Зарегистрированная страница
Smart Ballet | Балет. Форма. Педагогика
165,7 тыс
подписчиков
Smart Ballet — это больше, чем балет.…
Балетная программка 1938 года — воспоминания и размышления
Среди множества старых бумаг, фотографий и документов Нины Чороховой, оказавшихся однажды у меня совершенно случайно, затесалась маленькая, на первый взгляд незначительная, но на самом деле бесценная реликвия — программка выступления московской балетной школы 1938 года. Каждый раз, беря её в руки, я словно переношусь в довоенную Москву, в атмосферу вдохновенных репетиций и волнения за кулисами.
Всё это достояние попало ко мне благодаря странному и печальному случаю: после смерти Нины, её домашние...
Моя первая профессиональная балетная травма
О боли, мужестве и удивительном опыте В детстве меня всегда отмечали: миленькая мордашка, аккуратно выученные ленинградкой ножки, и к тому же не был я дылдой, а значит, подходил для сценической работы. В балетном училище был особый номер, который директриса таскала на все важные мероприятия — pas-de-trois (падетруа), где один мальчик и две девочки танцуют то вместе, то по очереди. Если хотите увидеть, как это выглядит по-настоящему, то рекомендую знаменитую запись Максимовой и Васильева середины прошлого века — она до сих пор вдохновляет...
Мне было лет тринадцать, может, четырнадцать. На уроках «классики» — так мы называли балет — Пестов поддразнивал меня: — Илья, Илья... или он, или я. Подталкивал к предельным усилиям. Я легко поддавался. По-настоящему мучил себя. Но соревновался не с одноклассниками — они были друзья, почти братья. Соревновался с божественным, как мне тогда казалось, Барышниковым. Я и сейчас странный. Нет чувства зависти. Нет и радости за других. Это не равнодушие. Скорее — вера в судьбу. С ней не спорят. Недавно друг напомнил, как я его обижал. Рассматриваю старые фотографии — огромные, добрые, восточные глаза. Не помню, чтобы я был так жесток с ним. Вру. Один момент помню. Отец издевался над бабушкиной манерой говорить: пионЭр, булоШная, рЭлсом по бЭрЭту. Передразнивал зло, с удовольствием. И вот я — пару раз, по-детски передразнил друга. Он замолк, обиделся. Мне не стыдно. Не было во мне тогда злости, превосходства или раздражения. Не понимая, я копировал отца. «Или он, или я». Как это Пестов придумал? Откуда знал, что именно так — ровно этими словами — можно вывести ребёнка на границу своих сил?
Щёлк Четыре часа утра. Снится или наяву брежу о работе. Почему люди в зале не придают значения моим словам? Постановка корпуса — полная неподвижность, особенно бёдер. Выворачивай — подчёркнуто, демонстративно, чтобы даже дворник понял: ты выламываешь ногу. Почему-то так никто не делает. Вот если бы, как в детстве, бабушка причёсывает, а ты не можешь усидеть — дёргаешься, крутишься. И тут — звонкий удар расчёской по голове. — Сиди ровно! — щёлк! — Не крути задом! — щёлк! — Выверни пятку! — щёлк! Вот тогда был бы результат. Мне только нужна невидимая, балетная и моментально наказывающая бабушка. Щёлк — расчёской по лбу! … Хотя, наверное, щёлк мне не нужен. Первый урок первого класса. Елена Николаевна говорит: — Ребята, сегодня учим новый глагол. «Озвездинеть». (На балетном уроке — глагол!) Это значит — стараться до звёздочек в глазах. Пестов, почти каждый день, то ли с хитрецой, то ли с издёвкой, после очередного: — Выверни, вытяни, добавь! — говорил: — Илья, Илья… или он, или я. И вот думаю теперь — зачем им всем был нужен этот щёлк?
🎥 Сильфида Запись японского телевидения. Гала Плисецкой.
Помню Захарову, Рузиматова, знакомые лица, запах грима и канифоли за кулисами. Смотрю сейчас — и почти не стыдно за финальные, немного грязные туры в воздухе. Почти. Хочется оправдаться… До гала было ещё пару месяцев. Потный, уставший, заканчиваю репетицию. В зал заходит Бондаренко:
— Давай я тебе помогу.
— Нет, спасибо, Александр Иванович, я уже всё.
— Да ладно, давай последнюю часть.
— Хорошо… Хруст. Разорванные связки. Тошнота. Холодные дрожащие руки. Потом гипс. Через три недели начал снова — через боль. Старался привыкнуть. К гала почти привык.
Коллеги ничего не заметили. Такое не принято рассказывать. Только с возрастом научился говорить «нет».
Тогда казалось, что отказ — слабость.
Теперь понимаю — это просто опыт.
SmartBallet.ru — ваш проводник в мире методики классического танца
В современном мире информации предостаточно, но именно в области классического танца по-настоящему ценные, проверенные временем методические материалы часто остаются в тени. Преподавателям и студентам приходится тратить часы на поиски, чтобы найти достоверные источники, систематизировать знания и не потеряться в потоке разрозненных данных. Ведь балет — это искусство, где традиции и опыт играют ключевую роль, а правильная методика обучения определяет качество результата. Портал SmartBallet.ru создан...
«Производственная практика»
В школе было два полноценных двухактовых спектакля. Танцевали мы их в Большом театре и в Кремлёвском Дворце съездов. Буквально с первых дней первого класса начались репетиции. В шесть часов вечера, после всех уроков, отдельно по балетным залам разучивались и отрабатывались танцы, потом сводились в «картины» на общей репетиции в школьном театре. Первым балетом была «Тщетная предосторожность». Это один из старейших в мире комических балетов с незамысловатым сюжетом, в котором пара молодых влюблённых людей хитростью добивается разрешения родителей быть вместе...
Про балетное demi plié
1. Постановка корпуса.
Что бы ни происходило, сохраняй идеальную постановку корпуса: собранность, симметрию и вертикаль центральной линии, в которой есть голова и бедра. 2. Приём 1.
Не думай о приседании как таковом. Представь, что ты медленно, миллиметр за миллиметром, отводишь колени в стороны. Тогда demi plié получится правильным. 3. Проверка.
Колени должны находиться строго над пальцами стоп. Если они «уходят» внутрь, значит, вес перенесён на внутренние рёбра стоп (от больших пальцев до пяток)...
Позиции рук и их постановка в классическом балете
Методические основы, нюансы и рекомендации классиков Корпус: фундамент правильной постановки рук В балете идеальные позиции рук невозможны без правильной постановки корпуса. Подтянутый торс, активные мышцы спины и живота, расправленные плечи создают ту базу, на которой естественно и гармонично формируются балетные линии рук. Как говорится в народе: «Каков стан, таков и поклон» — то есть внешний вид и выразительность рук напрямую зависят от того, как танцовщик держит корпус. Кисть: естественная форма...
Еще раз про постановку корпуса в балете. В каждом движении, в каждой позе балерина заботится о постановке корпуса. Бесконечное стремление вверх, лёгкое подтягивание мышц ягодиц и живота, расправленные плечи и свободный верх тела – именно это делает осанку изящной и даёт особое ощущение внутренней силы. Тренировать корпус можно в любом возрасте: это возвращает молодость ощущений, дарит тонус и создаёт привычку жить в гармонии с собой. Эстетика линий – симметрия. На первых шагах балетного обучения важно научиться чувствовать симметрию тела. Представь: одна половина слегка выше, другая ниже – и линия уже ломается. Проще всего заметить такие мелочи перед зеркалом. Попробуй поднять правую руку без особого контроля – сразу увидишь, как плечо пошло вверх. В балете рука поднимается вместе с мягким опусканием плеча вниз. Зеркало в классе помогает соединять ощущения и реальность, ведь часто нам кажется, что мы стоим идеально ровно, а отражение показывает, что ещё есть над чем работать. Фундамент – балетная выворотность. Все усилия для красивой постановки корпуса строятся на прочном фундаменте – выворотности. Если выворотность теряется или мышцы перестают её поддерживать, то линии становятся случайными, а корпус – не балетным. Именно работа «из выворотности» даёт ощущение правильной базы, из которой рождаются грация и выразительность. Эстетика линий – прогиб поясницы. В обычной жизни мы часто компенсируем равновесие, подавая голову вперёд, а таз назад. Балет предлагает другой путь – выстроить голову и бедра в одну вертикаль. Когда мы убираем излишний прогиб в пояснице, мягко подаём таз вперёд, корпус сразу становится подтянутым и аристократичным. Именно так рождается «молодая» осанка – изящная и благородная. Эстетика линий – лопатки и плечи. Верх тела словно раскрывается в стороны, грудь свободна и открыта. Лопатки мягко расходятся друг от друга, при этом плотно прижимаясь к корпусу. Рёбра под грудью фиксируются, как будто на лёгком выдохе, под контролем «дыхания животом». Точка под лопатками чуть подаётся вперёд и помогает приподнять грудь. Часто я говорю на уроках: «Прогибом под лопатками подними скат груди вверх». Усилия. Эти принципы я стараюсь сохранять не только на уроках, но и в повседневной жизни. В классе они даются легко и естественно, а вот в быту нужно помнить о себе и держать осанку в тонусе. И знаете, это действительно работает. Балетная постановка корпуса помогает мне не чувствовать боли в пояснице и поддерживает лёгкость движений. Даже старые травмы успокаиваются, когда я продолжаю держать корпус так, как меня учили в детстве – на первых уроках классического танца.
Младшие классы в балетной школе 80-х годов
В начале 80-х годов, когда я учился в начальных классах МАХУ (сегодня это Московское академическое хореографическое училище, в прошлом — хореографический техникум при Большом театре, или просто «школа Большого театра»), жизнь десятилетнего мальчишки была удивительно проста.
Академические предметы мне были посильны: не особо стараясь, я сносно учился на «четвёрки». На «пятёрки» почему-то считалось учиться зазорно, будто ты автоматически приписывался к «ботанам» — неловким, тихим, предельно аккуратным или даже боязливым отличникам, которых негласно презирали хулиганистые одноклассники...
Первый день в балетной школе
Неужели я могу это вспомнить? Первое сентября 1984 года. Солнце заливает двор училища, заполненного детьми в советской школьной форме. Много белых бантов у девочек, мальчишки в одинаковых синих брюках и курточках. На всех красные пионерские галстуки. Не понимая зачем, мы стоим на улице, дергаемся, беспрерывно болтаем знакомясь с новенькими - остальные знают друг друга по подготовительному отделению. Что-то происходит в середине двора, но мне ничего не понятно. Нетерпеливое ожидание чего-то интересного, нового не дает стоять спокойно...

