Найти в Дзене
Воссоздание Строгановки в 1945
1945 - год Победы в Великой Отечественной войне - особенный для Строгановки. Ровно 80 лет назад в Москве было воссоздано Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). 5 февраля 1945 года «в целях подготовки высококвалифицированных кадров для художественной промышленности, декоративно-прикладного искусства и для выполнения художественно-отделочных работ при новом строительстве и восстановлении разрушенных немецкими захватчиками городов и памятников искусства» Совет...
1 день назад
Мастера Строгановской школы. Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
26 сентября 2025 года выдающемуся русскому и советскому художнику Сергею Васильевичу Герасимову исполнилось 140 лет. С.В. Герасимов - один из первых действительных членов Академии художеств СССР (с 1947), доктор искусствоведения (1956), Народный художник СССР (1958), лауреат Ленинской премии (1966 — посмертно), председатель правления Московского Союза советских художников. Сергей Васильевич с 1901 по 1907 годы учился в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище у К.А. Коровина, затем у него же в Московском училище живописи, ваяния и зодчества...
1 неделю назад
Факт 123. Сервиз «Тет-а-тет» из собрания музея МГХПА им. С. Г. Строганова. Фюрстенберг, Германия. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. 1760–1765 После закрытия и разделения ВХУТЕИНа, коллекция Художественно-промышленного музея была расформирована по крупным музеям страны: в Государственный исторический музей, Третьяковскую галерею, Государственный музей во сточных культур, Музей керамики, Музей народов СССР, Оружейную палату, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Строгановский музей был надолго закрыт. #Строгановка #Искусство #Дизайн
2 недели назад
Факт 122. Генплан г. Норильска Выпускники ВХУТЕИНа, друзья и соратники знаменитого архитектора К. С. Алабяна, Г. Б. Кочар и М. Д. Мазманян с конца 1930-х до начала 1950-х годов отбывали срок заключения в Норильске. Там, работая в гулаговских «шарашках», они создали десятки различных проектов — архитектурных и пла нировочных — для городов и посёлков, подведомственных НорильЛАГУ. В частности, они участвовали в создании генплана первого заполярного города в СССР — Норильска. Уже после освобождения, в 1955 – 1959 годах, Кочар был главным архитектором Красноярска. #Строгановка #Искусство #Дизайн
2 недели назад
Факт 121. А. Дейнека. Панно «Стахановцы» для оформления интерьера павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. 1937 В начале 1930-х Александр Дейнека (в прошлом студент ВХУТЕМАСа и преподаватель ВХУТЕИНа) создал ряд монументальных панно и росписей для интерьеров общественных зданий, павильонов ВСХВ и павильона СССР на Международной выставке в Париже (1937). В этой работе Дейнеке помогали его бывшие ученики по ВХУТЕИНу и Полиграфическому институту — Ксения Купецио, Григорий Гордон и др. Особенно примечательна работа над росписями Советского павильона для парижской выставки. Именно Дейнеке поручили написать панно на темы «Народные празднества» и «Знатные люди». Согласно концепции, разработанной автором проекта интерьера Николаем Суетиным, панно вывесили в заключительном пятом зале, где должно было быть показано, «что празднества в Советском Союзе отличаются от праздников капиталистических стран прежде всего своим содержанием; они отражают борьбу за социализм, показывают одержанные победы…». #Строгановка #Искусство #Дизайн
2 недели назад
Итоги участия РГХПУ им С.Г. Строганова в Пушкинских чтениях 2025 г. в "Болдино"
Музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдино Нижегородской области играет ключевую роль в сохранении и изучении творческого наследия великого русского поэта. Музей занимается популяризацией и исследованием его творчества, организуя научные мероприятия, выставки и образовательные программы. Коллектив музея, под руководством директора Нины Анатольевны Жирковой, активно работает над сохранением исторической среды, реставрацией зданий и созданием условий для комфортного посещения туристами. Благодаря усилиям...
2 недели назад
Факт 118. Карнавал к открытию летнего сезона ЦПКиО. Э. Хейфец. Фигуры капиталистов из карнавального шествия. 1929 Как известно, студенты ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа принимали самое активное и живое участие в оформлении официальных праздников. В 1929 году ЦПКиО к открытию летнего сезона организовал карнавал. Тогда через Красную площадь по улицам Москвы прошла автоколонна из полусотни ярко оформленных грузовых автомобилей. Группу режиссёров, работавших над сценарием праздника, возглавил ленинградский режиссёр Сергей Радлов. Всё художественное оформление карнавала было выполнено студентами театрально-декоративного отделения живописного факультета ВХУТЕИНа под руководством профессора Исаака Рабиновича. Это стало их курсовой работой. Фигуры были изготовлены из папье-маше с использованием самых разнообразных материалов — проволоки, жести, рогожи, ветоши и т.п. Любопытно, что во время работы над оформлением карнавала художники обратились за помощью к Наркомату иностранных дел, лично приезжал нарком Максим Литвинов, давший несколько корректирующих советов, необходимых для диплома тичного решения некоторых сатирических фигур и композиций. #Строгановка #Искусство #Дизайн
4 недели назад
Факт 120. Агиттекстиль. Ситец «Военно-морской флот» . Неизвестный автор. Конец 1920-х гг. Не только фарфор, но и текстиль впервые за всю историю своего развития приобретает «политическую окраску». В 1930–1932 гг. выпускницы текстильного факультета ВХУТЕИНа Мария Ануфриева, Надежда Полуэктова, Дарья Преображенская основали на текстильных фабриках Москвы и Иваново-Вознесенска новое направление — агиттекстиль. Множество художников-текстильщиков, выпускников ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа обратились к проектированию агиттекстиля, в котором пафос агитационной пропаганды и популяризации новых жизненных ценностей соединились с новаторскими поисками небывалой художественной формы. Дизайн агиттекстиля был основан на метричности повтора, акцентировании колорита, динамике построения изображений, включении типографического орнамента, состоящего из повторения букв, цифр и слов. #Строгановка #История #Искусство
4 недели назад
Факт 119. «Реформа высшей художественной школы». Карикатура из журнала «Бригада художников». 1930 В 1930 году ВХУТЕИН был расформирован, факультеты распределены по различным ведомствам и институтам. Архфак, объединившись с архитектурно-строительным факультетом МВТУ, был реорганизован в Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ). Живфак и скульптфак перевели в Ленинград, они вошли в состав Академии художеств. Полиграффак перешел в Полиграфический институт, а текстфак — в Текстильный. Керфак был преобразован в художественный факультет Института силикатов. Студентов младших курсов метфака перевели в МВТУ, а студентов дерфака — в Лесотехнический институт. Позднее Лисицкий вспоминал, что его талантливый студент, проектировщик мебели, стал директором лесопильного завода. #Строгановка #История #Искусство
4 недели назад
Композиция из стекла «Патагония» выпускницы Строгановского университета Наталии Баглей теперь в коллекции Русского музея
Свою историю рассказывает автор: «В 2021 году я, будучи художником-пейзажистом, поступила в магистратуру РГХПУ им. С.Г. Строганова на кафедру художественного стекла. К работе со стеклом я пришла через знакомство и учёбу у Андрея Николаевича Криволапова на курсах института дополнительного образования при университете. В течение двух лет учёбы в магистратуре я экспериментировала с различными способами перенесения пейзажа из картинной плоскости в скульптуру из стекла. Стекло очень интересный в этом...
162 читали · 4 недели назад
Факт 117. И. Рогожин. Стул. Проект выполнен в рамках курса «Культура материала» В. Татлина. 1929 Во ВХУТЕИНе велись новаторские поиски в области проектирования мебели и жилого пространства. Широко известен созданный под руководством В. Татлина «рессорный» стул из буковых брусьев, мягко пружинящий под человеком. В 1929 году по заданию Моссовета выпускник деревообрабатывающего факультета ВХУТЕИНа инженер-художник И. Лобов выполнил макет оборудования типовой комнаты, рассчитанной на семью из двух – трёх человек. В его проекте складные кровати отгораживались на ночь ширмой, откидные столы прикреплялись к стенам петлями, гардероб был задуман сезонным, в два яруса (вешалки с одеждой поднимались и опускались на блоках). Благодаря максимально экономному использованию площади и ширмам для зонирования пространства ему удалось одну комнату площадью 16,35 кв. м превращать из спальни в столовую, а затем — в рабочий кабинет. #Строгановка #История #Искусство
1 месяц назад
Факт 116. Глиссер во дворе ВХУТЕИНа. 1929 В июне 1929 года из мастерских дерметфака во двор ВХУТЕИНа на Рождественке вынесли корпус настоящего глиссера. Студенты погрузили его на две сцепленные подводы и отвезли на стоянку Автодора на Москве-реке. Здесь на глиссер установили двигатель и воздушный винт. За штурвал сел довольный конструктор — Владимир Мещерин, студент дерметфака мастерской Александра Родченко. Первый пробный заезд был сделан как раз напротив Парка культуры. Этот глиссер под названием ДМ1(дерметфак 1) был курсовым проектом будущего дизайнера автомобилей и скоростных судов. Студенты между собой называли этот глиссер «Дамский-Мещерин», по фамилиям друзей. #Строгановка #История #Искусство
1 месяц назад