Сегодня я выхожу в эфир с сочной историей. Тема уже нам привычная — «а это точно ✨произведение искусства✨?» Жил-был румынский скульптор Константин Бранкузи (и недавно я побывала на его выставке в Париже 🥳), перебравшийся в 28 лет работать в Париж. Ему очень нравилась тема птиц, и создал он однажды скульптуру «Птица в пространстве» (аж 15 версий, в мраморе и бронзе + еще гипсовые слепки 🪶). Бранкузи стремился передать сущность птицы, элегантно взмывающей ввысь в полете, и он не видел необходимости в использовании для этого традиционных изобразительных форм. Одну версию скульптуры, созданную в 1926 году, он отправил из Парижа в Нью-Йорк на выставку, которую курировал его друг (и вам уже знакомый персонаж) Марсель Дюшан. На тот момент законодательство США позволяло ввозить произведения искусства без уплаты налога на импорт. Но… Сотрудники таможенной службы не посчитали эту скульптуру произведением искусства 🌝 По правилам было регламентировано, что скульптура — «что-то вырезанное или отлитое, имитация природных объектов, главным образом человеческой формы». Птица Бранкузи не так чтобы сильно напоминала птицу… Но напомнила сотрудникам таможенной службы скорее утилитарный объект из категории «Кухонная утварь и Больничные принадлежности» 🤡 Пришлось скульптору заплатить налог в размере 40% от стоимости работы… В своем телеграм-канале @viisforvisual я поделилась своими впечатлениями от похода на выставку работ Константина Бранкузи в Центре Помпиду. И, пожалуй, это моя самая романтичная заметка. Кстати, после завершения олимпийских игр в Париже музей закрывается на долгую реконструкцию. Так что бегите скорее (в мой канал) смотреть выставку, и не забудьте подписаться, чтобы не пропускать обзоры и анонсы моих лекций!
Ви | vi is for visual (arts)
707
подписчиков
на связи Ви — сомнительный искусствовед 😎…
Еще чуть-чуть по теме «вандализм или искусство?» — перформансов с задействием уже существующих произведений. Недавно экоактивисты облили томатным супом из банок (отсылка к Энди Уорхолу) «Подсолнухи» Ван Гога в Национальной галерее Лондона. Все в порядке — картина была под стеклом, а активисты привлекали внимание к теме, на что идут собранные государством деньги (люди платят за входной билет, чтобы посмотреть на прекрасные произведения искусства, а распределяется это все потом уже не так прекрасно). Тут голосования не будет, просто вчера обсудили, что ваз таких древних еще тысячи... И я не могла не упомянуть, что картин с подсолнухами у Ван Гога еще тоже предостаточно 🤪😅
Сегодня — второй пример из рубрики «вандализм или искусство». Не пропустите вопрос в конце! Дано: • двухтысячелетняя ваза китайской династии Хань • самый знаменитый китайский художник нашего времени Ай Вэйвэй • недовольство Ай Вэйвэя политикой Китайской коммунистической партии в части призыва бороться со старым порядком и истреблением традиционной культуры страны Решение: Покупка художником вазы в 1995, ее разбиение перед фотокамерой Результат: • Снимки процесса крушения вазы, названные «Роняя вазу династии Хань» • Разбитая древняя ваза Что скажете — вандализм это или искусство? 😁 Пояснение дала в своем телеграм-канале @viisforvisual (не забудьте подписаться!)
Хочу поднять тему «переиспользования» произведений искусства, скажем так. Мне просто интересно ваше мнение, поэтому не пропустите, пожалуйста, вопрос 😘 Начну с темы в общем, а потом пойдем по конкретным примерам. Итак, помните, в статье «Современном искусстве — 101» я рассказывала, что вообще модернизм и современное искусство в первую очередь про переосмысление традиционных представлений о красоте, эстетике, художественных приемах? Принято считать, что искусство, особенно признанное, это раз и навсегда. Что оно с нами, чтобы мы на него смотрели, восхищались гением автора, возможно, заложенными в работу смыслами. Но представить, что сама работа может претерпеть какие-либо изменения кажется немыслимым — как можно покушаться на произведение, если сам автор такого не завещал? Но опять же, искусство современности — это про вызов. Поэтому покушения на оригинальные работы не всегда сопровождаются ярлыком «вандализм». В моих прошлых заметках уже упоминались имена Виллема де Кунинга и Роберта Раушенберга. Работа Виллема де Кунинга «Женщина III» является одним из самых дорогих произведений в мире. И вот появилось однажды на свет произведение «Стертый рисунок де Кунинга». Автором является Роберт Раушенберг, но история произведения такова — художник уговорил Виллема де Кунинга подарить ему свой рисунок, а затем стер его ластиком. И выставил под своим именем. Мне интересно, как бы вы это оценили? Считается ли это произведение для вас искусством? Пояснение я оставила для вас в своем телеграм-канале @viisforvisual (и не забудьте подписаться!) Продолжение следует...
Сегодня возвращаюсь с одной из лично моих самых любимых рубрик — значения цветов, и под светом софитов сегодня коричневый. Прежде чем читать дальше, подумайте — с чем коричневый цвет ассоциируется в первую очередь у вас? Лично я думаю о кофе, выпечке и о том, что хочу больше коричневых вещей в своем гардеробе 🐒 🍂 Для начала предлагаю перенестись мысленно в осень. Опавшая разлагающаяся листва, сырая почва и кора деревьев, остатки ягод и орехов... Коричневый ассоциируется с плодовитым существованием земли и также растворением этой жизни. 🦦 Значительная часть животных — коричневые. Их природный камуфляж позволяет им сливаться с деревьями, камнями, грязью, песком в пустынях, застоявшейся водой рек, озер, болот. 🧳Также коричневый ассоциируется с роскошью, он богатый и скромный одновременно. Вызывает ощущение тепла, глубины, мягкости. Мебель, отделка в старых и дорогих домах, кожаные изделия. Только вспомните, сколько брендов сегмента luxery используют за основу своей айдентики именно коричневый цвет. 🦇 Закат солнца и наступление сумерек сопровождаются оттенками сепии. Вообще коричневый — цвет отсутствия цвета, обесцвечивания (ржавчина, засохшая кровь, засуха). 💩 Коричневый может ассоциироваться и с путаницей, неразберихой, скукой. А снова вернувшись в мир физический — это бесформенный навоз, грязь, помои, отходы, рвота, муть, канализация... Высушивание и мумификация... 🪖 Способность коричневого сливать человека с толпой использовалась в создании униформ военных, усиливая таким образом коллективную идентичность, зависимость. Нацистских солдатов прозвали “brownshirts” — «коричневорубашечники». 🟤 Но в заключение давайте снова к приятному и даже жизнеутверждающему. Коричневый — это цвет зарождения и становления. Как очертания суши возвышаются над морской бездной, как только засеянные поля таят в себе латентную жизнь. Стоять ногами на твердой почве, или думать о «доброй земле».
Продолжаю рассказывать про прошедшую выставку Марка Ротко в Париже. В самих работах я отметила то, что Марк Ротко как нащупал однажды свой стиль, так и оставался ему верным в течение всего своего последующего творческого пути. Он мог уходить в более темные тона (а незадолго до смерти — в депрессивный монохром), могла меняться контрастность, но (тут я если честно долго подбирала умные слова, но решила в итоге не выпендриваться и сказать, как думаю) прямоугольники оставались прямоугольниками. Я, как человек, которому быстро все надоедает, была искренне восхищена такому постоянству на протяжении десятилетий… Еще я заценила, как он решил дропнуть тему с оформлением в багет (его первые работы еще заточены в рамки, но с самой первой картины в том самом «его стиле» рамкам сказано «пока»). Что-то такое бунтарское 😎 И чуть вернусь в мир сухих фактов и техник — выходя из состояния транса, начинаешь разглядывать и то, как картина была написана. ✨оговорка — я не шарю✨ Он писал маслом, и я не знаю, насколько это вообще легко и возможно, но разглядывая переходы между цветами и фигурами (прямоугольниками 😁) я ловила себя на том, что мне это напоминает какую-то акварельную историю, когда чтобы получить красивый градиент можно сделать хоп — «h2o просто добавь воды 🧜🏻♀️», и все готово 👻 Учитывая то, что я до этого натыкалась на информацию, что Марк Ротко эти переходы вытачивал, видимо, тут не так все просто, как с акварелью)) Если кого-то триггернула моя безграмотность — простите, просто предел моих художеств это гуашь и фломастеры 😁 Финальным наблюдением были люди, которые меня окружали, но об этом я поделись уже в своем телеграм-канале @viisforvisual. Подпишитесь, чтобы не пропускать обзоры и анонсы моих лекций!
Зимой я ходила на выставку Марка Ротко в Париже 😌 Сама по себе выставка, факт её проведения, оказались для меня каким-то особым таинством, и сегодня мне хочется поделиться именно вот такими моментами, которые сделали поход особенным. В конце концов, Марк Ротко — экспрессионист, все про эмоции и чувства, так что как будто правильно, если я в первую очередь поделюсь именно ими ❤️🩹 В общем, еще до момента покупки билета мне показалось, что выставку сделали как будто специально для меня (🌏👸🏼🌍 — смотрите, это мир тоже вокруг меня вертится). У нас с одной моей подругой есть что-то типа неофициального книжного клуба. Мы в целом любим британскую классику, а осенью нас потянуло на какое-то легкое приятное чтиво. Подруга предоставила список литературы, я ушла в книжный запой, а при встречах мы обсуждали, что успели прочитать. В одной из книг, которую я читала в октябре, по сюжету молодой врач из небольшой шотландской деревни переехал на пару месяцев в Лондон. Вытащили его однажды в Tate (знаменитый британский музей), где ему было все непонятно и ничего ему не нравилось. Пока он не попал в зал с работами Марка Ротко. Герой был поражен: «Просто краска на стене, а вызывает такие сильные, глубокие чувства. … Эти картины трогали душу, проникали в самое сердце.» И в этот момент перещелкнуло в моей голове, что я обязательно должна сама увидеть работы этого художника — что почувствую я? Буквально через несколько дней проверяю почту и вижу письмо от Fondation Louis Vuitton с анонсом выставки Марка Ротко, которая проходит в их пространстве по 2 апреля 2024 (😱) Естественно, я ДОЛЖНА БЫЛА на нее успеть, тем более что именно в тот период я занималась возобновлением своей французской визы. Сделаю еще небольшую ремарку: выставки в Foundation Louis Vuitton это просто отвал всего — они по максимуму собирают работы из всех возможных галерей, частных коллекций, чтобы выставить это все на 3 этажах их красивейшего здания, продумывая грамотную последовательность, освещение работ и прочие нюансы, которые делают просто выставку отличной выставкой. То есть сходить на выставку именно туда — это как разом увидеть все, что только доступно к просмотру на свете. К слову, для выставки Марка Ротко они перевезли все работы из того самого зала в лондонском Tate, назвав это у себя «зал Tate» 😁 У меня было какое-то ощущение, что эту выставку лучше посещать вечером, так что поход был запланировал на 6 вечера. И я, кажется, не прогадала с этим, учитывая и освещение в залах — полумрак и приглушенный точечный свет, направленный на работы. Марк Ротко кстати был щепетильным в плане освещения работ и их расположения относительно друг друга и специально оставлял инструкции «как надо». В общем, атмосфера было что надо. Но вернусь сразу к ключевому вопросу — «что почувствую я?» Знаете, вот все, что я читала про произведения, то, что сам автор про них говорил, слова того героя из книги — все так и есть. Смотришь, и правда что-то внутри происходит, что даже сложно словами описать. Причем на какие-то картины просто смотрела и шла дальше, а какие-то гипнотизировали, погружали в транс, как будто затягивали в себя. Для каждого зрителя, мне кажется, такая подборка картин будет отличаться. Я еще обратила внимание, что подписи к картинам были все расположены вдали от них самих, как будто чтобы они не отвлекали, чтобы зритель оставался наедине с полотном. А в своем телеграм-канале @viisforvisual я поделилась картинами, перед которыми я сама стояла в гипнозе. Подпишитесь, чтобы не пропускать обзоры и анонсы моих лекций! * Продолжение следует 😗✌🏻
В творчестве Энди Уорхола и Жан-Мишель Баскии поднимались социальные темы. Если вы ещё не знаете, то вот знайте теперь, что я такой человек, которому трудно с придыханием любоваться работами итальянских мастеров эпохи Ренессанса, зато на писсуар я бы посмотрела с огромным удовольствием, зная, что за этим стоит вызов. Как и обещала, хочу поделиться двумя их работами, от которых сердечко моё, конечно, сжалось 💔 1. “Taxi, 45th/Broadway” Начало картины было положено Уорхолом — он изобразил жёлтый капот, из чего Баския уже решил развить автобиографичный сюжет: ночь, перекрёсток 45 и Бродвея, чёрный мужчина поднимает руку с желанием поймать такси. Всё, что он слышит — оскорбления. Общий друг художников, ещё один знаменитый художник Кит Харинг, прокомментировал: «Будучи чёрным и молодым, он встревал в тупиковые ситуации, не мог даже поймать такси. Имея при этом 10 000 баксов в кармане.» 2. “Ten Punching Bags (Last Supper)” Эта работа не выставлялась при жизни художников. На каждой груше Энди Уорхол изобразил лицо Иисуса Христа с репродукции «Тайной вечери» Леонардо на Винчи. И по ним Жан-Мишель Баския многократно написал “Judge”, как будто это было много ударов по груше. Для него мир бокса был связан с представителями афро-американского сообщества, которые являлись для него героями. Сама работа является мрачным напоминанием о линчеваниях. Набожная католическая вера Уорхола воплощена здесь, напоминая о расизме, жестокости, несправедливости в тяжёлый период, связанный с эпидемией СПИДа и смертью некоторых близких ему людей. В своем телеграм-канале @viisforvisual я также поделилась и забавными наблюдениями с выставки. Подпишитесь, чтобы не пропускать обзоры и анонсы моих лекций!
В Париже я ходила на выставку в Foundation Louis Vuitton, посвященную супер-дуо одних из самых дорогих художников XXI века — Энди Уорхола и Жан-Мишель Баскии. Разница в возрасте у этих друзей была приличная — 32 года, но это им не помешало стать близкими друзьями, тусить и творить вместе. Когда у Энди Уорхола уже была первая ретроспективная выставка, Жан-Мишель Баския только пошёл в детский сад 👣 Меня очень радует в биографиях обоих, что искусством они начали заниматься как-то сразу по жизни, не было вот этих периодов как у некоторых «сначала он 100 лет работал юристом, а потом стал творить» (кстати, кто из творцов приходит вам на ум, когда говорят про позднее творческое становление, причём не только среди художников? если кого вспомните, пишите в комментариях) С 17 лет Баския уже привлёк к себе внимание, будучи стрит-арт художником в дуэте с Al Diaz (творческое объединение SAMO). 2 года они работали вместе, но потом Баския отделился и стал писать картины. Ну и теперь совсем fun fact: Официально Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския познакомились в 1982 году. НО: ✨в 1979 Баския продал Уорхолу 2 свои открытки в ресторане в Сохо, ✨ в 1980 Баския побывал в мастерской Уорхола (та самая Фабрика), и Уорхол купил у Баскии свитшот его дизайна MAN MADE. Баския: «а вообще-то, я предприниматель 😎» Завтра покажу две работы, которые произвели на меня самое сильное впечатление. А в своем телеграмм-канале @viisforvisual я также поделилась своими самыми искренними наблюдениями от похода. Подпишитесь, чтобы не пропускать обзоры и анонсы моих лекций!
Современное искусство — 101
По следам прошедшей в моем тг-канале @viisforvisual викторины решила сделать заметку и выделить базовые признаки, которые позволят тыкнуть в произведение и сказать «это искусство — современное». 🗓️ Первое (и самое верное) — время. Модернизм (импрессионизм, пост-импрессионизм, японизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм) был до современного искусства. Чаще всего эту временную грань относят к 1960-м, 1970-м. Так что в целом, достаточно посмотреть на дату создания работы. 🦑 Конечно, помимо времени есть и другие отличия — в методах, средствах, подходах...
Готовлюсь ко съёмке. Мне дозволено делать всё, что хочу, и моя душа, фанат символизма, просто ликует. Неосознанно я хотела задействовать для двух сцен синий цвет, причём в разных значениях, с разными интерпретациями. Решила подкрепить это какой-то базой, поэтому рука снова потянулась за любимой «Книгой символов». А чуть ранее утром эта рука тянулась за сине-голубым лонгливом. В общем, время этой заметки наконец пришло. Синий. 🔷 • Помимо моря и неба, синий является самым редко встречающимся цветом в природе. Учитывая эту «неземную» особенность цвета, люди окрашивали богов в синий — это египетский Кнеф, Юпитер, Кришна, Вишну, германское божество Один. • Синий связан с вечностью, запредельным, неземной красотой, религиозной трансцендентностью, отстранённостью от земного. • В повседневной жизни символизм синего может казаться не таким очевидным, но чаще всего он указывает на особенное, высшее, самое ценное и значимое. Это синяя лента за первое место, "blue-ribbon committee" в США (группа исключительных людей, назначенных для расследования, изучения, анализа заданного вопроса, и обладающая значительной степенью независимости от каких-либо авторитетных лиц, органов власти), «голубые фишки» (акции наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний), «голубая кровь» (про аристократов). • Интересно, что по мере эволюции человечество научилось различать сначала цвета из тёплого спектра, и «синий» поэтому появился в языке позже. Например, у Гомера ещё не было в обиходе такого слова, поэтому синее море он характеризовал просто как «тёмное». А в большей части языков мира одно слова обозначает и «синий», и «зелёный». • Первый пигмент — ультрамариновый, добывался из полудрагоценного камня лазурита, и он был настолько дорог, что использовался очень редко и только для самых важных изображений, а также изображений духовной красоты и совершенства. • В то же время синий считается холодным. Он охлаждает и успокаивает. Это цвет лунного света. Синий замедляет сердечный ритм, понижает давление, замедляет рост растений. • Это цвет синяков, меланхолии, уныния (на англйиском "the blues"). Значимые проявления в искусстве — «голубой период» творчества Пабло Пикассо, жанр музыки «блюз». Получилось, что для съёмок я хотела использовать акцентный синий по некоторым своим соображениям, но это на 100% совпало со значениями, которые человечество закладывает уже много веков. Синий — мой любимый цвет. Я обожаю все его оттенки, но особенно — серо-голубой, как цвет моих глаз. Иллюстрации: 1 — Yves Klein, Monochrome bleu (IKB 242 A), 1959. Знаменитый запатентованный оттенок синего. 2 — Pablo Picasso, The Old Guitarist, 1903. Из того самого «голубого периода». 3 — Vincent Van Gogh, The Starry Night, 1889. Эта картина уже несколько дней у меня на виду по разным случайным обстоятельствам.
Винсент Ван Гог ну очень любил изображать подсолнухи. В его коллекции можно найти натюрморты с 2, 3, 4, 5, 12 и 15 подсолнухами. На любой вкус и бюджет 😅 А вот Поль Сезанн очень любил писать купальщиков и купальщиц. Как видите, разных полов, в разных количествах 🏊🏻 Может, вам на ум приходят ещё какие-нибудь художники, у которых прослеживается периодическая любовь к написанию картин на определённые сюжеты? Я ещё подумала про Дега с его балеринами, но это не совсем то — больше всё-таки похоже на основной мотив творчества, отличительный знак.