Найти в Дзене
Алексей Саврасов

Алексей Саврасов

В самом будничном виде неброской природы средней полосы Алексей Саврасов первым сумел увидеть настоящую красоту, от которой, может, и не захватывает дух, но на душе становится теплее.
подборка · 5 материалов
1 год назад
Алексей Саврасов. Пейзаж. Село Волынское, 1887 Академик и лучший пейзажист России теперь живет копеечными заказами. Когда-то в детстве он начинал с картинок для продажи на рынке – и на склоне лет возвращается к тому же: торгует своими этюдами по два рубля за штуку. В «Селе Волынском» мы видим стриженые вётлы, которые устремляют к небу свои голые веточки, вырастающие из монументальных стволов. И этот ряд деревьев рождает некий ритм. «Село Волынское» как будто написано уже другим Саврасовым – менее уверенна рука, меньше чёткости рисунка, небрежнее написан и фон, и детали. Эту и другие картины, написанные в последнее десятилетие жизни художника, искусствоведы определяют термином «пьяный Саврасов». К проблемам с алкоголем присоединяется ещё и постепенная потеря зрения. Клубок жизненных неурядиц окончательно запутывается, художник опускается все безнадежнее. Поздние работы Саврасова – все небольшого формата: такие можно написать быстро, чтобы тут же обменять на обед или штоф водки. Обречённость появляется и в жизни, и в картинах Саврасова. Он начинает тиражировать прежние работы – чаще всего свой главный хит, "Грачей". Причем, делает эти авторские копии все более размашисто и неточно. То вдруг березы из серебристых становятся розовыми, то небо превращается из голубого в зелёное. Трудно представить, сколько раз Саврасов писал одну и ту же вещь просто для того, чтобы не умереть с голоду. На московских улицах Левитан видит его одетым в старушечью кацавейку и лохмотья, Гиляровский встречает Саврасова с бородой "библейского пророка", в рваных ботинках и заношенной шляпе. «Совсем старик спился… Жаль беднягу, - пишет он. - Оденешь его - опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять - а он свое: «Никаких!» - рассердится и уйдет». Новая семья художника – гражданская жена и двое детей – живет впроголодь. «Этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям». Друзьям удается несколько раз вытащить Саврасова с самого дна. Говорят даже, что художник в последние годы все же сумел взять себя в руки и бросил пить. Он умер в московской городской больнице для бедных. На похороны Алексея Саврасова пришла горстка оборванцев с Хитрова рынка, которые знали его под кличкой "академик". И лишь несколько художников, которые шли за гробом, понимали, кого они провожают в последний путь. Человека, который создал само понятие русского пейзажа. "Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, " – написал в некрологе Исаак Левитан, его любимый ученик, которому еще предстояло победить учителя. В самом будничном виде неброской природы средней полосы Алексей Саврасов первым сумел увидеть настоящую красоту, от которой, может, и не захватывает дух, но на душе становится теплее. Из книги «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века» подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
1 год назад
Алексей Саврасов. Рожь, 1881 Смерти маленьких детей – одна за другой – надломили художника. Его внутреннее состояние в эти годы выливается в картину "Могила на Волге" – здесь он изображает могилу своей дочери. Именно эта работа послужит прообразом главного русского пейзажа – Левитановского "Над вечным покоем". Последней картиной, которую Саврасов покажет публике на очередной передвижной выставке, станет "Рожь". Это полотно похоже на трехслойный пирог. Внизу – колышущаяся рожь, на среднем плане – белые облака. А верхнюю часть картины занимают тяжелые нависшие тучи. По мотиву картина, конечно, близка одноименному полотну Шишкина, но решена совершенно в другом ключе. Саврасов пишет на том же материале более авторский, лирический пейзаж, в котором отчетливо читается тревога и печаль – в тех самых темных, низких облаках, которые собираются на переднем плане картины. Тучи сгущаются не только на картине «Рожь». В жизни Саврасова наступает пора затяжного ненастья, в котором не видно просвета. Начинается творческий спад, разлад и раздрай - душевный и физический. Саврасов срывается в затяжные запои. От него уходит жена. Как говорят искусствоведы, поздние работы Саврасова, с одной стороны, отличает живописная экспрессия, но с другой, - все больше заметна утрата мастерства. Прогулы и запои Саврасова долго терпят в училище живописи, но в конце концов он будет уволен с должности, съедет с казенной квартиры и до конца жизни будет скитаться по углам. Дочь Саврасова Вера потом напишет, что отец даже не хотел учить ее рисовать – он был уверен, что художники обречены на полуголодное существование. Из книги «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века» подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
1 год назад
Шедевр Саврасова - конструктор символов России
Алексей Саврасов – уважаемый художник с двадцатилетним стажем. В Товариществе передвижных выставок, которое создается с целью популяризации искусства, он – один из учредителей. Трудно представить, что Саврасову еще только предстоит сказать свое главное слово в искусстве. В 1870-м году он получает заказ Павла Третьякова на "зимние пейзажи на Волге" и уезжает с семьей из Москвы. Он прибывает в село Молвитино, останавливается в доме купца, смотрит утром в окно и говорит, что именно здесь он будет писать пейзаж...
1 год назад
Он первым отказался "причесывать" русский пейзаж
Вернувшись, наконец, к корням, Саврасов начинает присматриваться к привычным видам. Пока художники-жанристы изучают человеческие типы и характеры, Саврасов исследует с кистью в руках Подмосковье – Сокольники и Фили, Кунцево и Строгино. Он пишет среднерусский пейзаж по-новому – совершенно не так, как это делают его современники-академисты. Ведь в то время было принято писать природу «по мотивам» реальных пейзажей. Художник лишь вдохновлялся каким-то натурным видом, но потом идеализировал его – а чаще всего «итальянизировал»...
1 год назад
Как Алексей Саврасов увлекался "иностранщиной"?
Быстро заслужив признание, Саврасов становится одним из самых известных художников Москвы. У него гостеприимный дом, куда любят заходить друзья – Василий Пукирев, Василий Перов. По дружбе Саврасов и Перов помогают друг другу и в мастерской. Считается, что Саврасов пишет пейзаж в "Охотниках на привале" и "Птицелове" Перова. А Василий Перов – бурлаков в картине Саврасова «Волга под Юрьевцем». В 60-е годы Саврасов вступает в Московское общество любителей художеств, которое всячески пропагандирует искусство, устраивает выставки и добывает средства для поездок художников за рубеж...