Прихожанка спрашивает:
Здравствуйте, батюшка. Я не так давно стала воцерковляться, но столкнулась с трудностью по поводу определения грехов. Стала пользоваться подсказками с сайтов на эту тему. Но сколько сайтов, столько и различий.
Где-то пишут, что грех носить украшения, где-то пишут, что это спасению не мешает, если нет тщеславия, и много-много подобных мелочей. Помогите на примере определить, что считать грехом.
Страдаю грехом осуждения людей, я это понимаю, в этом каюсь. А как быть, к примеру, когда возникло чувство жадности внезапной, тут же ушло, или что я подумала плохое слово о Боге, но не приняла его? Захотела посмотреть фильм, но не знала, что там насилие. Случайно посмотрела эту сцену.
Как правильно исповедоваться? На исповедь я прихожу с большим списком грехов. На это мне батюшка говорит, что надо что-то с этим делать. С юмором, правда, говорит. Но весь этот список образуется чаще всего из-за разовых помышлений или чувств, которые мной не принимаются, но я все равно их исповедую.
Правильно ли это? Спаси, Господи!
Отвечает батюшка:
Что я хочу сказать? Тут несколько пунктов.
Первый пункт. Видно, что вы новоначальная христианка, то есть вы только начинаете путь в вере. Уверяю вас, по мере вашего возрастания в вере, 99% или 98% всех вопросов отпадет.
То есть вы определитесь уже наконец, у вас сформируется четкое христианское мировоззрение, которое поможет вам понимать, что есть плохо, а что есть хорошо. Так что понятно, что на начальном этапе, на начальном уровне христианской жизни здесь присутствует много смущений.
А что поможет нам вот эту вот ценностную шкалу, эту мировоззренческую базу сформировать? Ну, конечно, умные публикации в интернете, в том числе. Но я бы не сказал, что на интернет нужно в этом случае опираться, особенно на всякие форумы.
Знаете, вот как, знаете, выйдет какой-то фильм, я посмотрю фильм, потом читаю рецензию, и думаю, боже мой, люди вообще фильма не поняли, а с умным видом там что-то пишут. Вот так же и форумы. Там пишут всякие домохозяйки, системные администраторы, шоферы, банщики, бизнесмены с умным видом размышляют о религии, о духовной жизни и так далее.
Это смешно просто, дорогая моя. Поэтому форумы, все мнения людей нужно читать в последнюю очередь.
В предпоследнюю очередь нужно читать всякие хорошие статьи современных авторов, а в первую очередь — Священное Писание и святых отцов.
Вот те люди, которые сформируют в вас христианское мировоззрение. Священное Писание Нового Завета, Евангелие и Послание апостолов, лучше всего с комментариями, и Святых Отцов. Вот это самая главная база, которая сформирует в вас христианское мировоззрение. Все остальные отпадут.
Второй момент. Очень важный.
Мы не должны на исповеди каяться в минутных или секундных помышлениях.
Когда приходит какой-то помысел, а знаете, они, эти помыслы, как мухи, постоянно кружатся вокруг нас, как вот мухи садятся, а мы их сгоняем. Вот так же эти помыслы, они постоянно приходят. Мы должны их тут же сгонять.
Если мы согнали этот помысел, если он в нас не сформировался, не привел нас к тому, что мы впали в задумчивость, как бы этот грех осуществить, а то даже к самому осуществлению греха.
Если мы до этого уровня не дошли, а все осталось на уровне так называемого прилога, то есть когда происходит приложение какое-то к нашей мысли, тогда можно на исповеди это не говорить.
Потому что если все время отслеживать в течение дня все наши секундные помышления: тут ты с вожделением на кого-то посмотрел, тут ты что-то подумал плохое от человека, тут тебя обхамили, ты сам мысленно обхамил, тут одно, другое, там третье. Тут посмотрел пироженку, захотелось ее съесть. Тут позавидовал чьей-то машине, то можно какой-то невроз себе заработать.
Как правильнее всего подготовиться к исповеди?
Правильнее всего делать так.
В течение дня, когда приходят все эти прилоги, мы их отметаем. Мы на них не останавливаемся, мы их отметаем. Если произошло сочетание, то есть сочетание этого прилога с нашей мыслью, то есть мы пропустили этот удар, он на какое-то время зацепился в нашей душе, то эти вещи нужно вечером вспомнить и вечером перед Богом раскаять.
Но нести на исповедь тоже это не нужно. И уже, наконец, перед самой исповедью, накануне, например, в субботу вечером, если мы в воскресенье идем в храм, в субботу вечером нужно посидеть и вспомнить самое крупное, крупное из грехов за прошедшую неделю, самое крупное.
Не то, что на уровне прилога, не то, что даже на уровне сочетания, а то, что уже глубоко вогнездилось в нас.
Если, например, какой-то помысел мы пропустили в душу, и он засел в нас, и он нас мучил какое-то время. Вот это можно на исповеди исповедать. Или если мы совершили какой-то грех. Вот понимали, что нам нужно встать помолиться, а мы, все-таки, поленились. Ай, Бог есть любовь, простит.
И не встали на молитву, поленились, то тогда нужно покаяться. Или мы обманули кого-то, обманули, тоже нужно покаяться. То есть в каких-то больших грехах или в каких-то чувствах, которые уже так, в нехороших чувств, которые глубоко зашли, конечно, нужно каяться.
А то, что там где-то что-то плохо, например, вот плохое слово о Боге подумала, да ну, это пустяк. Лукавым только и нужно того, чтобы мы обращали на подобные мелочи внимание. Приходит к вам какое-то плохое слово, какое-то плохое помышление на Бога.
Вы про себя засмейтесь и скажите:
«Что, сатана? Что ты хотел мне? Чтобы я про Бога плохо подумал, сатана? Пошел ты прочь отсюда подальше!»
Понимаете, вот так сказать прямиком сатане.
И сказать:
«Господи, прости меня, что я такой дурак, что я такие мысли пропустил, не отсек их еще на подходе».
И все, и больше к этой теме не возвращаться.
Уверяю, несколько раз так сделайте, и сатана перестанет вам такие мысли посещать. Если он увидит, что он цели не достигает, если вас это не ввергает в уныние, если это не повергает вас в какое-то такое отчаяние духовное, то сатана.
Если он видит, что наоборот вы смеетесь над ним, над сатаной, понимаете эти его уловки, и все равно вы после этого только Бога еще крепче любите, то он не будет такие мысли вам посылать.
Или вот, например:
«Я страдаю грехом осуждения людей. Я это понимаю, в этом каюсь».
Ну да, это грех осуждения. Надо радоваться тому, что Бог так разнообразил мир. Как было бы грустно, если бы все люди были одинаковые, как в магазине товар какой-то. Замечательно, что все разные. Я такой вот, вы такая. Мы два разных человека можем встретиться и пообщаться, нам будет интересно. Мы разные.
Будем ценить счастье того, что мы разные. Знаете, как в калейдоскопе. Повернешь, и стеклышки каждый раз разным узором ложатся. Так и все люди, все разные. Например, для меня общение с любым человеком, а все ведь разные, для меня это просто наслаждение.
Я открываю другой мир, другую вселенную маленькую. Давайте не плохое, а хорошее видеть в том, что мы все разные. Ну, а раз разные, то и в хорошем, и в плохом разные.
Как быть с таким, как, например, возникло чувство жадности внезапной, тут же ушло?
Да тут же раскаяться мысленно и всё. Почитайте, есть последний дневник отца Иоанна Кронштадтского, который он перед смертью вёл, последняя тетрадочка, там много того.
Даже великий отец Иоанн Кронштадтский, великий святой очень высокого духовного уровня, и то он признается в том, что в течение дня много раз его посещали какие-то плохие мысли или чувства.
Он говорит:
«Я тут же раскаялся, тут же отогнал, и Бог возвратил мне свою благодать».
И Христа Сатана искушал, помните?
Одно сделай, другое, третье. Христос сразу все это отметает, не пропускает дальше в душу. Сатана всю жизнь будет нас атаковать, самого Христа атаковал.
Нам ли уж роптать на это? Но вообще, повторюсь, самый главный пункт – это потихоньку углубляться в жизнь и веру православной Церкви, и все больше будет вам открываться.
С Богом!
Читайте другие интересные статьи на тему «исповедь»👇
Текст основан на видео с проповедью Константина Пархоменко