В тексте «Конец философии и задача мышления» (1964) Хайдеггер позднего периода рассуждает о «деле» западной философии (она же метафизика). Он утверждает, что таким делом является сущее в целом и как таковое и онтотеология – Бог, понятый в контексте сущего в целом и как такового. Кроме того, делом можно назвать и субъективность, а точнее «субъективность абсолютную» (это представление восходит к Гуссерлю, Гегелю и Декарту). В конечном итоге он соединяет эти две сферы, называя делом философии как метафизики...
Философы со времен Античности пытались создать систематическую универсальную философию, философию как всеобъемлющую науку. В очередной раз такую задачу открыто поставили мыслители и ученые Раннего Нового Времени. Однако, согласно Гуссерлю, вместо того, чтобы «смыкаться воедино», философия с тех пор принимала форму сменяющих друг друга философских систем. При этом науки как во времена Ньютона, так и еще в Гумбольдтовском университете 19 века, считались «звеньями философской универсальности». Из-за...
Повторяемые рефреном в работе «Страх и трепет» формулировки «Парадокса веры» можно обобщить в двух пунктах: Кьеркегор использует понятия немецкого идеализма и, конечно, не дает им строгих определений. Можно установить лишь, что абсолютное в этой формуле связано с Богом и «божественным долгом», а также с верой как таковой. Божественный или абсолютный долг, по Кьеркегору, выше этического долга, т.е. некой естественной морали (или категорического императива) и выше общественного долга, «идеи государства или идеи сообщества»...
В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) Аполлон и Дионис фигурируют у Ницше как два бога, два принципа искусства или даже «двойной художественный инстинкт природы». Схематически их можно изобразить так: Если аполлоническое искусство выражается в живописи, скульптуре и таких словесных жанрах, как эпос, то дионисийское воплощается в музыке, и в таких жанрах, как лирика, народная песня и трагедия. Лирическое искусство отличается тем, что сюжет в нем не о богах и не о каких-то общезначимых событиях, а о самом себе...
«Что такое метафизика» – лекция Хайдеггера, прочитанная им в 1929 году при вступлении в должность профессора философии на общем собрании естественно-научных и гуманитарных факультетов Фрайбургского университета. Поэтому она посвящена не только метафизике, но и науке – в ее связи с метафизикой. Связь эта обнаруживается в том, что науки, исследующие сущее как таковое, должны с необходимостью выходить за пределы сущего как такового – в сторону Ничто. Потому что сущее как таковое раскрывается именно в том, что оно есть сущее, а не Ничто...