5 месяцев назад
Философский ликбез
763
подписчика
Тексты об истории философии
Исаак Сирин о безмолвии (выписки)
Душа до познания Божией премудрости и Божиих тварей доходит без труда, если безмолвствует вдали от мира и житейских попечений, ибо тогда может познавать естество свое и те сокровища, какие имеет сокрытыми внутри себя. *** Паче всего возлюби молчание, потому что приближает тебя к плоду; язык же немощен изобразить оное. Сперва будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию. Да подаст тебе Бог ощутить нечто, рождаемое молчанием. Если же начнешь сим житием, то не умею и сказать, сколько света воссияет тебе отсюда...
Мистическое богословие Дионисия Ареопагита (парафраз)
Глава 1 Абсолютные и неизменные таинства богословия на пренепознаваемой пресветлой и высочайшей вершине таинственных слов сияют в глубочайшей тьме пресветейшим образом, и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы. Необходимо оставить всю чувственную и умственную деятельность и все чувственное и умозрительное, все сущее и не сущее, и изо всех сил в неведении устремиться к соединению с Тем, кто выше всяких сущностей и ведения. Чтобы в исступлении из себя и из всего,...
История субъекта в западной философии
Текст о цикле лекций и невыпущенной книге Д. Гаспарян. Краткое описание модели истории субъекта может выглядеть так: Отсутствие субъекта в Античности. Согласно данной модели, в Античности не было субъекта в современном понимании. Философия в эту эпоху начинается не с «Я», как в Новое Время, а с совершенно других постулатов: с аксиом логики или первых попыток высказать общие принципы мироздания. У Аристотеля субъект разве что присутствует в виде грамматического понятия, в виде «подлежащего» в его логике, но не в качестве привычного нам персонифицированного приватного «сознания»...