Найти тему
Статьи
1 прочтение · 5 часов назад
[Мировой калейдоскоп] Судно "Эдро III" Как уже говорилось, "новости бывают разными, зависят от источников, зависят от сути..." На этот раз это скорее "ретро-новость" так как объект, который привлек внимание образовался на этом месте уже более 10 лет назад, и даже успел прослыть местной достопримечательностью. Но так как мы (наши товарищи) нашли его только что - значит это практически "личное открытие". Если серьезно - то ничего трагичного В декабре 2011 года из порта Лимассол (остров Кипр) на остров Родос (Греция) вышел грузовой корабль "Эдро III" (водоизмещение около 2345 т, длина около 80 м, флаг - Сьерра-Леоне), по некоторым данным - с грузом гипсокартона. Но до порта назначения судно не дошло, как говорят - из-за поломки двигателя в условия шторма было вынесено на камни в районе Sea Caves в округе Пафос (Кипр), неподалеку от Корал Бэй. В данном случае обошлось без жертв - экипаж (7 из 9 человек сразу) был спасен вертолетом. В статье на Вики трогательно отмечено "Экипаж был спасен и доставлен в безопасный Пафос местным британским военным вертолетом". Так и хочется спросить - каким это "боком" на кипрско-турецком острове британский военный вертолет стал уже местным!, ))) Нет, понятно, что речь идет про вертолеты с ВМБ англичан, скорее всего - Акротири (она находится практически в Лимассоле), но звучит обидно для киприотов. Ну да ладно. Вернемся к судну на камнях. Хозяин судна- албанская компания не особо проявляла интерес к своему имуществу, передав всю инициативу кипрским властям, а затем и вообще отказалось от контактов с местными властями. Сначала киприоты решили снять судно с мели и оттащить его в порт Пафоса. Но его повреждения оказались столь значительными, что во время буксировки оно могло затонуть. Так что с буксировкой сразу не удалось. Но уже весной 2012 года, в марте, кипрские власти озаботились безопасностью среды и постарались освободить судно от топлива, вредных материалов и т.д. - не пожалели около 300 000 евро для этого! И это не удивительно - судно застряло всего в 15 метрах от берега в районе Морских пещер Пейи, а эта местность включена в природоохранную программу Natura 2000 и находится под защитой законов ЕС. Так что проблема для местных властей серьезная. А в мае снова сделали попытку снять судно с камней и уже оттащить сразу в Турцию и там продать на металлолом. Видимо с хозяевами судна все порешали. Но опять все попытки снять судно с камней оказались бесполезными Так судно и стоит в природоохранной зоне, ржавеет, наносит вред и радует драйверов и зрителей-ротозеев с берега. Вот такими зрителями и оказались наши друзья, которые сделали эти снимки. А кто бывал на Кипре из читателей, может тоже есть что показать из подобного цивилизационного "наследия"? Фото 1-7 - сделаны нашими туристами Фото 8-9- фото из интернета (да, они они обстоятельны, ))
897 прочтений · 13 часов назад
Ремонты, баня и быт советской ДЭПЛ - под пристальным надзором американского "атомохода" (2)
Итак, осень 1958 года в Тихий океан в дальний поход, но с мирными целями (правда с торпедным боезапасом) вышла советская подводная лодка Б-72 под командованием капитана 3 ранга Голосова Рудольфа Александровича. Лодка получила задачу по проведению гравиметрических измерений в районе Тихого океана, для чего ей следовало пройти вдоль берегов Америки почти до антарктических вод, до пролива Дрейка точно дошла. Понимая сложность задачи, в помощь советским морякам был выделен танкер "Певек", с которым к...
17 прочтений · 2 дня назад
Library]"РЯВ на книжной полке",40 Подборка книг по РЯВ. Если хотите вспомнить книгу - называйте, обязательно ее представим, если она есть в "закромах". 1-35.Варяг.Стерегущий. Сергеев А.С.- 1994 Перед нами два романа, со всеми вытекающими особенностями жанра. Причем написаны в одном стиле, и даже есть некоторые повторы - в частности в романе "Стерегущий" небольшой отрывок совпадает стилистически и содержательно с подобным изложением событий в романе "Варяг" (в кратком варианте). Книга издана в 90-летие русско-японской войны и не удивительно, что она красочно передает официальную версию и боя "Варяга" и боя "Стерегущего". В чем то есть небольшая "отсылка" к "Крейсерам" В.Пикуля - в книги введены герои, описана их предыдущая жизнь и мысли. Очень хорошо и исключительно в положительном свете представлены русские моряки, японцы - в более негативно-критическом свете, иностранцы - какие то "бесхребетно-глуповатые". Большой ошибкой было бы использовать данное произведение как историческое описание - истинны в нем мало, но она есть - героические действия русских офицеров и матросов в критических ситуациях, мужество и героизм. Технических ляпов тоже хватает, про кингстоны говорить не буду, хватает описания японских кораблей с позиции британского офицера. Результативных ляпов тоже много: и все тот же миноносец, который потопил "Варяг", и поражения "Такачихо" от огня "Корейца", и Стерегущий" топит миной японский миноносец, и абордажные схватки. Немного наивная книга, но трогательная. 2-33.Последние адмиралы. С.Н.Семанов, В.Ю.Грибовский - 2002 Книга издана в серии "Военно-историческая библиотека (ВИБ), включила в себя два самостоятельных произведения, "Адмирал Макаров" Семанова и "Вице-адмирал Рожественский" Грибовского. Кстати, С.О.Макаров имел воинское звание "вице-адмирал". В книге представлены две судьбы двух русских флотоводцев, интересно, что это работы двух авторов и они не сравнивают своих "героев", а стараются как можно полно представить их жизнь и взгляды. Надо отметить, что книга Грибовского издавалась самостоятельно ранее - в 1999 году в серии "Знаменитые адмиралы", и была рассмотрена в наших обзорах (№ 18 от 8 июня 2024 года), ее можно найти на этом канале, правда в том случае авторов было двое - был еще В.П.Познахирев. Сравнение текстов показывает их совпадение. Зато в данном издании 2002 года есть расширенное приложение, где можно найти справки по большинству кораблей РЯВ, статью Грибовского по гибели Макарова и статью по броненосцам "Бородино" и их роли в Цусимском сражении. Книга в целом не лишняя, помню, когда читал, получил удовольствие и "пищу" для размышления. 3-34.Эскадренные миноносцы типа "Форель", (1898-1925). П.В.Лихачев - 2004 Книга издана в серии "БКМ" и посвящена русским эсминцам данного типа, более того - основного типа "Форель" и его продолжению "Лейтенант Бураков", по которым было построено 5 и 11 единиц соответственно. Однако только эсминцы первой серии приняли участие в РЯВ. У читателя может возникнуть законный вопрос, что при описании боевых действий при Порт-Артуре и Цусиме не встречались такие названия (не кроме "Буракова", если что). И читатель будет прав, потому что еще в 1902 году эсминцы были переименованы и получили названия: "Внушительный", "Внимательный", "Властный". "Выносливый" и "Грозовой". Да и "Бураков" - был не тот артурский "Бураков", )), если что. Главное что объединяет эти корабли, кроме примерно единого проекта - это всё были корабли французской постройки! Со своими особенностями: так любимая французами навесная палуба, кормовой гальюн под тентом и две пары разнесенных труб, сразу и однозначно идентифицирующих корабли как русские эсминцы (для театра РЯВ). Что касается эсминцев типа "Лейтенант Бураков" - это продолжение типа "Форель"/"Внимательный", которые также заказали во Франции для РЯВ, но на эту войну они опоздали. Книга структурирована в обычном формате - проектирование, постройка, устройство, служба. Учитывая что материала было не много - вот автор и объединил два типа в одну книгу. Кстати, служба кораблей, особенно первой пятерки раскрыта бледно и скупо. Не хорошо, (.
477 прочтений · 2 дня назад
Две или четыре - насколько важно количество дымовых труб/№13/ "Парадокс" или "газетная утка"
Как уже говорилось ранее за рамками общеизвестных событий можно найти огромное количество происшествий, катастроф, случаев и боевых эпизодов, о которых мало кто знает. Данная история из разряда таковых. К сожалению подтвердить описываемые события вряд ли можно, по крайней мере пока не удалось встретить упоминание не только об этом факте, но и вообще о похожих случаях. Но это не значит, что их не было. А даже если бы и нашли подтверждение - это не значило бы что они были, )). странная диалектика, но современная - "ничему верить нельзя", (...
68 прочтений · 3 дня назад
Новинки на книжных прилавках: "Первые дредноуты Соединенных Штатов Америки".1906-1923 гг.
Очередная "новая" книга на обзоре из моего списка книг приобретенных в последние пару лет. И да, как и большинство ранее представленных в этой рубрике (но не все) издана два года назад, в октябре 2022 года, )). Вот такой большой "задел" по купленным новинкам у меня оказался, что делать, не ежедневно же выкладывать обзоры, ). Стараюсь это делать не чаще чем 2-3 раза в месяц. И получается эта "новинка" ждала своей очереди почти два года (без одного месяца) после издания и ее покупки, и вот дождалась...
47 прочтений · 3 дня назад
[Quiz, 36/2024, итоги] Середина сентября подтвердила надежду, что с окончанием сезона летних отпусков активность наших читателей при проведении мини-викторин увеличится (может просто так случилось - тоже может быть). Было много вариантов ответов, и удалось найти ответы на два из трех вопросов. Один так и оказался "не раскрытым", что удивительно. И удивительно не потому, что вопрос легкий, нет. Но вопрос на эту тему уже был ранее, весной, и тогда именно этот аспект обсуждался. Уверен, что читатели, когда прочитают правильный ответ в этом убедятся. Подводим итоги очередной викторины, сегодня среда - все по графику. Ответ на вопрос 1: Броненосный крейсер "Владимир Мономах" перед уходом на Дальний Восток лишился своей грот-мачты и и трехмачтового крейсера - стал двухмачтовым. Выглядел довольно странно, особенно на фоне своего "систершипа" - "Дмитрия Донского", которому сохранили три мачты. И так сложилось, что фотографий "В.Мономаха" с двумя мачтами крайне мало, как и схем. Ответ на вопрос 2: Речь идет о попытке Франции строить быстроходные крейсера-уничтожители торговли, внешний вид (силуэт) которых напоминал торговые суда-пакетботы, а не боевые корабли. Явный представитель такого подхода - бронепалубный крейсер "Шаторено". Можно встретить разные мнение, кто-то говорит, что решение Лаганя сделать крейсер похожим по силуэту на лайнеры того времени сознательным намерением замаскировать корабль, кто-то - что Лагань просто использовал при конструировании особенности судов, за которыми его крейсеру предстояло охотиться, для достижения требуемой скорости. Ответ на вопрос 3: Гальюн В декабре 1918 года судовой инженер-механик подводной лодки "Тюлень" (ЧФ) подал рапорт, где у портового начальства просил "перебрать, исправить и открыть действие офицерского и командного клозетов на подводной лодке". Командир подводной лодки на рапорте механика написал "Работу произвести срочно ввиду возможности выхода лодки в море". Такая просьба была в то время равносильна оповещению о скором выходе субмарины в море. Рапорт инженера-механика завершает резолюция старшего морского начальника порта Севастополя: "Ремонт произвести". Кстати, "Тюлень" вышел в море 5 февраля (переход Севастополь-Новороссийск). Вот такие ответы Надеюсь они вас где то позабавили, а где то и развлекли На этом всё, до следующей викторины! На фото - крейсер "Шаторено", 1902 год
54 прочтения · 5 дней назад
[Ships] ЦВММ Чем хороши "сухопутные" военные музеи, так тем, что в них можно найти не только образцы отечественной военной техники, но и иностранной, в то том числе и техники противника (кем бы он ни был). На крайний случай - могут выставить вражеские знамена, которые захвачены или что то из других трофеев. В этом смысле военно-морские музеи имеют определенные трудности - сложно представить трофейный корабль (хотя и это делается, примеры трофейных подводных лодок много по миру стоят как музейные экспонаты), но и здесь можно встретить на что то "иноземно-трофейное", например, стрелковое оружие. Что же касается боевых кораблей - то тут на помощь опять приходят модели кораблей. И в подтверждении этой концепции в залах ЦВММ, буквально в двух шагах от кораблей русского Черноморского флота мы видим модель немецкого большого миноносца типа S-13 - S-24 постройки фирмы Шихау. И сразу возникает вопрос (который так и остается без ответа) - почему именно этот миноносец, и почему здесь? Серия достаточно крупная - 12 единиц, но не счастливая. Большинство кораблей (8 единиц) погибли в ходе войны, и только четырем удалось ее пережить. Был даже один "долгожитель" - S-23, который прошел и Вторую мировую, и в конце 1945 года был передан СССР. Судя по информационной панели и табличке на подставке - сделали модель в Германии, все на той же верфи Шихау. А вот по какой причине эта модель оказалась в музее - информации нет. Жаль, так то на информационной панели много свободного места, можно было бы "просветить" посетителей. Информационная панель данной модели вообще крайне лаконична - кроме названия и страны нет вообще никакой информации, даже общеизвестных тактико-технических характеристик. Между тем, "кораблики" данного типа довольно интересны - строились по плану 1912 финансового года, имели небольшие размеры (водоизмещение полное - 695 т, длина - 71,5 м), скорость около 34 узлов, дальность около 1050 миль. Любопытная деталь - имел 3 военно-морских угольных котла и 1 военно-морской нефтяной котел. И соответственно в качестве топлива мог использовать и использовал и уголь (запас 108 т) и нефть (72 т)! Как тут не вспомнишь немецкую предусмотрительность начала ХХ века. Корабль для действий у своих берегов вполне подходящий. Правда, вооружение для 1912-1913 годов слабовато - всего два 88-мм орудия и 4-500-мм ТА. Зато имел возможность нести и ставить мины заграждения (18). Кстати, восемь кораблей в дальнейшем перевооружили на 105-мм орудия. В виде модели представлен корабль с 88-мм пушками, и все еще с четырьмя однотрубными торпедными аппаратами, два из которых установлены "по немецкой схеме" - в носовой части перед рубкой за срезом полубака. Очень характерная черта больших довоенных германских миноносцев, которую потом постарались устранить на оставшихся кораблях. В свое время эту схему повторили японцы, но затем также от нее отказались. В целом - достойный представитель массовой "Черной прислуги" адмирала Тирпица. P.S.А может эту модель после 1945 года как трофей привезли в Санкт-Петербург? Если кто то из читателей знает ее историю - буду благодарен за пояснения.
202 прочтения · 5 дней назад
От блистеров для "Парижанки" до "безумных" попыток восстановить "Полтаву"... (3)
Продолжаем вспоминать процесс восстановления, ввода в строй и особенности модернизации русских балтийских линкоров, которые остались в распоряжении Советской России. От общих вопросов, вопросов восстановления механизмов и повышения мореходности и улучшения бронирования перешли к основному вооружению и противоминной защите. Начало можно почитать ТУТ, а продолжение - вот ЗДЕСЬ Окончание ...Интересно, что в 20-30 годы ХХ века большинство линейных кораблей стран мира, построенных накануне и в годы...
63 прочтения · 5 дней назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №164
Продолжаем рубрику, где уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны, изучаем (вспоминаем) особенностей гибели боевых единиц (и не только ФОМ). На конец ноября 1918 года большинство погибших боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам победителям (и не только). В данной публикации - в основном подводные лодки. В основе материала- справочник Шишова А.А.(1996 год). Немецкие потери представлены в хронологическом порядке, а не по классам или типам как изначально...
45 прочтений · 6 дней назад
[Quiz, 36/2024] Первый осенний месяц в самом разгаре, )) - все идет по плану и у нас очередная мини-викторина. Надеюсь, что очередные вопросы будут не сложными, и наши читатели смогут найти правильные ответы на них. И даже если правильные и полных ответов не будет - мы все равно разберем делали исторических вопросов и вспомним интересные "исторические мелочи". Итак, традиционно, попробуем проверить свою память или интеллект - каждому своё. Вопрос 1: Это боевой корабль хорошо известен всем любителям военной истории, и от него осталось много изображений: схем, фотографий, рисунков, картин. Его силуэт хорошо знаком и узнаваем. Однако в свой последний и решительный бой этот боевой корабль пошел имея измененный силуэт, можно сказать даже непривычный. Более того, фотографий с "измененным" внешним видом осталось в архивах не так много, если не сказать мало. Что это за корабль? Вопрос 2: Каждая из мировых держав в конце 19-начале 20 века по разному оценивала свои возможности и готовилась к войне на море, в том числе к "крейсерской войне" на коммуникациях. Одни страны строили базы по всему миру и десятки недорогих крейсеров для конвойной службы, другие - броненосные крейсера с большой автономностью, способные долгое время находиться в море и уничтожать "вражескую торговлю", третьи - готовили вспомогательные крейсера-рейдеры. Но ЭТА страна поступила достаточно оригинально при создании своих крейсерских сил. Что это за страна и в чем "особенность" принятого решения? Вопрос 3: Боевая готовность корабля, в особенности подводной лодки, может и должна оцениваться по множеству параметрам. Так же по множеству параметров и косвенных признаков можно оценить вероятность того, что вскоре подводная лодка будет привлечена к выполнению боевой задачи. Что было отремонтировано по рапорту командира на этой подводной лодке русского Черноморского флота, тем самым подтвердило предположение о скором выходе на боевую позицию? Вот такие вопросы! Надеюсь они не вызовут больших затруднений Подведение итогов как всегда в среду. Всем удачи. Иллюстрация - просто иллюстрация про "крейсерскую войну"
23 прочтения · 7 дней назад
Library]"РЯВ на книжной полке",39 Подборка книг по РЯВ. Если хотите вспомнить книгу - называйте, обязательно ее представим, если она есть в "закромах". 1-34.Путь к Цусиме. Часть 2. Худяков П.К.- 1997 г. Вторая часть ранее представленной книги профессора Императорского Московского Технического училища Петра Кондратьевича Худякова, также издана в Москве в 1907 году, и теперь была переиздана через 90 лет в издательстве "Бриз". Если читали аннотацию к первой части, то понимаете, что данная часть - продолжение целостного издания, посвященного памяти Цусимского сражения и его жертвам, в данном случае акцент сделан на инженер-механиках погибших в том бою на кораблях русской эскадры. Здесь Петр Кондратьевич после небольшого вступление приводит описание боя, сделанное американским лейтенантом Уайтом, причина такого выбора в том, что описание боя на русском языке было сделано Н.Кладо и на тот момент было опубликовано. Вот добавил - "импортного аналитика". Основная часть посвящена судьбе шести инженер-механиков, рассматривается судьба каждого, причем у большинства - по их письмам, чтение которых может дать ответ на многие вопросы, как мне кажется. Самое важное - в них много уделено житейско-служебным аспектам и взаимоотношениям офицеров и матросов на кораблях русской эскадры. Судовой инженер-механик это как бы не офицер и уж точно не матрос, и у него свои взгляды и оценки, поэтому в этих письмах и воспоминаниях можно найти много того, чего нет в большинстве воспоминаний господ офицеров русского флота. Очень рекомендую почитать. Правда иллюстраций нет, а фотографии этих героев не помешали бы. 2-32. Канонерские лодки Первой эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (!904-1905). Несоленый С.В.- 2011. Еще одна книга изданная "Истфлотом" в серии "БКМ" (Издатель - Р.Р.Муниров), как бы в продолжение книги того же автора (С.Несоленый) по миноносцам. Видимо первая книга (мы ее рассматривали три дня назад) вызвала интерес, и автор продолжил свою работу по обобщению действий легких сил у Порт-Артура. Считаю совершенно обоснованно и заслуженно. Структурно перед нами книга из двух частей, вполне логичных: первая часть - проектирование и постройка, причем всех канонерских лодок эскадры (7 единиц); вторая часть - служба до войны и участие в боевых действиях в ходе войны. Не были забыты и события у фортом Таку, и Чемульпо, и конечно Порт-Артур. В целом - неплохое обобщение действий, но в целом описание выстроено как очередное описание действий и подробности по отдельным канонеркам, как то нет четкого анализа и аналитических данных - в основном хронологическое повествование. Вроде все правильно, но единая "картина" применения кораблей этого класса в данном месте не получилась. С другой стороны - название на это и не претендует. 3-33.Крейсер "Владимир Мономах" .С.Сулига - 1994. Книга про известный крейсер имеет "специфический тип" - "Наваль-монография" и номер: "1 выпуск". Видимо в далеком 1994 году, 30 лет назад открывшиеся возможности пользоваться архивами, свободно издавать и продавать книги сформировало ощущение, что можно выпускать книги целыми сериями, объединяя их в ту или иную группу. Но видимо не удалось, не помню другой "Н-монографии" с номером 2, хотя книгу по "Огайо" (рекламируемая на форзаце) имею. Если говорить по теме, то автор - известный специалист в данной области и не нуждается в дополнительном представлении. Хорошая книга про крейсер, о котором в советские времена можно было узнать из "Цусимы", "Расплаты", книги Костенко, да статьи в МК журнала "Моделист-конструктор". Нет смысла предъявлять претензии к качеству печатной продукции - оно не высокое и соответствовало времени. В целом книга - очень хороша для своего времени, и сейчас уже раритет. При этом новые книги, которые посвящены "Владимиру Мономаху" не на много превосходят данное произведение по содержанию и глубине рассмотренного вопроса, в основном берут качеством бумаги, оформления и переплетами (да простят меня за это авторы и издатели). Хорошо, что про этот корабль не забыли. С другой стороны, а было что то кроме МШ-31/2013 (Крестьянинов, Кузнецов?).
461 прочтение · 1 неделю назад
Стихи про "Бегемота" 1/2 знаете? А они есть! (цитаты из "Былины")
Уверен, что большинство наших читателей знает или по крайней мере слышали про операцию "Бегемот", и о том, что первые испытания, которые получили такое название оказались неудачными. Более подробно о некоторых подробностях того что произошло мы уже обсуждали на канале. Кто пропустил - может прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ. Но мне бы хотелось вернуться к этой теме, и представить ситуацию с другой стороны, а конкретно как ее видели участники, причем в необычной форме. Как видим - здесь вам предлагается вспомнить...
Видео