Найти в Дзене

Айкидо как практика для гармоничной жизни

Оглавление

В своём прошлом посте я затронул вопрос о бессмысленности споров о тех или иных боевых искусствах, так как каждый спорщик транслирует своё мнение, находясь в своей исходной точке, своём состоянии, в котором находится и т.д. Кто не читал, ниже ссылка.

На основании чего люди строят своё «мнение», которое потом с таким пылом отстаивают? Как утверждал один известный в прошлом бородатый дядя, "Бытие определяет сознание".

Правда, в нашем случае скорее

-2

Общий паттерн мышления, или состояние ума в любой данный момент, отчасти можно понимать как сумму опыта прошлых событий. В любом случае, все люди основываются на своём опыте (а уж бытие это или битие, не столь важно) и, возвращаясь к притче о слепых мудрецах и слоне, чаще всего именно этот опыт (определивший сознание) и является той самой повязкой на глазах, делающих нас слепыми.

Здравый смысл подсказывает нам, что для того, чтобы увидеть слона целиком, нужно, как заметил Антон Болотов, посмотреть на слона целиком, что, однако, возможно лишь тогда, когда ты снял повязку и отошёл в сторону. Проблема как раз и заключается в том, как это сделать...

Как выйти из того состояния, в котором вы воспринимаете мир определённым образом и настаиваете на своём мнении?

Есть одно простое (но сложное в исполнении) средство:

-4

Как этого достигнуть? В русскоязычном дискурсе есть такие слова — согласие и принятие.

Вроде бы рецепт довольно простой: принимайте других такими, какие они есть. Но что это означает на самом деле? Многие считают, что они «принимают других». Но часто подобное принятие относится либо к равнодушию, либо к терпимости (терпению как способности стойко и безропотно переносить что‑то неприятное для себя). Естественно, что это заблуждение, так как ни то, ни другое к принятию не относится.

Принятие — это когнитивный и эмоциональный процесс остановки оценочного суждения, позволяющий кому-то или чему-то быть и оставаться таким, каким оно есть.
Приня́тие — психологический термин, означающий признание реальности как она есть, в частности, принятие субъектом своего тела, черт характера, способностей как они есть, принятие особенностей других людей. Принятие означает обращение спокойного и ясного внимания и на свои возможности, и на имеющиеся ограничения.

Ключом к принятию является согласие. У этого слова много значений, но нас оно интересует как признание наличия чего-либо, того, что имеет место быть. Например, чужого мнения, отличного от нашего. В этом смысле оно противоположно фанатизму (который часто свойственен многим комментаторам, в том числе и на данном канале).

-5

Однако принятие и согласие — всё это относится к миру идеального и является скорее когнитивным понятием, а не чем-то материальным. Думать о том, что вы чем-то обладаете, и обладать этим в реальности — далеко не всегда одно и то же. Это в равной мере относится и к поведенческим паттернам. И, конечно же, это является определённым навыком, который тоже можно (и необходимо) развивать. В том числе и посредством практики боевых искусств. Есть два способа:

  1. Через ум воздействовать на тело (на этом основаны многие "сверхъестественные" телесные практики, например, углехождение) – это, прежде всего психотехники, а также идеомоторные тренировки.
  2. Через тело воздействовать на ум (здесь примеров ещё больше. Например, обретение уверенности в себе с помощью какой-либо физической практики, от единоборств до похудения/увеличения мышечной массы с помощью занятий в тренажёрном зале и т.д., и т.п.). Собственно, для того мы и тренируемся...

Оба этих способа тесно связаны друг с другом и работают в обе стороны. Вопрос лишь в том, что и как вы развиваете и получаете на выходе. Я бы даже сказал, что это самый ключевой вопрос...

Давайте зададимся вопросом, что в людях развивают, например, спортивные единоборства? Кто-то скажет, что дисциплину, волю к победе (и ещё кучу красивых слов, что мне накидали те, кого я спрашивал об этом), но, прежде всего, спорт развивает дух соревновательности. Соревновательность, выявление лучшего лежат в самой основе спорта, в его сути. Всё остальное — побочка. Мы же все отлично понимаем, что все эти красивые фразы, типа, главное не победа, а участие — это слова утешения проигравшим. В основе же духа соревновательности лежит желание выиграть, одержать верх над противником. Даже само название ЕДИНОБОРСТВО, подразумевает борьбу и противостояние с другим(и):

Единоборство
- противостояние двух людей (противников) один на один без или с применением оружия (огнестрельного или холодного), один против двоих (группа) уже бой;
- вид спортивного состязания, в котором два участника физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке, используя либо только физическую силу, либо также различные спортивное снаряжение и/или ручное холодное оружие.

Именно поэтому спортивные единоборства являются лишь небольшой частью такого более обширного понятия, как боевое искусство. Частным случаем, так сказать, но не синонимом, как думают многие (особенно спортсмены).

Кстати, слово "спорт" происходит от старофранцузского desport, означающего "досуг", а самое старое определение в английском языке, датируемое примерно 1300 годом, — "все, что люди находят забавным или занимательным".

Однако, существуют БИ, в которых соревновательность не только не стоит во главе угла, но и изначально не в чести, а вот то самое согласие и принятие как раз поставлено во главу угла. Наверное вы уже догадались, что я говорю об айкидо (как об одном из подобных БИ).

Когда речь заходит об айкидо, многие считают, что это такой вид БИ, в котором более слабый (физически) может победить более сильного за счёт использования силы джедаев или энергии ки силы нападения атакующего противника, перенаправив её в нужное русло и обратив против самого нападающего. Конечно же, это очень поверхностные и примитивные представления, однако некоторая доля истины в них есть.

Как я уже говорил ранее, любая долговременная и целенаправленная практика чего-либо, в том числе и боевых искусств, меняет человека, меняет его мышление, восприятие, поведенческие паттерны и т.п.

Какие же паттерны развивает айкидо?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам потребуется обратиться к так называемой «философии айкидо», о которой я уже писал в нескольких статьях, в частности в

и частично в

и тому, чем видел и воспринимал свою школу/учение создатель айкидо — Уэсиба Морихэй: Айкидо, как искусство мира, а не метод состязаний и противоборства людей.

Но о самой философии уже было написано достаточно; давайте поговорим о том, как она воплощается в практическом смысле. Уже в самом названии данного БИ — (ай) (ки) (до) заложен определённый смысл, раскрывающий основную «фишку» данного метода. Речь конечно же идёт об айки.

Само значение слова айкидо уже стотыщмильонов раз описано, и мне совершенно лень делать это стотыщмильонпервый раз. Если интересно, то прочтите об этом, например здесь

Споров о том, что такое АЙКИ, также великое множество. Можно сказать, что в целом представители как дайто-рю айкидзюдзюцу, так и самого айкидо (включая разные направления оного) во многом трактуют и смотрят на значение этого термина по разному. На самом же деле, тут та же история, что и в притче о слоне и слепых мудрецах — каждый смотрит и трактует со своей позиции: кто-то с философской, кто-то с физической, кто-то с «энергетической», психологической и даже духовной точек зрения. Естественно, что все смыслы будут сильно зависеть от контекста и нужно чётко понимать, в каком именно контексте мы находимся. Я тоже не буду исключением, и в данном опусе предложу свой контекст, а уж в какой он будет лежать плоскости для вас лично — решайте сами.

Когда мы говорим об АЙКИ в айкидо на физическом уровне, то часто подразумеваем объединение с атакующим, которое выражается в физическом, согласованном присоединении к вектору движения атаки с последующим переключением управления — перенаправлением в нужное нам русло. Именно на этом основывается все «байки» про использование силы нападающего, что слабый может победить сильного и т.д. Да, при определённых условиях это действительно возможно, впрочем, как и в большинстве других видах БИ.

Вот только не у всех это получается... И, наверное «главная проблема» айкидо состоит в том, что очень много глупых наивных людей воспринимают данный вид БИ как какое-то волшебное средство, которое за счёт изучения особых техник позволит им без труда вытащить рыбку из пруда научиться быть эффективным бойцом и побеждать сильных противников, не прилагая к этому больших усилий. Естественно, что это приводит к тотальному разочарованию.

Ключевая ошибка здесь «побеждать», что уже подразумевает противоборство. То есть речь идёт о принципиальном непонимании того, что такое айкидо (особенно хорошо это демонстрируют комментарии всяческих умников о том, как айкидо не способно на то-то, то-то и то-то, и каким бесполезным оно является для того-то и сего-то. Забывая о том, что их любимый бокс, ММА и прочие боевые спортивные развлечения также являются совершенно бесполезными с точки зрения, ну, к примеру, ведения современных боевых действий или той же практической стрельбы. Ах, да, извините, это же совсем другое...), какие у него цели и задачи, декларируемые его создателем, в частности его девизом Масакацу-Агацу-Кацухаяби.

«Сердце айкидо — это Истинная Победа, — Победа Над Собой, День Стремительной Победы! «Истинная Победа» означает непоколебимое мужество; «Победа Над Собой» символизирует неослабевающее усилие; и «День Стремительной Победы» представляет славный момент триумфа здесь и сейчас. Айкидо свободно от установленных форм, так, что оно моментально реагирует на любое непредвиденное обстоятельство и, таким образом, убеждает нас в истинности победы; оно непобедимо, потому что ни с чем не сражается. Положитесь на «Истинную Победу — Победу Над Собой, День Стремительной Победы!» и вы сможете объединить внутренние и внешние факторы практики, очистить свой путь от препятствий и очистите свои чувства».

Что же это за внутренние и внешние факторы практики, и причём здесь согласие и принятие?

Прежде всего — та самая гармония (о которой так любят говорить теоретики айкидо) 和の精 神 «ва но сэйсин», которая рождается во время исполнения техник. Это становится возможным лишь в том случае, если ваш ум неагрессивен. Агрессия мешает на физическом плане реализации правильного сочетания тайминга и времени реагирования, делает саму реакцию не вполне адекватной обстоятельствам, а, следовательно, и менее эффективной. В основе же любой агрессии всегда лежит страх. В частности, страх поражения.

Страх — это сильнейшая и естественная человеческая эмоция, механизм выживания. Он состоит из двух основных реакций на воспринимаемую угрозу: биохимической и эмоциональной. Уникальный биохимический процесс протекает в организме без сознательного контроля человека. Реализуется это посредством определённого набора гормонов и нейромедиаторов, вырабатывающихся в организме во время стрессовой ситуации. Тело и сознание реагируют на выброс этого коктейля тем или иным образом и это отражается на физических свойствах человека и способности реализовать ту или иную технику.

Во время практики айкидо мы, прежде всего, работаем над очищением от этого страха и от связанной с ним агрессии. Это есть один из тех внутренних факторов, который влияет на внешнюю реализацию техники. Её вполне можно назвать той самой истинной победой — победой над собой. Хотя смысл не только в этом, конечно же.

Как достигнуть этого?

Через согласие и принятие.

Что такое согласие? Для того, чтобы ответить правильно на этот вопрос, нужно не мудрствовать лукаво, а всего лишь задуматься о смысле слова, подойти к этому вопросу с точки зрения лингвистики...

Приставка со- используется при образовании: Существительных и прилагательных и обозначает: совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие).

Если мы обратимся к физике (и даже к психологии), то на ум сразу же приходит понятие когерентности. Собственно говоря, эта приставка со- очень коррелирует со смыслом слова 合 (ай). И вполне можно сказать, что в основе техник айкидо лежит когерентность как один из базовых принципов.

Говоря об отсутствии агрессии в айкидо, мы не подразумеваем, что мы все из себя розовые пусечки и подставляем левую щёку в ответ на удар по правой. Или (как можно услышать от многих айки-фанатиков) что в айкидо не бьют, что в айкидо нет ударов и атаки в принципе. Всё есть. Вопрос лишь как и для чего именно, а так же в каком состоянии. В этом отношении практика айкидо является отличным методом для развития ассертивности.

Достижение этого возможно только благодаря нашему внутреннему согласию с некоторыми вещами. Например, того факта, что все люди имеют право быть другими и хотеть/делать то, что нам не нравится.

Согласие —  Согласие  ♦ Acceptation    Согласиться означает сделать своим, принять, признать, сказать «да» тому, что есть или будет.

Казалось бы, согласие и принятие являются синонимами (и это действительно так), но, тем не менее, это разные слова, и они имеют несколько разные оттенки смыслов. На мой взгляд филолога-любителя принятие является следствием согласия. Чтобы что-то принять (присоединить к себе, вобрать, сделать частью себя), сначала нужно с этим согласиться, ведь со-гласие — это когда мы вместе говорим (и думаем в том числе, ведь мысли являются внутренним диалогом) одно и то же и об одном и том же.

Принятие же часто путают с толерантностью. Однако это не одно и то же, так как терпимость (терпеть – «не противодействуя, не жалуясь, безропотно сносить что-нибудь, бедственное, тяжелое, неприятное»), в отличие от принятия, всегда связана с напряжением.

Предвосхищая возражения... Автор в курсе, что под словом толерантность некоторые подразумевают не терпимость, а как раз таки принятие. В курсе, но не разделяет подобного мнения, так как Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») имеет ровно те смыслы, которые ему были даны носителями языка, введшего данный термин в оборот. Да и в современном "Западном обществе" мы наблюдаем как раз то, что у нас прозвали толерастией — требованием именно терпимости, а не принятия, подразумевающего согласие.

Когда вы соглашаетесь с действиями другого человека, принимаете их такими, какие они есть, это позволяет не противоборствовать им, а присоединиться к ним наиболее эффективным образом и начать корректировать/управлять ими так, как нужно вам.

Как говаривал один из моих первых инструкторов айкидо, объясняя технику: "Мой партнёр идёт на меня. Он хочет славы, денег... Я не говорю ему идти в обратную сторону".

Практика айкидо позволяет на физическом уровне посредством своих техник в конфликтном взаимодействии развивать в себе вышеуказанные качества и поведенческие паттерны, избавиться от агрессии и связанного с ней страха поражения. Благодаря своей ассертивности оно позволяет на практике реализовать то самое позволение себе быть собой, а другим — другими.

Уровень этого понимания и развития всегда отражается в физической технике — они находятся в прямой взаимосвязи. При этом для уке это всё точно также.

Не понимая этого, вы никогда не сможете не только оценить, что и насколько хорошо делают мастера во время демонстрации, но и вообще понять, что именно они делают. Однако, если вы это понимаете, то вы понимаете также, что же такое демонстрация техник; понимаете, на что именно нужно смотреть и что именно оценивать. «Жизненность/не жизненность», «реальность/не реальность» техник, в данном случае, не имеет никакого значения, как, по большому счёту, и сами техники — это не более чем лакмусовая бумажка. Важны лишь те качества, поведенческие паттерны и восприятие, которое вы приобретаете с помощью данных техник. Это отличает айкидо от других БИ (хотя практически в любом виде всё высшее мастерство приходит к одному и тому же знаменателю, просто айкидо изначально декларирует данное позиционирование как конечную цель практики).

Это можно называть гармонией, любовью, связью со Вселенной — на любой вкус и испорченность предпочтение. Суть не в названии и терминах, не в красивых словах и «правильных мыслях», а в том, насколько вам это помогает жить и что меняет в вас.

Почему же айкидо зачастую «не работает»?

Очень часто в разговоре с айки-скептиками в различных вариациях звучит один и тот же вопрос: если вы утверждаете, что ваше айкидо такое супер-пупер "высокое" искусство, то почему оно не работает на улице или в ММА, боксе и т.д.? Ведь ни один айкидошник ещё не вышел на турнир и никого не победил. После чего с самодовольным видом делаются утверждения, что всё ваше айкидо полная х**ня на палочке и никуда не годится.

Спорить тут совершенно бессмысленно. И дело даже не в том, что айкидо не предназначено для подобных спортивных забав (почему-то с пониманием именно этого простого факта у подобных обвинителей всегда возникают проблемы) и не в том, что многие люди не понимают, чем именно занимаются на айкидо и для чего им (айкидо) стоит, а главное, не стоит заниматься. Просто айкидо, как метод, имеет совершенно противоположные цели со спортивными единоборствами и во многом учит противоположным вещам, лежащим за гранью понимания "спортсменов-единоборцев". Не потому, что они тупые, а потому, что плоскости эти совершенно разные (хотя, не скрою, в некоторых случаях действительно есть сомнения относительно умственного состояния некоторых товарищей. Но, справедливости ради, эти же сомнения меня порой одолевают и при общении с теми, кто занимается айкидо — такую пургу они гонят. Так что честные 1:1).

Что же касается того, что «работает», а что «не работает», так ответ на данный вопрос вообще лежит не в плоскости обсуждения каких бы то ни было видов боевых искусств, а исключительно способностей каждого отдельно взятого индивидуума и конкретной ситуации. Остальное же является уделом домыслов и досужей болтовни. Побеждает не боевое искусство, а человек в конкретной ситуации.

Каким бы «крутым» боевым и искусством и единоборством вы не занимались, конечный результат будет завесить только от вас самих.

Что же касается боевитости айкидо, так здесь (впрочем, как и везде) всё будет зависить от конкретных навыков того, кто им занимается и как, какие цели он перед собой ставит и насколько понимает то, чем занимается.

Критиканам же неплохо было бы задуматься не столько о том, какие техники используются и насколько по-современному наносятся удары, сколько на что может быть способен тот или иной человек при наличии определенного уровня навыков, чувства дистанции, тайминга и т.п.

Как написал один мой собеседник в ЖЖ из Германии в 2014 году: Правильное айкидо — это тайминг, это дистанция, это геометрия приёма, это искусство своевременного входа. И постигать это надо всю жизнь. Не особенно задумываясь про эффективность и прикладной аспект. Это разновидность религиозной практики. Это Путь, в самом прямом смысле.

Такое вот "правильное" айкидо может учить ломать руки. А может не учить. Может учить мечом махать. И всё равно это будет правильное айкидо. Потому что результатов тут ждать не приходится в ближайшие лет 10-20, а если ты занимаешься этим делом 2 часа в неделю - результатов не будет вообще никогда, жизни не хватит. Такие дела.

P.S. Я понимаю, что нынче на дворе осень, и потому делаю скидку на время года, читая то большое количество свежих комментариев к моим старым статьям об айкидо (и каратэ), которые дзен активно показывает. Тем не менее, заранее прошу воздержаться от комментариев типа: «любой перворазрядник по боксу завалит любого мастера айкидо» и прочего бреда альтернативно одарённых поклонников «настоящих боевых искусств» (как они считают). Этим вы ничего не докажете тем, для кого написана данная статья, и просто продемонстрируете лишь собственную глупость, ограниченность и полное непонимание, о чём данная статья вообще. Jedem das Siene...