Найти тему
Sunny Blues

Топ двадцать. Джимми Пейдж: лучшие сессионные работы 1960-х до «LED ZEPPELIN»

Заглянем в раннюю карьеру великого гитариста, и обнаружим много знакомых имен.

В конце 1960-х и на протяжении всех 1970-х Джимми Пейдж во многом формировал и определял будущее рок-н-ролла, будучи гитаристом групп YARDBIRDS и LED ZEPPELIN. Однако и до этого он уже оказывал влияние на звучание популярной музыки. Сотни, а скорее всего - тысячи сессий звукозаписи во многих студиях, разбросанных по Лондону, на которых он присутствовал в качестве анонимного лица.

Джимми Пейдж
Джимми Пейдж

Он джемовал на рок-треках KINKS, THE ROLLING STONES и THE WHO, играл блюз с Отисом Спанном и записывал основу для поп-хитов Марианны Фейтфулл и Ширли Бэсси. Пейдж был гитаристом, для которого не было особых проблем с любым стилем, который попадался на его пути.

Полный масштаб сессионной дискографии Пейджа, скорее всего, никто никогда не узнает, но существует более чем достаточно убедительных примеров ранней работы будущей легенды. Вот 20 треков, которые должен знать каждый поклонник Пейджа.

Джимми Пейдж
Джимми Пейдж

Джет Харрис - Diamonds - 1963 год

Первая сессия записи Джимми Пейджа. Инструментальная композиция Джета Харриса - бывшего басиста группы SHADOWS. В то время Пейдж был ещё студентом художественного колледжа в своем родном городе Суррей. Он играл на гитаре в клубе Marquee в центре Лондона, и вот тут ему начали предлагать проявить свои гитарные таланты в студии звукозаписи.

Харрис, при поддержке своего товарища по группе SHADOWS барабанщика Тони Михана, играет основную мелодию на электрогитаре Fender Jaguar. Джимми Пейдж добавляет акустическую ритм-гитару на заднем плане. Diamonds был выпущен в январе 1963 года, и этот сингл, как гром среди ясного неба, всего через месяц вышел на первое место в Британии и удерживал первую позицию на протяжении трех недель подряд. Итак, практически за один вечер Джимми Пейдж стал очень и очень востребованным гитаристом в мире музыкальных студий.

Ширли Бэсси - Goldfinger - 1964 год

Композитор Джон Барри написал музыку для одноименного фильма о Джеймсе Бонде. Мелодия частично была заимствована у джазового стандарта Moon River (попробуйте спеть мууунрива вместо гооолдфинга), который, в свою очередь, вырос из Breakfast at Tiffany.

После этого успеха Ширли Бэсси озвучит еще две темы Бондианы, а пригласил её сам Барри, познакомившийся с Ширли во время её британского тура 1963 года.

За очень пышной аранжировкой не так то просто распознать акустическую гитару Пейджа, но она там есть.

NASHVILLE TEENS - Tobacco Road - 1964 год

NASHVILLE TEENS появились на свет в 1962 году в родном городе Джимми Пейджа, хотя из названия (Подростки из Нэшвилла) можно было бы предположить совсем другое.

Как и у многих групп того времени, зубы у NASHVILLE TEENS прорезались довольно-таки быстро благодаря турам по Европе с известными американскими исполнителями Джерри Ли Льюисом и Карлом Перкинсом. Их можно услышать на концертном альбоме Льюиса Live at the Star Club 1964 года. Использовав американский трамплин, TEENS решили дальше двигаться самостоятельно и тем же летом выпустили свой первый сингл, который стал самым крупным хитом в их карьере.

Микки Мост, будущий менеджер-продюсер YARDBIRDS, пригласил Пейджа, и тот написал и записал свой фирменный рифф для трека.

Отис Спэнн - Stirs Me Up -1964 год

Один из крутейших блюзовых пианистов послевоенного Чикаго, как и многие из его современников, включая Сонни Бой Уильямсона-второго и Хаулина Вулфа, был вынужден мигрировать в Европу в начале 1960-х, когда энтузиазм по поводу блюза в Америке в основном иссяк. В Британии же молодые фанаты приняли его с распростертыми объятиями.

Интересно, что в Stirs Me Up 1964 года Пейдж играет на губной гармошке, а не на гитаре.

Однако о шестиструнных партиях для песни американского пианиста позаботился другой соотечественник Пейджа. Его звали Эрик Клэптон.

Дейв Берри - The Crying Game - 1964 год

Берри (но не Чак) родился в Британии и был очень популярен в континентальной Европе.

А в начале-середине шестидесятых годов, если продюсер в Англии собирался пригласить человека со стороны для записи гитарной партии на студии, у него было в основном два варианта: либо «Биг» (Большой) Джим Салливан, либо маленький Джимми Пейдж.

И в данном случае позвали обоих. В этом поп-хите Дэйва Берри, добравшемся до пятого места в чартах, Пейдж сыграл на акустической гитаре, а Салливан - на электрической.

Гитаристы остались друзьями и после того, как сессии закончились, и через несколько лет Большой Джим одолжит Пейджу свою акустическую гитару Gibson J-200 для записи первых двух пластинок LED ZEPPELIN.

Джимми Пейдж и Gibson J-200 Джима Салливана
Джимми Пейдж и Gibson J-200 Джима Салливана

THE ROLLING STONES - Heart of Stone - 1964 год

Нет, это не та версия, которая стала хитом 1964 года. За три месяца до записи той, которая войдет в третий американский альбом STONES, было записано демо, на котором Пейдж сыграл на соло-гитаре, а его коллега-сессионщик Клем Каттини заменил Чарли Уоттса на барабанах.

Эта версия песни звучит как-то более свободно и она гораздо более кантри, чем та, которую все хорошо знают, да и Мик Джаггер поет в более высоком регистре. Эта Heart of Stone пролежала на полках десять лет, пока в конце концов в 1975-м с неё не стряхнули пыль и не включили в сборник Metamorphosis.

THEM - Baby, Please Don’t Go - 1964 год

THEM, с Ваном Моррисоном во главе, были одной из самых энергичных и активных групп «Британского вторжения» шестидесятых.

Baby, Please Don’t Go была задумана как второй сингл группы после того, как несколькими месяцами ранее Моррисон и Ко выпустили Don’t Start Crying Now.

Изначально песня была написана и записана в 1935-м блюзменом из дельты Миссисипи Биг Джо Уильямсом, но в 1949-м вышла более известная версия Джона Ли Хукера, которая и подтолкнула 19-летнего Моррисона к тому, чтобы взяться за песню. Гитарист THEM Билли Харрисон исполняет все основные партии, а на заднем плане Пейдж поддерживает ритм.

Baby, Please Don’t Go была выпущена как сингл 6 ноября 1964 года, но в конечном итоге её полностью затмила би-сайдовая Gloria, которая стала самым большим хитом в короткой карьере THEM.

Петула Кларк - Downtown - 1964 год

По-видимому, Джимми Пейджу не удалось бы уйти дальше от тяжелого блюз-рока LED ZEPPELIN, чем в этом слегка приторном хите в исполнении Петулы Кларк. Однако если вы хотите добиться успеха в музыкальном бизнесе, иногда приходится браться за любую работу, которую вам предлагают.

Ну и опять же, никогда не помешает иметь хит номер один США в своей копилке гитаристу, который крутится на не слишком надежной сессионной работе. Как и в Goldfinger, гитара Пейджа здесь в основном закрыта насыщенной оркестровкой, но начиная примерно с 1:03 можно очень хорошо услышать его любимый черный Gibson Les Paul Custom.

THE KINKS - I’m a Lover, Not a Fighter - 1964 год

Звучание этой песни сильно отличается от популярных ранних хитов THE KINKS с перегруженной гитарой. Оно ближе к школе рок-н-ролла Элвиса или Джонни Кэша начала пятидесятых, и гитарист Дэйв Дэвис предлагает нам соло в середине трека, напоминая о лучших работах Скотти Мура и Лютера Перкинса.

Джимми Пейдж? Он был приглашен, чтобы сыграть в песне на 12-струнной гитаре, которая помогла наполнить трек и уйти от характерной для KINKS бедности аранжировок.

Вашти Баньян - Some Things Just Stick in Your Mind - 1965 год

Кит Ричардс и Мик Джаггер написали её в 1964 году для дуэта DICK & DEE. Годом спустя STONES записали свою собственную версию, но решили хранить её под замком в хранилищах, после чего она попала к Вашти Баньян. Менеджер STONES Эндрю Луг Олдем продюсировал её под надзором Джимми Пейджа, который в тот момент работал штатным продюсером лейбла Oldham Immediate Records.

Песня, как и дебютный альбом Баньян 1970 года Just Another Diamond Day, не имели большого успеха в чартах, зато стали гораздо более популярными позже, после выхода одноименного сборника 2007 года.

Нико - The Last Mile - 1965 год

Несколькими годами ранее певица Нико, родившаяся в Германии, была рядовой моделью-актрисой, пытающейся начать музыкальную карьеру. Познакомившись с крупной фигурой в поп-арт движении Энди Уорхолом, она присоединилась к VELVET UNDERGROUND, продюсером которых художник был в то время.

В 1965-м она пересеклась с гитаристом ROLLING STONES Брайаном Джонсом, и он передал её Эндрю Луг Олдему, уговорив его подписать с ней краткосрочный контракт для Immediate Records.

Олдхэм тут же привлек к делу штатного продюсера Джимми Пейджа, который и написал эту песню в соавторстве с Олдхэмом. Immediate Records выпустила сингл певицы I'm Not Sayn' с би-сайдом The Last Mile.

Эта песня, вокал которой поддерживается исключительно акустической гитарой Пейджа, стала как бы анонсом к будущему творчеству обоих музыкантов, продемонстрировав их творческие возможности.

THE WHO- Bald Headed Woman -1965 год

На самом деле Пейдж сыграл как на этой песне, так и на более известной, вышедшей на эй-сайд этого же сингла I Can’t Explain. Но вот что он сказал о последней в интервью 2012 года: «Я, правда, не знаю, зачем меня пригласили. Я играю рифф на заднем плане гитары Пита Таунсенда. Мне просто не нужно было там быть. Вы меня почти не услышите на записи. Но было просто волшебно находиться в студии с этими ребятами».

Вклад Пейджа гораздо более реален в Bald Headed Woman, где он играет очень характерную основную линию, переплетающуюся с губной гармошкой Долтри.

THE MANISH BOYS - I Pity the Fool - 1965 год

THE MANISH BOYS запросто могла бы стать еще одной забытой всеми группой «Британского вторжения», если бы не тот факт, что Дэвид Боуи был её участником в те времена, когда его ещё звали Дэви Джонс.

15 января 1965 года BOYS записали I Pity the Fool, сыграв стандартную для белого блюза версию оригинала, написанного и исполненного четырьмя годами ранее чернокожим блюзменом Бобби Блэндом. По прошествии двух месяцев она была выпущена, и настоящей её изюминкой стали пронзительные, беспорядочные заполнения Пейджа на перегруженной гитаре в середине песни.

По словам же Боуи, именно во время этой сессии Пейдж подарил ему рифф, который он позже использует в своей песне The Supermen из альбома 1970 года The Man Who Sold the World.

Марианна Фейтфулл - In My Time of Sorrow -1965 год

Редкий случай. Ещё до LED ZEPPELIN Пейдж получает от песни гонорары как автор. Гитарист написал In My Time of Sorrow вместе со своей тогдашней девушкой Джеки ДеШеннон специально для Марианны, которая включила песню в свой одноименный студийный LP 1965 года.

Скажем так, довольно-таки заурядный поп-трек, запоминающийся лишь бойким «та-да-дам» клавесина и чувственным вокалом Фейтфулл.

Пейдж помог записать песню, а затем поддержал певицу во время её короткого турне по Европе.

Донован - Sunshine Superman - 1966 год

Пейдж вписался в несколько студийных сессий шотландского вокалиста и автора песен Донована вместе со своим будущим коллегой по группе LED ZEPPELIN Джон Пом Джонсом.

Донован рассказывает, что помимо Sunshine Superman, Пейдж также работал с ним над песнями Hurdy Gurdy Man, Teen Angel и The Trip.

Sunshine Superman - слегка психоделическая, первоначально была выпущена как сингл в июле 1966 года, но в следующем месяце уже был готов и реализован одноименный LP.

В 2011 году Донован вместе с Пейджем исполнили Sunshine Superman и Mellow Yellow в Королевском Альберт-Холле в Лондоне.

THE FLEUR DE LYS - Circles - 1966 год

История THE FLEUR DE LYS - ещё одних подопечных Эндрю Луг Олдема и Джимми Пейджа - началась в 1965-м с сингла Moondreams.

Прошел год, и Пейдж вновь присоединился к фрикбит-группе, как продюсер и гитарист, чтобы записать кавер на трек THE WHO.

Пит Таунсенд написал Circles, но погряз в юридическом аду после судебного иска уволенного группой продюсера Шела Талми. В результате суд наложил запрет на сингл, би-сайдом которого была Circles.
Версия
THE FLEUR DE LYS несколько более энергична, чем оригинал, и Пейдж добавляет фирменную смесь психоделики и хаоса в аранжировку.

Джефф Бек - Beck’s Bolero - 1967 год

Когда Джефф Бек после ухода из YARDBIRDS в 1966 году готовил свой первый сольный сингл, он решил обратиться за помощью к своему старому товарищу по группе Джимми Пейджу, чтобы тот выполнил работу продюсера и собрал бы группу для записи в студии. Пейдж скоренько позвонил басисту Джон Пол Джонсу и барабанщику THE WHO Киту Муну, взяв на себя 12-струнную электрогитару, и вопрос был решен.

Инструментал, основу которого составила оркестровая пьеса французского композитора Мориса Равеля Bolеro, был записан 16 мая 1966 года в IBC Studios в Лондоне, но был выпущен только через 10 месяцев как би-сайд сингла Hi Ho Silver Lining.

В тот день четверо участников записи были настолько воодушевлены результатом, что начали всерьёз обсуждать идею созданию настоящей группы из сессионного проекта. Барабанщик Мун высказал одну из реплик века, сказав, что проект «улетит, как свинцовый шар». Так были посеяны семена того, что впоследствии станет LED ZEPPELIN.

Джонни Холлидей - A Tout Casser - 1968 год

К 1968 году имя Джонни Холлидей, которого в начале его карьеры называли «французским Элвисом», стало одним из самых громких в Европе.

В том же году он подряд записал два альбома, забравшихся на первое место в его родной стране, и потом ещё два - в следующем. Четвертый трек его альбома Jeune Homme назывался A Tout Casser и представлял собой завывающий психоделический экшен, в который отлично вписалось то, что Пейдж только что пытался сделать в YARDBIRDS. Песня изобилует панорамным звучанием, обратной реверберацией и гитарными пассажами с педалью вау, то есть всеми фирменными элементами, которые гитаристы будут активно использовать в последующие годы.

Джо Кокер - With a Little Help From My Friends - 1968 год

В 1968-м, во время небольшого перерыва между YARDBIRDS и LED ZEPPELIN, Пейдж решил вернуться в студию, чтобы помочь британскому блюзовому певцу Джо Кокеру с его дебютным сольным альбомом With a Little Help From My Friends. И хотя гитарист в конечном итоге написал партии для пяти разных песен этого альбома, именно титульная кавер-версия THE BEATLES стала однозначно лучшей на всем LP.

С самого начала песни Пейдж заявляет о себе воющими подтяжками своей электрогитары и продолжает обыгрывать вокал Кокера на протяжении всей песни. Еще один хит номер один для Пейджа и первый из двух - для Кокера.

Пи Джей Проби - Jim’s Blues - 1969 год

На этом треке представлен весь состав LED ZEPPELIN еще до того, как они записали свой первый альбом. Джон Пол Джонсу предложили аранжировать альбом Проби Three Week Hero всего за несколько месяцев до того, как он присоединился к Джимми Пейджу, Роберту Планту и Джону Бонэму в NEW YARDBIRDS.

Подошло время, и он не отказался от обещания, а просто привел с собой в студию всю новую группу.

Причем для Пейджа это было не первое сотрудничество с Пи Джеем Проби, несколько лет назад гитарист работал над его хитом 1964 года Hold Me, который в результате попал в Топ 10.

И в отличие от большинства более ранних сессий Пейджа, эта оказалась наиболее близка по звучанию к его будущей работе с LED ZEPPELIN. С губной гармошкой Роберта Планта этот медленный блюзовый трек очень похож по настроению на зеппелиновскую версию классической песни Мадди Уотерса You Shook Me.

А кто же этот Джим в названии песни?

Скорее, это всё-таки не Пейдж, а сам Проби, настоящее имя которого Джеймс Маркус Смит.


Читать также:

Музыка
119,3K интересуются