Найти тему
Статьи
226 прочтений · 4 часа назад
Ремонты, баня и быт советской ДЭПЛ - под пристальным надзором американского "атомохода" (2)
Итак, осень 1958 года в Тихий океан в дальний поход, но с мирными целями (правда с торпедным боезапасом) вышла советская подводная лодка Б-72 под командованием капитана 3 ранга Голосова Рудольфа Александровича. Лодка получила задачу по проведению гравиметрических измерений в районе Тихого океана, для чего ей следовало пройти вдоль берегов Америки почти до антарктических вод, до пролива Дрейка точно дошла. Понимая сложность задачи, в помощь советским морякам был выделен танкер "Певек", с которым к...
17 прочтений · 1 день назад
Library]"РЯВ на книжной полке",40 Подборка книг по РЯВ. Если хотите вспомнить книгу - называйте, обязательно ее представим, если она есть в "закромах". 1-35.Варяг.Стерегущий. Сергеев А.С.- 1994 Перед нами два романа, со всеми вытекающими особенностями жанра. Причем написаны в одном стиле, и даже есть некоторые повторы - в частности в романе "Стерегущий" небольшой отрывок совпадает стилистически и содержательно с подобным изложением событий в романе "Варяг" (в кратком варианте). Книга издана в 90-летие русско-японской войны и не удивительно, что она красочно передает официальную версию и боя "Варяга" и боя "Стерегущего". В чем то есть небольшая "отсылка" к "Крейсерам" В.Пикуля - в книги введены герои, описана их предыдущая жизнь и мысли. Очень хорошо и исключительно в положительном свете представлены русские моряки, японцы - в более негативно-критическом свете, иностранцы - какие то "бесхребетно-глуповатые". Большой ошибкой было бы использовать данное произведение как историческое описание - истинны в нем мало, но она есть - героические действия русских офицеров и матросов в критических ситуациях, мужество и героизм. Технических ляпов тоже хватает, про кингстоны говорить не буду, хватает описания японских кораблей с позиции британского офицера. Результативных ляпов тоже много: и все тот же миноносец, который потопил "Варяг", и поражения "Такачихо" от огня "Корейца", и Стерегущий" топит миной японский миноносец, и абордажные схватки. Немного наивная книга, но трогательная. 2-33.Последние адмиралы. С.Н.Семанов, В.Ю.Грибовский - 2002 Книга издана в серии "Военно-историческая библиотека (ВИБ), включила в себя два самостоятельных произведения, "Адмирал Макаров" Семанова и "Вице-адмирал Рожественский" Грибовского. Кстати, С.О.Макаров имел воинское звание "вице-адмирал". В книге представлены две судьбы двух русских флотоводцев, интересно, что это работы двух авторов и они не сравнивают своих "героев", а стараются как можно полно представить их жизнь и взгляды. Надо отметить, что книга Грибовского издавалась самостоятельно ранее - в 1999 году в серии "Знаменитые адмиралы", и была рассмотрена в наших обзорах (№ 18 от 8 июня 2024 года), ее можно найти на этом канале, правда в том случае авторов было двое - был еще В.П.Познахирев. Сравнение текстов показывает их совпадение. Зато в данном издании 2002 года есть расширенное приложение, где можно найти справки по большинству кораблей РЯВ, статью Грибовского по гибели Макарова и статью по броненосцам "Бородино" и их роли в Цусимском сражении. Книга в целом не лишняя, помню, когда читал, получил удовольствие и "пищу" для размышления. 3-34.Эскадренные миноносцы типа "Форель", (1898-1925). П.В.Лихачев - 2004 Книга издана в серии "БКМ" и посвящена русским эсминцам данного типа, более того - основного типа "Форель" и его продолжению "Лейтенант Бураков", по которым было построено 5 и 11 единиц соответственно. Однако только эсминцы первой серии приняли участие в РЯВ. У читателя может возникнуть законный вопрос, что при описании боевых действий при Порт-Артуре и Цусиме не встречались такие названия (не кроме "Буракова", если что). И читатель будет прав, потому что еще в 1902 году эсминцы были переименованы и получили названия: "Внушительный", "Внимательный", "Властный". "Выносливый" и "Грозовой". Да и "Бураков" - был не тот артурский "Бураков", )), если что. Главное что объединяет эти корабли, кроме примерно единого проекта - это всё были корабли французской постройки! Со своими особенностями: так любимая французами навесная палуба, кормовой гальюн под тентом и две пары разнесенных труб, сразу и однозначно идентифицирующих корабли как русские эсминцы (для театра РЯВ). Что касается эсминцев типа "Лейтенант Бураков" - это продолжение типа "Форель"/"Внимательный", которые также заказали во Франции для РЯВ, но на эту войну они опоздали. Книга структурирована в обычном формате - проектирование, постройка, устройство, служба. Учитывая что материала было не много - вот автор и объединил два типа в одну книгу. Кстати, служба кораблей, особенно первой пятерки раскрыта бледно и скупо. Не хорошо, (.
442 прочтения · 1 день назад
Две или четыре - насколько важно количество дымовых труб/№13/ "Парадокс" или "газетная утка"
Как уже говорилось ранее за рамками общеизвестных событий можно найти огромное количество происшествий, катастроф, случаев и боевых эпизодов, о которых мало кто знает. Данная история из разряда таковых. К сожалению подтвердить описываемые события вряд ли можно, по крайней мере пока не удалось встретить упоминание не только об этом факте, но и вообще о похожих случаях. Но это не значит, что их не было. А даже если бы и нашли подтверждение - это не значило бы что они были, )). странная диалектика, но современная - "ничему верить нельзя", (...
67 прочтений · 2 дня назад
Новинки на книжных прилавках: "Первые дредноуты Соединенных Штатов Америки".1906-1923 гг.
Очередная "новая" книга на обзоре из моего списка книг приобретенных в последние пару лет. И да, как и большинство ранее представленных в этой рубрике (но не все) издана два года назад, в октябре 2022 года, )). Вот такой большой "задел" по купленным новинкам у меня оказался, что делать, не ежедневно же выкладывать обзоры, ). Стараюсь это делать не чаще чем 2-3 раза в месяц. И получается эта "новинка" ждала своей очереди почти два года (без одного месяца) после издания и ее покупки, и вот дождалась...
47 прочтений · 3 дня назад
[Quiz, 36/2024, итоги] Середина сентября подтвердила надежду, что с окончанием сезона летних отпусков активность наших читателей при проведении мини-викторин увеличится (может просто так случилось - тоже может быть). Было много вариантов ответов, и удалось найти ответы на два из трех вопросов. Один так и оказался "не раскрытым", что удивительно. И удивительно не потому, что вопрос легкий, нет. Но вопрос на эту тему уже был ранее, весной, и тогда именно этот аспект обсуждался. Уверен, что читатели, когда прочитают правильный ответ в этом убедятся. Подводим итоги очередной викторины, сегодня среда - все по графику. Ответ на вопрос 1: Броненосный крейсер "Владимир Мономах" перед уходом на Дальний Восток лишился своей грот-мачты и и трехмачтового крейсера - стал двухмачтовым. Выглядел довольно странно, особенно на фоне своего "систершипа" - "Дмитрия Донского", которому сохранили три мачты. И так сложилось, что фотографий "В.Мономаха" с двумя мачтами крайне мало, как и схем. Ответ на вопрос 2: Речь идет о попытке Франции строить быстроходные крейсера-уничтожители торговли, внешний вид (силуэт) которых напоминал торговые суда-пакетботы, а не боевые корабли. Явный представитель такого подхода - бронепалубный крейсер "Шаторено". Можно встретить разные мнение, кто-то говорит, что решение Лаганя сделать крейсер похожим по силуэту на лайнеры того времени сознательным намерением замаскировать корабль, кто-то - что Лагань просто использовал при конструировании особенности судов, за которыми его крейсеру предстояло охотиться, для достижения требуемой скорости. Ответ на вопрос 3: Гальюн В декабре 1918 года судовой инженер-механик подводной лодки "Тюлень" (ЧФ) подал рапорт, где у портового начальства просил "перебрать, исправить и открыть действие офицерского и командного клозетов на подводной лодке". Командир подводной лодки на рапорте механика написал "Работу произвести срочно ввиду возможности выхода лодки в море". Такая просьба была в то время равносильна оповещению о скором выходе субмарины в море. Рапорт инженера-механика завершает резолюция старшего морского начальника порта Севастополя: "Ремонт произвести". Кстати, "Тюлень" вышел в море 5 февраля (переход Севастополь-Новороссийск). Вот такие ответы Надеюсь они вас где то позабавили, а где то и развлекли На этом всё, до следующей викторины! На фото - крейсер "Шаторено", 1902 год
53 прочтения · 5 дней назад
[Ships] ЦВММ Чем хороши "сухопутные" военные музеи, так тем, что в них можно найти не только образцы отечественной военной техники, но и иностранной, в то том числе и техники противника (кем бы он ни был). На крайний случай - могут выставить вражеские знамена, которые захвачены или что то из других трофеев. В этом смысле военно-морские музеи имеют определенные трудности - сложно представить трофейный корабль (хотя и это делается, примеры трофейных подводных лодок много по миру стоят как музейные экспонаты), но и здесь можно встретить на что то "иноземно-трофейное", например, стрелковое оружие. Что же касается боевых кораблей - то тут на помощь опять приходят модели кораблей. И в подтверждении этой концепции в залах ЦВММ, буквально в двух шагах от кораблей русского Черноморского флота мы видим модель немецкого большого миноносца типа S-13 - S-24 постройки фирмы Шихау. И сразу возникает вопрос (который так и остается без ответа) - почему именно этот миноносец, и почему здесь? Серия достаточно крупная - 12 единиц, но не счастливая. Большинство кораблей (8 единиц) погибли в ходе войны, и только четырем удалось ее пережить. Был даже один "долгожитель" - S-23, который прошел и Вторую мировую, и в конце 1945 года был передан СССР. Судя по информационной панели и табличке на подставке - сделали модель в Германии, все на той же верфи Шихау. А вот по какой причине эта модель оказалась в музее - информации нет. Жаль, так то на информационной панели много свободного места, можно было бы "просветить" посетителей. Информационная панель данной модели вообще крайне лаконична - кроме названия и страны нет вообще никакой информации, даже общеизвестных тактико-технических характеристик. Между тем, "кораблики" данного типа довольно интересны - строились по плану 1912 финансового года, имели небольшие размеры (водоизмещение полное - 695 т, длина - 71,5 м), скорость около 34 узлов, дальность около 1050 миль. Любопытная деталь - имел 3 военно-морских угольных котла и 1 военно-морской нефтяной котел. И соответственно в качестве топлива мог использовать и использовал и уголь (запас 108 т) и нефть (72 т)! Как тут не вспомнишь немецкую предусмотрительность начала ХХ века. Корабль для действий у своих берегов вполне подходящий. Правда, вооружение для 1912-1913 годов слабовато - всего два 88-мм орудия и 4-500-мм ТА. Зато имел возможность нести и ставить мины заграждения (18). Кстати, восемь кораблей в дальнейшем перевооружили на 105-мм орудия. В виде модели представлен корабль с 88-мм пушками, и все еще с четырьмя однотрубными торпедными аппаратами, два из которых установлены "по немецкой схеме" - в носовой части перед рубкой за срезом полубака. Очень характерная черта больших довоенных германских миноносцев, которую потом постарались устранить на оставшихся кораблях. В свое время эту схему повторили японцы, но затем также от нее отказались. В целом - достойный представитель массовой "Черной прислуги" адмирала Тирпица. P.S.А может эту модель после 1945 года как трофей привезли в Санкт-Петербург? Если кто то из читателей знает ее историю - буду благодарен за пояснения.
195 прочтений · 4 дня назад
От блистеров для "Парижанки" до "безумных" попыток восстановить "Полтаву"... (3)
Продолжаем вспоминать процесс восстановления, ввода в строй и особенности модернизации русских балтийских линкоров, которые остались в распоряжении Советской России. От общих вопросов, вопросов восстановления механизмов и повышения мореходности и улучшения бронирования перешли к основному вооружению и противоминной защите. Начало можно почитать ТУТ, а продолжение - вот ЗДЕСЬ Окончание ...Интересно, что в 20-30 годы ХХ века большинство линейных кораблей стран мира, построенных накануне и в годы...
63 прочтения · 5 дней назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №164
Продолжаем рубрику, где уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны, изучаем (вспоминаем) особенностей гибели боевых единиц (и не только ФОМ). На конец ноября 1918 года большинство погибших боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам победителям (и не только). В данной публикации - в основном подводные лодки. В основе материала- справочник Шишова А.А.(1996 год). Немецкие потери представлены в хронологическом порядке, а не по классам или типам как изначально...
45 прочтений · 6 дней назад
[Quiz, 36/2024] Первый осенний месяц в самом разгаре, )) - все идет по плану и у нас очередная мини-викторина. Надеюсь, что очередные вопросы будут не сложными, и наши читатели смогут найти правильные ответы на них. И даже если правильные и полных ответов не будет - мы все равно разберем делали исторических вопросов и вспомним интересные "исторические мелочи". Итак, традиционно, попробуем проверить свою память или интеллект - каждому своё. Вопрос 1: Это боевой корабль хорошо известен всем любителям военной истории, и от него осталось много изображений: схем, фотографий, рисунков, картин. Его силуэт хорошо знаком и узнаваем. Однако в свой последний и решительный бой этот боевой корабль пошел имея измененный силуэт, можно сказать даже непривычный. Более того, фотографий с "измененным" внешним видом осталось в архивах не так много, если не сказать мало. Что это за корабль? Вопрос 2: Каждая из мировых держав в конце 19-начале 20 века по разному оценивала свои возможности и готовилась к войне на море, в том числе к "крейсерской войне" на коммуникациях. Одни страны строили базы по всему миру и десятки недорогих крейсеров для конвойной службы, другие - броненосные крейсера с большой автономностью, способные долгое время находиться в море и уничтожать "вражескую торговлю", третьи - готовили вспомогательные крейсера-рейдеры. Но ЭТА страна поступила достаточно оригинально при создании своих крейсерских сил. Что это за страна и в чем "особенность" принятого решения? Вопрос 3: Боевая готовность корабля, в особенности подводной лодки, может и должна оцениваться по множеству параметрам. Так же по множеству параметров и косвенных признаков можно оценить вероятность того, что вскоре подводная лодка будет привлечена к выполнению боевой задачи. Что было отремонтировано по рапорту командира на этой подводной лодке русского Черноморского флота, тем самым подтвердило предположение о скором выходе на боевую позицию? Вот такие вопросы! Надеюсь они не вызовут больших затруднений Подведение итогов как всегда в среду. Всем удачи. Иллюстрация - просто иллюстрация про "крейсерскую войну"
22 прочтения · 6 дней назад
Library]"РЯВ на книжной полке",39 Подборка книг по РЯВ. Если хотите вспомнить книгу - называйте, обязательно ее представим, если она есть в "закромах". 1-34.Путь к Цусиме. Часть 2. Худяков П.К.- 1997 г. Вторая часть ранее представленной книги профессора Императорского Московского Технического училища Петра Кондратьевича Худякова, также издана в Москве в 1907 году, и теперь была переиздана через 90 лет в издательстве "Бриз". Если читали аннотацию к первой части, то понимаете, что данная часть - продолжение целостного издания, посвященного памяти Цусимского сражения и его жертвам, в данном случае акцент сделан на инженер-механиках погибших в том бою на кораблях русской эскадры. Здесь Петр Кондратьевич после небольшого вступление приводит описание боя, сделанное американским лейтенантом Уайтом, причина такого выбора в том, что описание боя на русском языке было сделано Н.Кладо и на тот момент было опубликовано. Вот добавил - "импортного аналитика". Основная часть посвящена судьбе шести инженер-механиков, рассматривается судьба каждого, причем у большинства - по их письмам, чтение которых может дать ответ на многие вопросы, как мне кажется. Самое важное - в них много уделено житейско-служебным аспектам и взаимоотношениям офицеров и матросов на кораблях русской эскадры. Судовой инженер-механик это как бы не офицер и уж точно не матрос, и у него свои взгляды и оценки, поэтому в этих письмах и воспоминаниях можно найти много того, чего нет в большинстве воспоминаний господ офицеров русского флота. Очень рекомендую почитать. Правда иллюстраций нет, а фотографии этих героев не помешали бы. 2-32. Канонерские лодки Первой эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (!904-1905). Несоленый С.В.- 2011. Еще одна книга изданная "Истфлотом" в серии "БКМ" (Издатель - Р.Р.Муниров), как бы в продолжение книги того же автора (С.Несоленый) по миноносцам. Видимо первая книга (мы ее рассматривали три дня назад) вызвала интерес, и автор продолжил свою работу по обобщению действий легких сил у Порт-Артура. Считаю совершенно обоснованно и заслуженно. Структурно перед нами книга из двух частей, вполне логичных: первая часть - проектирование и постройка, причем всех канонерских лодок эскадры (7 единиц); вторая часть - служба до войны и участие в боевых действиях в ходе войны. Не были забыты и события у фортом Таку, и Чемульпо, и конечно Порт-Артур. В целом - неплохое обобщение действий, но в целом описание выстроено как очередное описание действий и подробности по отдельным канонеркам, как то нет четкого анализа и аналитических данных - в основном хронологическое повествование. Вроде все правильно, но единая "картина" применения кораблей этого класса в данном месте не получилась. С другой стороны - название на это и не претендует. 3-33.Крейсер "Владимир Мономах" .С.Сулига - 1994. Книга про известный крейсер имеет "специфический тип" - "Наваль-монография" и номер: "1 выпуск". Видимо в далеком 1994 году, 30 лет назад открывшиеся возможности пользоваться архивами, свободно издавать и продавать книги сформировало ощущение, что можно выпускать книги целыми сериями, объединяя их в ту или иную группу. Но видимо не удалось, не помню другой "Н-монографии" с номером 2, хотя книгу по "Огайо" (рекламируемая на форзаце) имею. Если говорить по теме, то автор - известный специалист в данной области и не нуждается в дополнительном представлении. Хорошая книга про крейсер, о котором в советские времена можно было узнать из "Цусимы", "Расплаты", книги Костенко, да статьи в МК журнала "Моделист-конструктор". Нет смысла предъявлять претензии к качеству печатной продукции - оно не высокое и соответствовало времени. В целом книга - очень хороша для своего времени, и сейчас уже раритет. При этом новые книги, которые посвящены "Владимиру Мономаху" не на много превосходят данное произведение по содержанию и глубине рассмотренного вопроса, в основном берут качеством бумаги, оформления и переплетами (да простят меня за это авторы и издатели). Хорошо, что про этот корабль не забыли. С другой стороны, а было что то кроме МШ-31/2013 (Крестьянинов, Кузнецов?).
457 прочтений · 6 дней назад
Стихи про "Бегемота" 1/2 знаете? А они есть! (цитаты из "Былины")
Уверен, что большинство наших читателей знает или по крайней мере слышали про операцию "Бегемот", и о том, что первые испытания, которые получили такое название оказались неудачными. Более подробно о некоторых подробностях того что произошло мы уже обсуждали на канале. Кто пропустил - может прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ. Но мне бы хотелось вернуться к этой теме, и представить ситуацию с другой стороны, а конкретно как ее видели участники, причем в необычной форме. Как видим - здесь вам предлагается вспомнить...
44 прочтения · 1 неделю назад
[Holiday] 3000 публикаций Обычно говорят, что "беда подкралась незаметно" (варианты кто подкрался могут быть разные - воздержимся от их перечисления), но в этот раз "подкрался" небольшой "праздник". Как правило, авторы каналов отмечают круглый "цифры подписчиков", лайков, просмотров, можно порадоваться длительности существования канала - кстати, хорошая идея, надо не забыть вспомнить об этом в следующем феврале. Мы же здесь решили просто зафиксировать результаты своего труда - 3000 опубликованных материалов на канале: статей, постов, видео, роликов. Если точнее - 1669 статей, 1084 поста, 239 видео и 8 роликов. Дзен все знает и все считает, его не обманешь (удобно в этом плане). Много это или мало? Сложно сказать. Если посчитать, что это все было сделано за 54,5 месяца (с февраля 2020 года), то получается - по 55 публикаций в месяц, то есть полторы в день (почти две). Если использовать дни - за примерно 1655 дней - то 1,81 публикация в день или 3,6 за два. Да, так получается, что в среднем мы делали по 1-2 публикации каждый день. Были и пропуски, это ведь все таки хобби, удовольствие, но ведь и на работу ходить, )). Были и урожайные дни - 1 статья и два поста в сутки, были и менее продуктивные дни. Сейчас мы вышли на схему - 1 статья/видео и 1 пост ежедневно. Пока получается, потом посмотрим. Очень благодарны нашим читателям за поддержку, за добрые слова и одобрение, за критику и справедливые замечания. Без такой обратной связи сложно поддерживать такой темп, и любая благодарность - это дополнительный мотив, а главное четкий сигнал, что я тут не один, и проводимая работа кем то востребована. К сожалению, Дзен в последнее время ведет себя странно. С июля уменьшилось количество показов статей и постов. Если раньше любая тематическая статья за сутки показывалась 2000-2500 раз (пост 500-600), то последние полтора месяца - "как отрезало" - статья за сутки набирает 300-400 показов, пост 150-200. И это не просмотры читателей, которым может быть интересен или не интересен материал. Нет. Это просто представление алгоритмом Дзена публикации (своего рода "рекомендация", хотя админы Дзена говорят, что рекомендаций Дзена нет). Всем этим скучным ворчанием я делюсь с вами не потому, что жалуюсь, а поясняю, по какой причине вы можете не увидеть во время в своей ленте новую статью или другой материал, пока сами не зайдете в канал и не начнете его листать. Так что имейте ввиду. Мне сложно оценить с вашей позиции как изменилось представление канала на ваших устройствах, буду признателен, если вы поделитесь. Хотя может вы ничего и не заметили - это тогда хорошо. Просто знайте, даже если Дзен не показывает новые статьи канала - они все равно есть, так как выходят ежедневно. Сегодня, например, окончание про "черноморский подплав времен гражданской войны и интервенции". Попробую более активно использовать подборки - может быть они вам будут более удобны и полезны. Как раз сделал 2-3 новые в последнее время - будем посмотреть как это "зайдет". Вот такой скучный текст. У нас праздник, и мы же перешли за 3000 - впереди, надеемся будет и 5000 и 10000. Если силы будут Всем привет и до встречи в комментариях. Впереди новые статьи, мини-викторины, споры и дискуссии, обсуждение истории флота и в небольшом объеме - сорта виски, )) Увидимся. С уважением!
Видео