33,3K подписчиков

Допечатка в среднем классе по-итальянски

2,1K прочитали

История Carro Armato M 14-41, второго по массовости итальянского среднего танка времен Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны большинство танкостроительных держав подошло в состоянии, далеким от желаемого. Как правило, еще как-то дела клеились с легкими танками, а вот со средними творилась беда. При этом довольно быстро выяснилось, что именно средние танки являются главными. Это было очевидно еще до войны, но в 30-е годы с ними не клеилось. Поэтому у некоторых стран имелись только опытные боевые машины среднего класса, у кого-то их было несколько десятков. А кто-то и вовсе не смог создать средний танк. Полноценный выпуск средних танков начался уже во время войны. Среди тех, кто их начал выпускать, оказались и итальянцы.

Carro Armato M 14-41 стали самыми массовыми итальянскими танками в боях 1942-43 годов.
Carro Armato M 14-41 стали самыми массовыми итальянскими танками в боях 1942-43 годов.

К началу Второй мировой войны у Италии имелся средний танк Carro Armato M 11, довольно странной конструкции и не совсем чтобы средний. Впрочем, еще в конце 1937 года были запущены работы по новому танку, который получил обозначение Carro Armato M 13. Это уже была более тяжелая машина, которая по ряду параметров вполне соответствовала среднему классу. В то время 14 тонн было нормальной массой для среднего танка. В серию Carro Armato M 13 (он же Carro Armato M 13-40) пошел в 1940 году. Неожиданно для итальянцев он оказался вполне массовой боевой машиной. Постепенно развивая танк, итальянцы получили Carro Armato M 14-41, второй по массовости итальянский средний танк военного периода. По большому счету, это был скорее не новый танк, а немного доработанная версия предыдущей боевой машины.

Просто добавь мотор

Одной из проблем, с которой столкнулись итальянские танкисты в ходе эксплуатации Carro Armato M 13-40, стал двигатель. Решение использовать тот же самый дизельный двигатель SPA 8T, что и на Carro Armato M 11-39, оказалось не лучшей идей. Удельная мощность снизилась, что сыграло роль и в тепловом режиме. Уже в ходе производства мотор удалось доработать, что позволило поднимать, на короткое время, мощность до 125 лошадиных сил. Тем не менее, этого всё равно оказалось недостаточно. Также в Северной Африке выяснилось, что имеются проблемы с воздушными фильтрами. Это было одной из главных проблем и поломок. Причины прозаичные - недостаток времени, Carro Armato M 13 запускали в производство в авральном режиме.

Так выглядели самые первые Carro Armato M 14-41. Единственным отличием от Carro Armato M 13-40 третьей производственной серии стали глушители.
Так выглядели самые первые Carro Armato M 14-41. Единственным отличием от Carro Armato M 13-40 третьей производственной серии стали глушители.

Логичным решением проблемы стало появление нового двигателя. На SPA не стали сильно мучиться, создав немного доработанную версию двигателя SPA 8T. Новый вариант, получивший обозначение SPA 15T, получил больший объем (11,98 литров против 11,14 литров у SPA 8T). Официально мощность мотора составляла те же 125 лошадиных сил, что и SPA 8T в форсированном режиме. Но дьявол, как обычно, в деталях. Во всё том же форсированном режиме SPA 15T развивал мощность 145 лошадиных сил. Кроме того, дорабатывалась система очистки воздуха. Она, судя по инструкции, одновременно внедрялась и на Carro Armato M 13-40.

Двигатель SPA 15T, более мощный и надежный. Одновременно модернизировали и воздухоочистители, а также электрическую систему.
Двигатель SPA 15T, более мощный и надежный. Одновременно модернизировали и воздухоочистители, а также электрическую систему.

Надо сказать, что различные переделки Carro Armato M 13-40 происходили минимум 3 раза. Но новый мотор стал уже критической массой. В августе 1941 года было принято решение, что танк с серийным номером 711 (регистрационный номер 3498) получит новый индекс - Carro Armato M 14-41. Это было уже явно необходимо, поскольку переделки постепенно поднимали боевую массу. К тому моменту она достигла 14510 кг, то есть на полтонны больше исходного танка. Отчасти в том и была одна из причин появление мотора SPA 15T.

Первые Carro Armato M 14-41 были готовы к осени 1941 года.
Первые Carro Armato M 14-41 были готовы к осени 1941 года.

Самое интересное заключается в том, что поначалу единственным отличием нового танка стал мотор SPA 15T. Те отличия, которые считаются для Carro Armato M 14-41 каноничными, изначально почти отсутствовали. Как выглядел танк изначально, показано в инструкции по эксплуатации. Поначалу была мысль, что составители руководства просто поленились поставить иллюстрацию новой версии. Но недавно выяснилось, что Carro Armato M 13-40, который долгое время был на Абердинском полигоне - это один из первых Carro Armato M 14-41. Внешне их можно различить только по глушителям.

Танки основной серии получили полноценные крылья и новые жалюзи системы охлаждения.
Танки основной серии получили полноценные крылья и новые жалюзи системы охлаждения.

Уже дальше, в ходе производства танков первой производственной серии (300 штук, серийные номера 711-1010), появились те самые каноничные признаки Carro Armato M 14-41. Для начала, изменились жалюзи системы охлаждения. Если ранее они были вдоль движения, то теперь поперек. Идея с короткими крыльями оказалась неудачной, поэтому пришлось вернуться к исходному варианту. Отверстие во внутренней части переднего крыла теперь закрывалось крышкой. Внутри изменений было больше, в частности, перетрясли электрику. Следует отметить, что в ходе производства вносились различные мелкие изменения. В основном они не касались внешнего вида.

"Каноничные" признаки танка вводились постепенно. Например, тут отверстия для выбивания пальцев траков в боковинах крыльев крышек еще не имеют.
"Каноничные" признаки танка вводились постепенно. Например, тут отверстия для выбивания пальцев траков в боковинах крыльев крышек еще не имеют.

Сам по себе подход итальянских военных к танку несколько удивляет. Те же немцы прибавили бы к индексу что-то типа Ausf.B или в том же духе. Фактически новым танком Carro Armato M 14-41 не являлся. Не менее удивительно то, что вместе с новым мотором не внесли улучшения в вооружение. С учетом того, что англичане стали завозить более толстобронные танки, такая модернизация была бы крайне актуальной. Тем не менее, что получилось, то получилось. Как и в случае с Carro Armato M 13-40, у нового танка был разнобой с регистрационными номерами. Основной пул пришелся в разбросе 3498–3829, но один танк получил регистрационный номер 4092. Часть номеров давалась так, что танк выпуска 1942 года имел номер ниже, чем выпуска 1941 года.

Танк второй производственной серии.
Танк второй производственной серии.

Вторая серия Carro Armato M 14-41 выпускалась уже в 1942 году. Эти танки получили серийные номера 1011-1495, всего их заказали 395 штук. Внешне танки второй серии можно отличить по появлению X-образных выштамповок на передних и задних секциях крыльев, за счет чего их усилили. Также, с целью усиления конструкции крыльев, появились уголки на передних секциях. Для очистки ведущих колес от грязи ввели грязеочистители. В очередной раз переделали электрооборудование.

Доработанные передние крылья с X-образными выштамповками.
Доработанные передние крылья с X-образными выштамповками.

Вторая производственная серия Carro Armato M 14-41 выпускалась до осени 1942 года. Танки получили регистрационные номера в пределах 4654–5021. К моменту окончания выпуска они уже были безнадежно устаревшими, но деваться итальянской армии оказалось некуда. В этом смысле они мало чем отличались от японской танковой промышленности, оказавшейся неготовой к поддержанию высокого темпа развития. Похожая ситуация была и у шведов, правда, им воевать на своих танках не пришлось.

Статист африканской кампании

Запуск в производство Carro Armato M 14-41 совпал с очередными изменениями в структуре штатов итальянских танковых подразделений. В августе 1941 года появился измененный штат танкового полка. В общей сложности новая структура подразумевала наличие 189 средних танков, сведенных в 5 танковых батальонов, плюс подразделения управления. В их числе прописывались и Carro Armato Centro Radio, командирская версия танка. Ее можно легко определить по двум антеннам. Первые Carro Armato Centro Radio стали строить на базе Carro Armato M 13-40, далее выпуск продолжили на базе M 14-41.

Хорошая мина при плохой игре. К моменту запуска в серию Carro Armato M14-41 уже устарел.
Хорошая мина при плохой игре. К моменту запуска в серию Carro Armato M14-41 уже устарел.

Как и ранее, Carro Armato M 14-41 шли на формирование танковых батальонов, которыми, в свою очередь, комплектовались танковые полки при танковых дивизиях. Первым подразделением, которое получило новые танки, стал 10-й танковый батальон. Следует отметить, что время формирования батальона не всегда соответствовало получению матчасти. 10-й и 11-й ТБ сформировали до того, как начался выпуск нового танка. В общей сложности Carro Armato M 14-41 пошли на комплектование 8 танковых батальонов, включая и те, что ранее использовали Carro Armato M 13-40. Это не считая случаев частичного пополнения подразделений, потрепанных в боях.

В первой половине 1942 года M 14-41 стал самым массовым итальянским танком в Северной Африке.
В первой половине 1942 года M 14-41 стал самым массовым итальянским танком в Северной Африке.

Первые Carro Armato M 14-41 попали на фронт ближе к концу 1941 года. К тому моменту ситуация в Северной Африке сильно изменилась. С одной стороны, такого уровня разгрома, как в начале 1941 года, не было. Этому способствовало появление Африканского Корпуса. Немцы хоть и постоянно испытывали недостаток в матчасти, но были куда более опасным противником для англичан. С другой стороны, за год, прошедший с начала африканской кампании, итальянцы сильно отстали в развитии своих танков. К концу 1941 года основу матчасти английских частей составляли Crusader и Valentine, с последним имелись наибольшие проблемы. Его толщина брони была такова, что делала 47-мм танковую пушку бесполезной. Частично проблема решалась полевой артиллерией, но кризис наблюдался невооруженным взглядом. Особенно ситуация ухудшилась после появления Grant I.

Попытка защитить свои танки мешками с песком. За 2 года до Нормандии. Траками свои танки итальянцы также обвешивали.
Попытка защитить свои танки мешками с песком. За 2 года до Нормандии. Траками свои танки итальянцы также обвешивали.

О происходящем итальянские военные были в курсе, более того, шли работы по улучшению ситуации. Главная проблема заключалась в том, что возможности промышленности не поспевали за потребностями армии. С точки зрения организационной структуры итальянцы сделали правильные выводы, но те танки, которые выпускались, сводили усилия на нет. Рано или поздно это должно было закончиться очень плохо. Сражение при Эль Аламейне стало тем самым погромом, который должен был произойти. В этом сражении было разгромлено 7 танковых батальонов, оправиться от такого поражения итальянцы уже не смогли.

Минимум половина Carro Armato M 14-41 была потеряна в битве при Эль Аламейне.
Минимум половина Carro Armato M 14-41 была потеряна в битве при Эль Аламейне.

Дальнейшие действия больше напоминали агонию. В попытке переломить ситуацию в Северную Африку перебросили 131-ю танковую дивизию Centauro, в состав которой входили 13-й, 14-й и 15-й танковые батальоны. В боях зимы-весны 1943 года дивизия "сточилась", на 1 мая 1943 года в строю осталось всего 6 танков. К моменту капитуляции танковых подразделений на территории Африки у итальянской армии не осталось. В ходе последующих боёв использовался 16-й танковый батальон, входивший в состав 32-го танкового полка. Воевал он на территории Сардинии.

Этот Pz.Kpfw.M 14 уничтожили в ходе Варшавского восстания.
Этот Pz.Kpfw.M 14 уничтожили в ходе Варшавского восстания.

Тяжелейшие потери осени 1942 года и весны 1943 года привели к тому, что немцам поначалу достался всего 1 Carro Armato M 14-41. Чаще всего указывается, что обозначались эти танки как Pz.Kpfw.M 14-41 736 (i). На самом деле их именовали иначе - Pz.Kpfw.M 14-41 (i), либо как Pz.Kpfw.M 14. Кроме того, на самом деле этих танков использовалось больше. Связано это с тем, что не посчитали командирские машины, плюс имелись иные источники пополнения. В любом случае, применялось их куда меньше, чем M 13-40, из них 1-2 попали еще и в части RSI. Но вот ведь чудо: если M 13-40 дожил всего 1 танк, то M 14-41 - аж 8 штук. Из них половина находится в Италии. Можно сказать, что выжили вопреки. Вероятнее всего, это танки, которые после войны служили в полиции.

Трофейный Carro Armato M 14-41 в Танковом музее Бовингтон.
Трофейный Carro Armato M 14-41 в Танковом музее Бовингтон.

История Carro Armato M 14-41 оказалась куда более грустной, чем у его предшественника. Если Carro Armato M 13-40 воевал с большей половиной своих противников на равных, но у его наследника ситуация была совсем другой. К моменту появления на фронте танк уже устарел, превратившись скорее в статиста на поле боя. Сложившаяся ситуация была вполне ожидаемой. Если даже "большие" танкостроительные державы порой отставали в гонке вооружений, чего говорить об Италии. Провести работу над ошибками удалось, танк стал более надежным и подвижным. Но война требовала совсем другого.

Список источников:

Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002

Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.1, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2010

Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.2, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2012

US NARA

eBay

Архив автора

Другие статьи по итальянским средним и тяжелым танкам, а также машинам на их базе:

История создания Carro Armato Ansaldo da 9 T, самого странного итальянского среднего танка, разработанного англичанами из William Foster and Co. Ltd

История Carro Armato M 13-40, первого массового итальянского среднего танка классической компоновки