Вячеслав Лебедев | Всё о детском мозге!
19
подписчиков
Тот самый троечник, который смог 🚀…
🧠 СДВГ у девочек: почему его реже замечают? Большая часть обращений за консультацией и диагностикой к нам в центр – это мальчики. По статистике, симптомы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) действительно чаще выявляют именно у них. Но значит ли это, что девочки более защищены? Давайте разберёмся. ❓Почему девочек с СДВГ замечают реже: 1. Диагностическое смещение Гиперактивность и импульсивность, по которым обычно диагностируют СДВГ, чаще выражены у мальчиков. У девочек же чаще «тихий», невнимательный или эмоциональный профиль, который сложнее заметить. 2. «Женский защитный эффект» (Female Protective Effect) Чтобы симптомы СДВГ у девочек стали очевиднее, у них должны быть выше генетические риски. Получается, если СДВГ всё же выявлен у девочки, возможно, форма расстройства будет более тяжёлой, чем у мальчиков. 3. Гормональные различия Эстрогены улучшают внимание и память, но при гормональных колебаниях (пубертат, менструальный цикл) симптомы СДВГ могут резко усиливаться. Высокий уровень тестостерона у мальчиков связан с большей импульсивностью и гиперактивностью, что делает симптомы более заметными и диагностируемыми. 4. Темпы созревания мозга У девочек кора мозга и префронтальные цепи созревают чуть быстрее, что частично защищает их от выраженной гиперактивности. 💡Что это значит для родителей и педагогов: ✔️ Если девочка часто невнимательна, эмоциональна, но не выглядит гиперактивной, это может быть сигналом для консультации со специалистом. ✔️ У девочек особенно важно отслеживать эмоциональные и когнитивные колебания во время гормональных перестроек (например, подростковый возраст). ✔️ Не ждите, пока проблемы станут очевидными и явными. Чем раньше диагностирован СДВГ, тем больше возможностей помочь ребёнку. ✨ Девочки с СДВГ часто незаметны, но от этого не менее уязвимы. Поэтому наша с вами задача – вовремя увидеть, понять и помочь. 💬 Что думаете по поводу этих различий у мальчиков и девочек? Делитесь своим мнением в комментариях. На фото мы с дочкой Верой. 👋🏻 Я – Вячеслав Лебедев, детский нейропсихолог и психофизиолог. Если чувствуете, что нужна помощь – приходите. 👉🏻 Записаться можно на сайте wleb.pro
📞Почему нельзя позвонить на мозг как на телефон? Недавно в одном подкасте психофизиолога Александра Каплана спросили: «Если в мозге, как и в телефоне, постоянно бегают электрические сигналы примерно той же мощности — почему же я ловлю сигнал от телефона в соседней комнате, а от мозга — нет?» Отличный вопрос! Всё дело в том, что мозг — мастер маскировки. Он спрятан под черепом и несколькими оболочками, которые экранируют его сигналы. Так что никакой Wi-Fi-мозг нам не светит, даже если очень захотеть. 💡Но однажды случилась научная революция: — В начале XX века наш учёный Владимир Правдич-Неминский впервые зарегистрировал электрический сигнал мозга… собаки. — Чуть позже Ганс Бергер поймал эти сигналы уже у человека и стал отцом-основателем электроэнцефалографии (ЭЭГ). *На мой взгляд, это не совсем справедливо, ведь Павлов тоже начинал с собак… Сегодня ЭЭГ — это наш суперинструмент. Психофизиологам он позволяет «подслушать» мозг: понять, как он работает, что его тревожит, где нужна поддержка и помощь. Что это значит для родителей? Если ребёнок часто устаёт, плохо концентрируется или странно засыпает, ЭЭГ помогает заглянуть не только снаружи, но и внутрь — без магии, а с помощью науки. 💬 А вы знали, что мозг — это электростанция под защитой? Что удивило больше всего? #ВячеславЛебедев #нейропсихолог #Психофизиология #РазвитиеРебёнка #ЭЭГ #МозгИНаука
⚙️ Что такое развитие ребёнка с точки зрения психофизиолога? Развитие ребёнка — это не просто «вырастает и умнеет». Это целая симфония мозга, тела и эмоций, которая протекает на трёх уровнях одновременно: 1️⃣ Созревание нервной системы С рождения и примерно до 25 лет (!) в мозге происходят масштабные перестройки: 🔹 миелинизация (обрастание нервных волокон «изоляцией» для быстрой передачи сигналов), 🔹 синаптическая обрезка или прунинг (удаление лишних связей), 🔹 развитие лобных долей (планирование, контроль, саморегуляция). Это объясняет, почему малыш импульсивен, а подросток — эмоционален. 2️⃣ Сенсомоторное развитие Движение и восприятие — основа мышления. Ребёнок познаёт мир руками, глазами, ушами. Нейрофизиологи особо подчёркивают: развитие моторики связано с развитием речи, внимания, памяти. Поэтому важно не только читать книги, но и лазить, лепить, прыгать. 3️⃣Эмоциональное и волевое развитие Способность понимать и регулировать свои эмоции формируется по мере созревания связей между лимбической системой (эмоции) и префронтальной корой (контроль). Без истерик тут, увы, не обойтись — но это часть пути! Что это значит для родителей? 🔸 Развитие идёт неравномерно — сегодня успех, завтра откат. Это нормально. 🔸 Движение и игра — не пустяки, а топливо для мозга. 🔸 Важны не только занятия, но и отношения: мозг развивается быстрее всего в атмосфере безопасности и поддержки. По данным ведущих журналов Nature Neuroscience и Neuron, ключевую роль играют: 😴 качество сна, 🥑 режим питания, 🎨 разнообразие стимулов, 🤩 эмоциональная вовлечённость родителей. Помните: ребёнок — не проект, а живой процесс. Ваша задача — не подгонять под шаблон, а помогать раскрыться. 💬 А Вы замечали, как менялся Ваш ребёнок в этом году? Что удивило больше всего?
🚀 Космос рядом. Даже если вы просто следите за пульсом. Сегодня, вспоминая одно из величайших достижений инженерной мысли — первый полёт человека в космос — важно помнить: целью было не просто построить ракету. Цель была — вывести человека за пределы планеты и сохранить его живым и вменяемым. А это значит — понять, как работает человеческое тело и мозг в условиях стресса, перегрузки, изоляции, невесомости. Для этого была создана космическая медицина. И один из её важнейших вкладов — это телеметрия и анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР). Именно благодаря этим исследованиям мы сегодня можем отслеживать, насколько “перегрет” организм. В том числе — у детей, подростков, взрослых, находящихся не в кабине космического корабля, а в классе, офисе или на приёме у нейропсихолога. 📚 Немного истории: В 1960-х советский учёный Роман Маркович Баевский разрабатывает методику анализа сердечного ритма космонавтов. Традиционные обследования в космосе невозможны, поэтому нужен способ “слышать” тело дистанционно, в реальном времени и без лишней аппаратуры. Так появляется телеметрия и расчёт стресс-индекса Баевского — способ понять, как сильно организм сейчас “на пределе”. 📉 Что такое ВСР? Вариабельность сердечного ритма — это не “насколько часто бьётся сердце”. Это — насколько оно умеет подстраиваться под ситуацию. Чем больше гибкости — тем лучше организм справляется со стрессом, утомлением, изменениями среды. Чем ниже ВСР — тем больше напряжения и рисков. 📍А теперь внимание: то, что создавалось для космонавтов, сегодня работает в нашей повседневной психофизиологической практике. У нас в центре нейрофитнес.рф: — Мы измеряем ВСР у детей с высокой тревожностью — Оцениваем восстановление после умственной нагрузки — Смотрим, как организм реагирует на стресс — И помогаем подобрать подходящий режим: не “универсальный”, а именно для этого ребёнка 🤖 И да, именно благодаря этим космическим разработкам: — у нас есть носимые устройства, которые отслеживают пульс и состояние — есть телемедицина — есть функциональная диагностика, которая опирается не только на наблюдение, но и на объективные физиологические данные Так что космос ближе, чем кажется. И телеметрия, которая когда-то помогала Юрию Гагарину покорить космос, сегодня помогает нам понять, что происходит внутри ребёнка, когда он не может объяснить это словами. С Днём космонавтики! И с уважением — к тем, кто смотрит в небо. И к тем, кто работает с телом, умом и нервной системой — здесь, на Земле.
Двойка – тоже результат! На недавней моей консультации с родителями возник вопрос: двойка – это результат или нет? Вопрос интересный и крайне важный. Давайте в нём разберёмся! В любой деятельности модно выделить процесс и результат. В некоторых ситуациях важен именно процесс. Например, когда ребёнок играет или рисует, главное, чтобы он получал удовольствие и развивался, а не чтобы обязательно получился шедевр. Но учебная деятельность по своей природе требует результата. Этот результат фиксируется оценкой. И да, двойка – это тоже результат. Почему так? Представьте две ситуации: 1. Ребёнок получает двойку за самостоятельную работу. 2. Ребёнок получает пятёрку за задание, которое полностью сделал с родителем. Какой из этих результатов важнее для развития ребёнка? С точки зрения нейропсихологии, двойка, полученная за самостоятельную работу, намного важнее и полезнее, чем «искусственно заработанная» пятёрка. Почему это так важно? Только тогда, когда ребёнок осознает связь между своими усилиями и результатом (даже если это двойка), у него начинает формироваться правильная мотивация. И уже после этого появляется интерес не только к итоговой оценке, но и к процессу её достижения. Не наоборот! Сначала ребёнок учится ставить цели, достигать результатов и видеть свои ошибки. А потом уже он начинает получать удовольствие от самого процесса учёбы, понимая, как именно его усилия приводят к успеху. Двойка – это сигнал, который говорит: «Ты попробовал, и у тебя получилось вот так. Давай посмотрим, что можно улучшить?» И такой подход намного эффективнее, чем идеальная оценка, которая никак не отражает реальных усилий и навыков ребёнка. А как вы относитесь к оценкам своих детей? Считаете двойку результатом или нет? Делитесь мнениями в комментариях! #нейропсихолог #сдвг #уроки #школа
Высокочувствительный ребёнок: как помочь и поддержать? Если вы замечаете, что ребёнок воспринимает мир острее, чем другие дети, сильнее реагирует на шум, свет, эмоциональную обстановку, книга Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребёнок» станет для вас полезным путеводителем. 🔹 Что такое «высокая чувствительность»? Это врождённая особенность нервной системы, при которой ребёнок глубже и сильнее переживает окружающие события, эмоции других людей, звуки и свет. Такая особенность не является патологией — это просто одна из вариаций нормы. 📌 Особенности высокочувствительных детей: •Быстро утомляются от шума, большого количества людей, новых ситуаций. •Глубоко переживают эмоции, легко «считывают» настроение других. •Могут казаться застенчивыми или замкнутыми, хотя это просто потребность в уединении и восстановлении сил. •Имеют богатый внутренний мир, творческий потенциал и выраженную эмпатию. ✅ Как поддержать такого ребёнка? Практические рекомендации: •Создавайте спокойные зоны: ребёнок должен иметь место, где может отдохнуть от шума и ярких впечатлений. •Принимайте эмоции ребёнка: важно не обесценивать чувства, а признавать их и помогать ребенку их выразить словами. •Соблюдайте границы и стабильность: чёткий режим дня и предсказуемость помогут снизить тревожность. •Обучайте стрессоустойчивости: дыхательные упражнения, творчество, прогулки на природе – всё это помогает снизить сенсорную перегрузку. •Развивайте социальные навыки постепенно: маленькие группы и спокойная обстановка помогут ребенку комфортно адаптироваться к обществу. •Поддерживайте сильные стороны: чувствительность – это ресурс, позволяющий глубже воспринимать и понимать окружающий мир. •Соблюдайте баланс: не ограждайте ребёнка полностью от внешних стимулов, а постепенно учите его адаптироваться к ним. 🌟 Почему это важно сегодня? В современном мире дети перегружены информацией и впечатлениями. Понимание особенностей высокой чувствительности помогает избежать ошибок в воспитании, поддержать ребёнка, развить его уникальные способности и предотвратить родительское выгорание. ✨ Главный вывод книги: высокая чувствительность — это не недостаток, а потенциал. Ваша задача — помочь ребёнку превратить её в ресурс для гармоничного развития и реализации творческого потенциала. 💬 Делитесь в комментариях, узнаёте ли вы своего ребёнка в этом описании? Как вы поддерживаете его чувствительность? #КнижнаяПолкаРодителя #ВячеславЛебедев #нейропсихолог #дети #воспитание
Что значит «математический склад ума»? Вчера меня попросили прокомментировать особенности работы мозга Григория Перельмана — величайшего математика современности в сюжете ren.tv/...y=1 Из уважения к его желанию избегать публичности я отказался комментировать его личность, но вот об общей картине функционирования мозга математиков рассказал. ❓ Как же устроен мозг математиков? Исследования показывают, что у людей, успешно занимающихся математикой, есть несколько характерных особенностей работы мозга: 1. Повышенная активность теменных областей Именно эти участки мозга (особенно внутритеменная борозда) отвечают за числовую информацию и абстрактное мышление. У математиков эти зоны буквально «заточены» под числа и вычисления. 2. Особая роль лобных долей У профессиональных математиков дорсолатеральная префронтальная кора (часть лобных долей) активируется намного интенсивнее. Это связано с необходимостью удерживать в уме сложные логические цепочки и формулы. 3. Эффективная связь между лобными и теменными зонами У математиков часто обнаруживается усиленная взаимосвязь между лобными и теменными областями. Это позволяет быстрее переключаться между разными уровнями задачи — от конкретных числовых операций до абстрактных рассуждений. 4. Гибкость и устойчивость внимания Математики способны долго концентрироваться на сложных задачах, игнорируя отвлекающие факторы. Они быстрее и эффективнее адаптируются к изменению условий задачи благодаря развитым исполнительным функциям мозга. 🔸 Что это значит для развития детей? Исследования взрослых математиков дают важные подсказки и детской нейропсихологии: - Рабочая память и внимание — важные опоры для будущих математических способностей. Их стоит развивать с раннего возраста. - Гибкость мышления помогает детям увидеть задачу с разных сторон и спокойно реагировать на ошибки. - Важно учить детей не бояться сложностей и ошибок — это развивает уверенность и умение адаптироваться к новым условиям. 💬 А вы замечали за собой или своими детьми признаки математического склада ума? Поделитесь в комментариях! #ВячеславЛебедев #нейропсихолог #МатематикаИДети #РазвитиеРебёнка #МатематическийСкладУма
📚 Книги, которые помогают понимать детей. Мне пришла идея делиться с вами книгами, которые помогают глубже понять наших детей, их мышление и поведение. И начать я хочу с книги Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Кэрол Дуэк — профессор психологии, которая изучает, как установки человека влияют на его успех. Она выделяет два типа мышления: 1️⃣ Фиксированное мышление – убеждённость в том, что способности даны от природы и изменить их невозможно. Такой подход приводит к страху ошибок и нежеланию учиться. 2️⃣ Гибкое мышление – вера в то, что интеллект и способности можно развивать. Такие люди легче справляются с неудачами и воспринимают их как возможность расти. В книге «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк рассматривает влияние внутренних установок на успех и личностное развитие. 📌 Основная идея заключается в том, что существует два типа мышления: 🔹 Установка на данность – убеждение, что способности, интеллект и личностные качества даны от рождения и изменить их невозможно. 🔹 Установка на рост – вера в то, что любые способности можно развивать через упорство, обучение и усилия. 💡 Ключевые идеи книги: 1. Люди с установкой на рост стремятся учиться, воспринимают неудачи как возможность для развития. 2. Установка на данность приводит к избеганию сложных задач и боязни ошибок. 3. Правильный стиль похвалы (ориентация на процесс, а не на результат) помогает детям формировать установку на рост. 4. Родители, учителя и тренеры играют ключевую роль в формировании установок у детей. 5. Развитие гибкого мышления помогает не только в учёбе, но и в карьере, спорте, личных отношениях. ✏️ Вывод: Развитие установки на рост даёт возможность не бояться ошибок, а использовать их как инструмент для обучения и личностного роста. Это ключевой фактор успешности в жизни. Ставьте 👍🏻 если рубрика вам интересна и я продолжу делиться полезными книгами и ключевыми идеями из них.
Сингапурская модель образования: эталон или перегиб?
На недавнем эфире приводились примеры успешных учеников, обучавшихся по так называемой «Сингапурской модели». Неуспешные истории, как водится, оставили за кадром 😎 Я не успел высказаться из-за ограничения времени, поэтому сделаю это здесь. Считается, что Сингапурская модель — эталон современного образования, образцовая система. Но так ли это? Основная критика Во-первых, в научном и педагогическом сообществе накопилась значительная критика этой модели. Приведу ключевые замечания: 1. Чрезмерная ориентированность на тесты и рейтинги...
Запреты или альтернатива? Как уберечь детей от деструктивного контента Когда речь заходит о запретах для подростков, особенно в отношении видеоигр или интернета, часто возникает вопрос: работают ли они? История педагогики и психологии показывает, что запреты делают запретное ещё более привлекательным. 🚫 Почему запреты неэффективны? Сказать ребёнку, что «нельзя», — это лишь половина дела. Гораздо важнее показать, что можно. Игры с элементами насилия действительно могут повлиять на неокрепшую психику, но они — лишь один из множества факторов. 🏀 Что делать вместо запретов? Создавайте альтернативы. Творческие кружки, спортивные секции или занятия по интересам могут стать тем самым «выходом», который увлечёт подростка. Выбирайте игры с образовательным содержанием. Рынок видеоигр предлагает множество вариантов, которые развивают логику, креативность и навыки. Важно рассказывать о таких играх и продвигать их среди подростков. 🌐 Среда важнее контента Исследования показывают, что риски от деструктивного контента значительно выше для детей, растущих в неблагополучной среде. Если ребёнок окружён вниманием и заботой, даже влияние игр или интернета сводится к минимуму. 💡 Ключевая идея Если мы хотим, чтобы дети выбирали созидательное, нам нужно быть активными: предлагать им альтернативы, понимать их интересы и создавать среду, где они чувствуют поддержку и внимание. ✨ Формула известна: «Не можешь победить? Возглавь.» Вместо борьбы с тем, что увлекает подростков, создавайте для них полезные, интересные и развивающие варианты. #ВячеславЛебедев #Нейропсихолог #БезопасностьВИнтернете #ДетиИТехнологии
🧠📚 Детская нейропсихология - это глубокое погружение в мир развития детского мозга, позволяющее нам понять, как происходят процессы обучения и восприятия информации. 🔍 Нейропсихологи исследуют сложные процессы, благодаря которым дети узнают мир вокруг, а также взаимодействуют с родителями, учителями и сверстниками. Эти специалисты не просто исследуют - они помогают! ✅ Вот ключевые направления, в которых нейропсихолог может оказать поддержку вашему ребенку: 1.Оценка когнитивных функций: благодаря проведению нейропсихологической диагностики специалист оценит память, внимание и другие функции мозга вашего ребенка, выявив потенциальные проблемы и области для развития. 2.Понимание процесса обучения: специалист поможет понять, как мозг ребенка обрабатывает информацию, и почему могут возникать трудности в учебе. 3.Индивидуальные программы коррекции: если у ребенка есть трудности, нейропсихолог разработает индивидуальный коррекционный маршрут для улучшения учебных навыков ребёнка. 4.Социальное и эмоциональное развитие: важная часть работы нейропсихолога - помощь в формировании социальных навыков и навыков управления эмоциями. 5.Работа с родителями и учителями: нейропсихолог предоставит рекомендации для оптимизации процесса обучения и воспитания ребенка. 🌟 Нейропсихология открывает двери к успешному обучению и гармоничному развитию. Если вы замечаете, что у вашего ребенка возникают проблемы в учебе или поведении, обратитесь к специалисту. Чем раньше вы начнете, тем лучше результаты вы сможете достичь! 💪 #нейропсихология #развитие #дети #образование #обучение #психология #помощьдетям #родителившколе #учебныеуспехи #гармонияразвития
🧠 Тайна мозга: Почему даже лучшие нейропсихологи не дают гарантий? 🧠 Вы когда-нибудь задумывались, почему эксперты в области нейропсихологии не могут дать Вам 100% гарантии на результат? Разберёмся в этом вопросе вместе. 📌 Гарантии в психологии - это сложный вопрос, с которым приходится сталкиваться каждому практикующему специалисту. Объективно, гарантировать результат при работе с психикой и мозгом человека крайне затруднительно даже самому опытному эксперту, поскольку его достижение зависит не только от профессионализма, но и от ряда других факторов: 1. Уникальность каждого мозга. Как и снежинок, нет двух одинаковых 🧠. Например, даже у близнецов мозговые структуры могут отличаться. Это означает, что методы, которые работают для одного человека, могут не подойти другому. 2. Мозг не является статичным. Многие исследования показали, что даже взрослый мозг способен к нейропластичности, то есть к изменению и адаптации. Это означает, что ваш мозг завтра может работать иначе, чем сегодня. 3. Сложность психических процессов. Человеческий мозг и психика невероятно сложны и многогранны, и часто проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, имеют глубокие корни и требуют длительного времени для их разрешения. 4. Человеческий фактор. Психология и нейронаука изучают человека, а человеческое поведение может быть непредсказуемым из-за множества факторов: настроения, окружающей среды, физического состояния и многих других. 5. Отсутствие универсальных решений. Не существует единого решения или панацеи от всех проблем. Каждая ситуация требует детального анализа, который проводится специалистами на разных этапах работы: от первичной консультации и диагностики, до срезовых проб и контроля динамики спустя некоторое время после завершения занятий. Кроме того, результаты могут быть непредсказуемыми из-за различных обстоятельств, таких как болезнь, семейные события, уровень доверия родителей, доступность информации и многие другие. 🌟 Несмотря на указанные факторы, профессиональная помощь при достаточном уровне доверия со стороны родителей и готовности следовать рекомендациям специалиста, неизбежно даёт свои плоды и проводит к долгосрочным положительным изменениям. Работа с нейропсихологом - это путешествие к пониманию уникальности мозга и психики вашего ребёнка, полный множества открытий и улучшений в качестве жизни вашего ребёнка. Хотите узнать больше или поделиться своим опытом? Оставьте комментарий! 💌 #нейропсихология #мозг #психология #секретымозга #загадкичеловека