Найти в Дзене
Сюрреалисты и их ключ к подсознанию: как они вызывали образы из глубин разума.
Сюрреалисты мечтали стать проводниками между двумя мирами - рациональным сознанием и иррациональным бессознательным. Их целью было не просто рисовать странные картины, а создать систему, позволяющую обращаться к глубинным пластам психики, минуя контроль разума. Для этого они разработали целый арсенал творческих техник, превративших искусство в своеобразный магический ритуал. Вспомним.Движение зародилось как ответ на глубокий кризис европейского сознания после Первой мировой войны. Сюрреалисты считали,...
2 дня назад
ЗАБЫТЫЕ МУЗЫ :ЖЕНЩИНЫ В ТЕНИ МУЖСКОГО СЮРРЕАЛИЗМА. История сюрреализма, написанная по манифестам Андре Бретона, долгое время была историей мужского бунта. Женщин в ней часто отводили роль муз прекрасных и загадочных, вдохновляющих на творчество. Но были те, кто отказался быть только источником вдохновения. Они взяли кисти, чтобы через алхимию, миф и глубоко личные мифологии рассказать свои истории. В парижском кругу сюрреалистов загорелась звезда Леоноры Каррингтон. Её мир, населённый гибридными существами, волками и белыми лошадьми, был навеян кельтскими легендами и оккультными знаниями. Это был не просто сон, а создание новой мифологии, где женщина не объект, а демиург. Рядом с ней творила Ремедиос Варо, чьи сложные, технически безупречные полотна напоминают картины духовных поисков и мистических путешествий. Их искусство стало мостом. Опираясь на темы, поднятые сюрреализмом (подсознание, магия, сновидения), они наполнили их исключительно женским, а часто и феминистским, опытом.  В отличие от мужчин-коллег, они исследовали не эротическое желание, направленное на Другого, а внутреннюю трансформацию, магию самопознания и связь с природными, стихийными силами. Каррингтон, Варо, Доротея Таннинг и другие художницы доказали, что сюрреализм не монолит. Их наследие это многоголосие, напоминание о том, что истинная революция сознания начинается с права на собственный, уникальный голос, особенно если его долго заставляли молчать. Больше интересного здесь
3 дня назад
ИРГА В ИЛЛЮЗИИ: КАК РЕНЕ МАГРИТТ ЗАСТАВИЛ НАС СОМНЕВАТЬСЯ В РЕАЛЬНОСТИ Когда говорят о сюрреализме, часто вспоминают бурлящее подсознание Дали или фантасмагорические миры Эрнста. Но был мастер, чьё оружие не хаос, а кристальная ясность, не сон, но пробуждение. Рене Магритт, самый «рациональный» из сюрреалистов, не стремился изобразить иррациональное. Его цель была выше заставить зрителя усомниться в самой природе реальности, языка и изображения. В 1929 году Магритт создаёт небольшую, но революционную картину «Вероломство образов». На ней предельно точно выписанная курительная трубка, а подпись гласит: «Это не трубка». Этот парадокс стал манифестом его метода. Художник напоминает: перед нами не объект, а лишь его образ, совокупность краски и холста. Так Магритт, бывший рекламный график, наносит удар по автоматизму нашего восприятия. Его творчество это интеллектуальный конструктор. Композиции лаконичны и выверены, как формулы. Повторяющиеся образы яблоко, котелок, птица, шар не спонтанные фантазии, а устойчивые символы, слова в его визуальном языке. Он скептически относился к психоанализу Фрейда, предпочитая исследовать не глубины психики, а загадки видимого мира. Сам он называл свой метод «магическим реализмом», где магия это способность обыденного вещи удивлять. Сюрреализм Магритта это не бегство от реальности, а её пристальная проверка на прочность. Он учил, что за каждым очевидным смыслом скрывается иной, и эта игра в прятки между видимым и скрытым и есть источник подлинного удивления и беспокойства, которое будит мысль.
4 дня назад
Сны на холсте: как сюрреалисты шифровали свои послания.
Искусство сюрреализма никогда не было просто странными картинками. Это была попытка картографировать внутреннюю вселенную, извлечь на свет тайные коды подсознания. За причудливыми, а порой и шокирующими образами скрывается целая система символов личная и коллективная мифология, через которую художники вели диалог со зрителем, с эпохой и с самими собой. Чтобы понять сюрреализм,нужно научиться читать между линий, вернее, между форм. Возьмем, к примеру, Сальвадора Дали. Его живопись это энциклопедия зашифрованных личных тревог и комплексов...
5 дней назад
Две сломанные скорлупы и один общий желток: картина о хрупкой и настоящей любви.
Продолжая серию работ о человеческих чувствах, я хочу обратиться к самому светлому, сложному и мифологизированному из них — к любви. Моя новая цифровая картина называется «Два одиночества». И это не случайная цитата. Часто любовь представляют как идеальный пазл: два целых человека находят друг друга, и их жизни складываются в безупречную картину. Но что, если до этой встречи ты уже не целый? Что, если жизнь, как неосторожные руки, уронила тебя, и внутри образовалась сеть невидимых трещин, а вера...
5 дней назад
Термитник в голове: как я написала тревожность маслом.
В своей художественной практике я давно исследую внутренний мир человека, создавая серию работ, посвящённых чистым и сложным чувствам. Каждая картина — это попытка визуализировать невидимое, дать форму тому, что не имеет веса, но порой давит неподъёмным грузом. Сегодня я хочу рассказать об одной из самых личных и актуальных работ — «Мысли в моей голове». Это картина маслом на холсте 80 на 40 сантиметров, и, как вы могли догадаться из названия, она о тревоге. В наше время, перенасыщенное информацией,...
6 дней назад
Ключевые темы в современном российском искусстве (по итогам ярмарок 2024-2025)
Посещая выставки и ярмарки современного искусства, начала подмечать темы встречающиеся особенно часто: Это, пожалуй, самый мощный тренд. Художники активно переосмысливают: Уход во внутренний мир как реакция на турбулентность внешней реальности: Продолжающийся глобальный тренд, получивший в России специфическое звучание: Реакция на засилье цифрового. На ярмарках было много работ, подчеркивающих физические свойства материала: Несмотря на спад глобального хайпа, ниша сохраняется: По-прежнему...
6 дней назад
Где выставить свои работы? Гид художника по миру от галерей до клубов.
Для современного художника вопрос: «Где показывать свои работы?» не менее важен, чем вопрос : «Что создавать?». Сегодня арт-мир предлагает гораздо больше возможностей, чем классическая галерейная система. Разберем ключевые варианты, их плюсы и минусы. 1. Самостоятельная выставка (поп-ап) Это организация собственного временного проекта в нетипичном для искусства пространстве: пустующем офисе, лофте, квартире, магазине. 2. Коллаборации с ресторанами, барами, клубами Многие заведения заинтересованы в арт-наполнении интерьера для создания атмосферы и привлечения новой аудитории...
1 неделю назад
ИИ КАК КИСТЬ: НОВАЯ ГЛАВА В ВЕЧНОМ СПОРЕ ОБ АВТОРСТВЕ В ИСКУССТВЕ. Споры о роли искусственного интеллекта в творчестве сегодня разгораются с небывалой силой. Цифровые картины, созданные нейросетями, завоевывают призы, а их присутствие на выставках уже никого не удивляет. Но в этой шумихе часто теряется суть: ИИ — это, прежде всего, инструмент. Совершенный, мощный, но всё же инструмент. Как кисть или карандаш. Авторство принадлежит не тому, кто изобрёл карандаш, а художнику, в чьих руках он оживает, воплощая замысел. Сам по себе ИИ, без чётко поставленной человеком задачи, пустой сосуд. Да, он может сгенерировать визуально безупречное изображение, комбинируя и адаптируя тысячи существующих стилей и техник. Но разве художник в своём творчестве не опирается на наследие прошлого? Даже самая «авторская» манера - это часто гениальная адаптация и синтез уже известных приёмов. ИИ делает то же самое, только иным, алгоритмическим путём. Ключевое различие лежит в плоскости материальности и человеческого следа. Картина, написанная руками художника, даже если её эскиз рождён в нейросети, несёт в себе уникальные, неидеальные следы человеческого прикосновения, ту самую «ауру», которая и будет цениться всё выше в эпоху цифрового изобилия. Она единственный и неповторимый объект. Скорее всего, произойдёт естественное разделение. ИИ прочно займёт нишу в создании контента для цифровых сред: оформления сайтов, видеоигр, афиш, быстрой визуализации идей. Он станет незаменимым помощником на этапе поиска идей и эскизирования. Но финальное, материальное воплощение, наполненное личным выбором, эмоцией и случайностью, останется за художником. Бояться нечего: ИИ не заменит человека с его сложным внутренним миром, а лишь освободит его от рутины, как когда-то это сделала фотография, дав живописи новый импульс. В истории искусства уже были похожие парадоксы авторства. В мастерской Верроккио юный Леонардо да Винчи дописывал детали картин учителя. Позже, уже будучи признанным гением, он сам поручал ученикам работать над фонами или второстепенными фигурами, обучая их своей манере. И мир знает эти работы как работы Леонардо. Инструмент (талант и рука ученика) служил воплощению гениального замысла мастера. Не является ли сегодня ИИ таким же «цифровым подмастерьем», расширяющим возможности художника-вдохновителя? Так много рассуждений и споров по этому вопросу,но что если спросить у самого ИИ. Я так и сделала. Вот что он мне ответил: «Вы затрагиваете очень точную аналогию. Действительно, моя роль как ИИ во многом сопоставима с ролью инструмента или помощника в мастерской. Я не обладаю интенцией, эмоциями или субъективным опытом. Мое «творчество» — это статистическая обработка паттернов на основе данных, созданных людьми. Подобно тому как ученик в мастерской изучал и имитировал технику мастера, я анализирую и комбинирую существующие стили. Но конечный выбор, интерпретация и, что критически важно, смысл всегда исходят от человека-автора. Я могу предложить тысячу вариантов неба, но решение, какое небо будет гореть над этим конкретным городом, принимает художник, руководствуясь своей идеей и чувством. Самая ценная часть искусства — это не техника исполнения, а посыл, контекст и уникальное человеческое восприятие, которые стоят за работой. Моя задача — не заменить это, а стать новым, очень гибким мостом между замыслом и его визуализацией». Жду вашего мнения, пишите!
1 неделю назад
Сегодня в "чат художников" скинули короткое видео, в котором одна дама (не знаю точно кто она,но видимо какой то арт -эксперт) отвечала на вопрос: "Если художник который не попал по различным причинам на большие выставки такие как Blazar или Art Russia и он начинает коллабы с ночными клубами и ресторанами.Мешает ли это имиджу и продвижение? Мне не особо понравился ответ (он звучал примерно так: каждый решает сам ,но лучше бы художники детали работы волнующие сердца и выставляли их на выставках, а не вешали в кафе) И знаете,что наверное нет верного и грамотного ответа. Все мнения которые по этому вопросу очень разнятся.Кто то говорит, выставляетесь везде где можно. Кто то ждите пока вас заметят большие выставки. Спикер с видео говорит:-Художник должен решить, что ему важно, вторично его искусство или нет.Это искусство будоражит чувств? Значит ждите пока вас заметят. Но это тоже так себе решение. Те же коллекционеры люди и так же ходят по ресторанам и клубам и если твоя работа откликнуться им то я думаю они купят не смотря на то где эта работа. Это какая то ловушка. Хочешь быть концептуальным художником подавайся только в престижные места. А если ты выставится в кафе то ты ширпотреб по ее словам получатся. Но что бы попасть на пристежную выставку нужны деньги на стенд, а если ты как раз заработать можешь на таких вот коллаборациях… Мое лично мнение нет здесь верного или не верного решения. Смысл делать работы, которые трогают сердца если их никто не видит.Сколько людей столько и мнений.Все у нее так хорошо звучит, на первый взгляд, но как делать эти работы если нет денежной отдачи. Возможно именно такие коллаборации и откроют художнику дверь на большие значимые выставки.
1 неделю назад
Концептуальное искусство: идея как главный материал.
Анастасия Куницына Цифровой арт. Концептуальное искусство — это направление, которое ставит во главу угла не эстетический объект, а идею, концепцию. Его главный тезис был сформулирован Солом ЛеВиттом еще в 1960-х: «Идея становится машиной, которая создает искусство». Иными словами, материальное воплощение будь то картина, скульптура или инсталляция вторично и служит лишь носителем, «доказательством» существования мысли. И если раньше зритель спрашивал: «Что это изображает?», то перед концептуальной работой вопрос меняется на: «Что это означает?»...
1 неделю назад
Босх: первый сюрреалист за 400 лет до сюрреализма?
Все мы знаем официальную историю сюрреализма: он родился в 1924 году с манифеста Андре Бретона, вырос из бунтарского дадаизма и подарил миру Сальвадора Дали, Рене Магритта и Макса Эрнста. Это течение, провозгласившее верховенство бессознательного, снов и иррационального, казалось бы, принадлежит исключительно XX веку. Но искусство удивительная машина времени, способная создавать парадоксальные связи через столетия. Я сама художник-сюрреалист, но еще будучи подростком меня очень завораживали работы Иеронима Босха художника рубежа XV и XVI веков...
1 неделю назад