Найти тему

1914-1918 годы: развитие флота на Волге и трагические уроки войны

Речное сообщение в дореволюционной России было одним из самых востребованных видов транспорта и находилось на очень высоком уровне. В области строительства теплоходов и внедрения новых технологий наша страна заметно опережала западные государства. Так, первые теплоходы в Германии стали выпускать лишь в 1911 году, а в Дании и Великобритании — в 1912-м. Массовое распространение они получили лишь к 30-м годам ХХ века.

💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства» — отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!

Речной транспорт России к 1914 году

🚢около 200 теплоходов,

🚢в том числе 48 крупных теплоходов:

🚢16 пассажирских и грузопассажирских,

🚢12 грузовых,

🚢20 буксиров.

Пароход "Император Александр II" Фото: открытые интернет-источники
Пароход "Император Александр II" Фото: открытые интернет-источники

Первые теплоходы на Волге

Мы уже рассказывали о том, что первые теплоходы (суда с двигателями внутреннего сгорания) были построены в России, в Нижнем Новгороде, на заводе в Сормово. Подробнее читайте в нашей статье.

Дело в том, что в начале ХХ века колёсные пароходы стали обычным делом на Волге, их было довольно много, от небольших до огромных. Однако век паровых машин подходил к концу, и им на смену пришли более эффективные дизельные двигатели.

Итак, первым теплоходом в мире стал танкер «Вандал», построенный в 1903 году. Затем на воду были спущены его собратья — «Сармат» и «Скиф». Это были самые передовые на тот момент суда, положившие начало новой эры в судоходстве.

Интересный факт:

На «Вандале» было установлено три 3-цилиндровых четырёхтактных компрессорных дизельных двигателя мощностью по 120 л.с. Первые дизельные моторы были не реверсивные, что вынуждало инженеров проявить изобретательность, чтобы заставить суда двигаться не только вперёд, но и назад. Для этого была использована электрическая передача, которая состояла из трёх электрогенераторов и трёх электродвигателей, приводивших в движение три гребных винта.

💡В тему: Рассвет Волжского пароходства.

Буксирный пароход "Вандал" Фото: открытые интернет-источники
Буксирный пароход "Вандал" Фото: открытые интернет-источники

Удачный опыт перенесли на пассажирские суда

Удачный опыт с теплоходом «Вандал» подтолкнул инженеров к идее установить дизельный двигатель и на пассажирское судно. Заказчиком на этот проект выступило акционерное общество «Кавказ и Меркурий». В 1907 году Коломенский завод начал строить серию пассажирских теплоходов с винтовым приводом.

Первое судно получило название «Бородино» и было спущено на воду в 1911 году. Строительство серии таких теплоходов продолжалось до 1917 года, всего построили 11 судов.

В 1915 году был спущен на воду первый в мире буксир-теплоход под названием «Москвич». В нём установили уникальный горизонтальный двигатель конструкции инженера Г.В. Тринклера. Судно применяли для буксировки нефтеналивных барж между Астраханью и Нижним Новгородом.

Речной транспорт — целый мир

Речной транспорт России 1914 – 1918 гг. представлял собой сложный производственный комплекс, состоявший из флота, водных путей, пристаней и судоремонтных мастерских. Огромное речное хозяйство обслуживали десятки тысяч работников разных специальностей и опыта. Кстати, специальной подготовкой кадров для речного транспорта тогда не занимались. Капитаны, их помощники, машинисты были чаще всего иностранцами.

Первая мировая война значительно увеличила объём речных перевозок. Нужно было обеспечивать потребности фронта. А речные пути были дешёвым видом транспорта и поэтому крайне востребованным. Таким образом, флот в Волжском бассейне в те годы функционировал стабильно.

Испытания войной со всей очевидностью и трагизмом вскрыли все слабые стороны такой важной отрасли, как речной транспорт. К событиям октября 1917 года речной флот страны из-за недальновидной политики правительства и разорительной войны находился на грани полного прекращения работы. В этом заключается один из самых трагичных уроков истории российского водного транспорта.

Продолжение следует. Следите за нашими публикациями!

Читайте также:

1843. Год, перевернувший историю речного флота.

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)