне, постоянно бегают электрические сигналы примерно той же мощности — почему же я ловлю сигнал от телефона в соседней комнате, а от мозга — нет?» Отличный вопрос! Всё дело в том, что мозг — мастер маскировки. Он спрятан под черепом и несколькими оболочками, которые экранируют его сигналы. Так что никакой Wi-Fi-мозг нам не светит, даже если очень захотеть. 💡Но однажды случилась научная революция: — В начале XX века наш учёный Владимир Правдич-Неминский впервые зарегистрировал электрический сигнал мозга… собаки. — Чуть позже Ганс Бергер поймал эти сигналы уже у человека и стал отцом-основателем электроэнцефалографии (ЭЭГ). *На мой взгляд, это не совсем справедливо, ведь Павлов тоже начинал с собак… Сегодня ЭЭГ — это наш суперинструмент. Психофизиологам он позволяет «подслушать» мозг: понять, как он работает, что его тревожит, где нужна поддержка и помощь. Что это значит для родителей? Если ребёнок часто устаёт, плохо концентрируется или странно засыпает, ЭЭГ помогает заглянуть не только снаружи, но и внутрь — без магии, а с помощью науки. 💬 А вы знали, что мозг — это электростанция под защитой? Что удивило больше всего? #ВячеславЛебедев #нейропсихолог #Психофизиология #РазвитиеРебёнка #ЭЭГ #МозгИНаука
6 месяцев назад
⚙️ Что такое развитие ребёнка с точки зрения психофизиолога? Развитие ребёнка — это не просто «вырастает и умнеет». Это целая симфония мозга, тела и эмоций, которая протекает на трёх уровнях одновременно: 1️⃣ Созревание нервной системы С рождения и примерно до 25 лет (!) в мозге происходят масштабные перестройки: 🔹 миелинизация (обрастание нервных волокон «изоляцией» для быстрой передачи сигналов), 🔹 синаптическая обрезка или прунинг (удаление лишних связей), 🔹 развитие лобных долей (планирование, контроль, саморегуляция). Это объясняет, почему малыш импульсивен, а подросток — эмоционален. 2️⃣ Сенсомоторное развитие Движение и восприятие — основа мышления. Ребёнок познаёт мир руками, глазами, ушами. Нейрофизиологи особо подчёркивают: развитие моторики связано с развитием речи, внимания, памяти. Поэтому важно не только читать книги, но и лазить, лепить, прыгать. 3️⃣Эмоциональное и волевое развитие Способность понимать и регулировать свои эмоции формируется по мере созревания связей между лимбической системой (эмоции) и префронтальной корой (контроль). Без истерик тут, увы, не обойтись — но это часть пути! Что это значит для родителей? 🔸 Развитие идёт неравномерно — сегодня успех, завтра откат. Это нормально. 🔸 Движение и игра — не пустяки, а топливо для мозга. 🔸 Важны не только занятия, но и отношения: мозг развивается быстрее всего в атмосфере безопасности и поддержки. По данным ведущих журналов Nature Neuroscience и Neuron, ключевую роль играют: 😴 качество сна, 🥑 режим питания, 🎨 разнообразие стимулов, 🤩 эмоциональная вовлечённость родителей. Помните: ребёнок — не проект, а живой процесс. Ваша задача — не подгонять под шаблон, а помогать раскрыться. 💬 А Вы замечали, как менялся Ваш ребёнок в этом году? Что удивило больше всего?
6 месяцев назад
🚀 Космос рядом. Даже если вы просто следите за пульсом. Сегодня, вспоминая одно из величайших достижений инженерной мысли — первый полёт человека в космос — важно помнить: целью было не просто построить ракету. Цель была — вывести человека за пределы планеты и сохранить его живым и вменяемым. А это значит — понять, как работает человеческое тело и мозг в условиях стресса, перегрузки, изоляции, невесомости. Для этого была создана космическая медицина. И один из её важнейших вкладов — это телеметрия и анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР). Именно благодаря этим исследованиям мы сегодня можем отслеживать, насколько “перегрет” организм. В том числе — у детей, подростков, взрослых, находящихся не в кабине космического корабля, а в классе, офисе или на приёме у нейропсихолога. 📚 Немного истории: В 1960-х советский учёный Роман Маркович Баевский разрабатывает методику анализа сердечного ритма космонавтов. Традиционные обследования в космосе невозможны, поэтому нужен способ “слышать” тело дистанционно, в реальном времени и без лишней аппаратуры. Так появляется телеметрия и расчёт стресс-индекса Баевского — способ понять, как сильно организм сейчас “на пределе”. 📉 Что такое ВСР? Вариабельность сердечного ритма — это не “насколько часто бьётся сердце”. Это — насколько оно умеет подстраиваться под ситуацию. Чем больше гибкости — тем лучше организм справляется со стрессом, утомлением, изменениями среды. Чем ниже ВСР — тем больше напряжения и рисков. 📍А теперь внимание: то, что создавалось для космонавтов, сегодня работает в нашей повседневной психофизиологической практике. У нас в центре нейрофитнес.рф: — Мы измеряем ВСР у детей с высокой тревожностью — Оцениваем восстановление после умственной нагрузки — Смотрим, как организм реагирует на стресс — И помогаем подобрать подходящий режим: не “универсальный”, а именно для этого ребёнка 🤖 И да, именно благодаря этим космическим разработкам: — у нас есть носимые устройства, которые отслеживают пульс и состояние — есть телемедицина — есть функциональная диагностика, которая опирается не только на наблюдение, но и на объективные физиологические данные Так что космос ближе, чем кажется. И телеметрия, которая когда-то помогала Юрию Гагарину покорить космос, сегодня помогает нам понять, что происходит внутри ребёнка, когда он не может объяснить это словами. С Днём космонавтики! И с уважением — к тем, кто смотрит в небо. И к тем, кто работает с телом, умом и нервной системой — здесь, на Земле.
6 месяцев назад
Двойка – тоже результат! На недавней моей консультации с родителями возник вопрос: двойка – это результат или нет? Вопрос интересный и крайне важный. Давайте в нём разберёмся! В любой деятельности модно выделить процесс и результат. В некоторых ситуациях важен именно процесс. Например, когда ребёнок играет или рисует, главное, чтобы он получал удовольствие и развивался, а не чтобы обязательно получился шедевр. Но учебная деятельность по своей природе требует результата. Этот результат фиксируется оценкой. И да, двойка – это тоже результат. Почему так? Представьте две ситуации: 1. Ребёнок получает двойку за самостоятельную работу. 2. Ребёнок получает пятёрку за задание, которое полностью сделал с родителем. Какой из этих результатов важнее для развития ребёнка? С точки зрения нейропсихологии, двойка, полученная за самостоятельную работу, намного важнее и полезнее, чем «искусственно заработанная» пятёрка. Почему это так важно? Только тогда, когда ребёнок осознает связь между своими усилиями и результатом (даже если это двойка), у него начинает формироваться правильная мотивация. И уже после этого появляется интерес не только к итоговой оценке, но и к процессу её достижения. Не наоборот! Сначала ребёнок учится ставить цели, достигать результатов и видеть свои ошибки. А потом уже он начинает получать удовольствие от самого процесса учёбы, понимая, как именно его усилия приводят к успеху. Двойка – это сигнал, который говорит: «Ты попробовал, и у тебя получилось вот так. Давай посмотрим, что можно улучшить?» И такой подход намного эффективнее, чем идеальная оценка, которая никак не отражает реальных усилий и навыков ребёнка. А как вы относитесь к оценкам своих детей? Считаете двойку результатом или нет? Делитесь мнениями в комментариях! #нейропсихолог #сдвг #уроки #школа
7 месяцев назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала