Найти тему
Sunny Blues

«Большая четверка» прогрессивного рока по версии Иэна Андерсона («JETHRO TULL»)

Прогрессивный рок как направление появился в Британии в середине 60-х годов и развился в совершенно новый музыкальный жанр, породивший огромное количество замечательных групп, некоторые из которых вошли в список самых продаваемых исполнителей всех времен. Одна из них - JETHRO TULL под руководством мультиинструменталиста - вокалиста Иэна Андерсона.

Иэн Андерсон
Иэн Андерсон

В 2002 году Иэн Андерсен рассказал о группах, которые он называет «большой четверкой» прогрессив-рока. Он не включил PINK FLOYD в этот квартет, но сказал, что они были «архетипической прог-рок-группой, предтечей всех остальных».

«Большая четверка» прогрессивного рока по версии Иэна Андерсона
«Большая четверка» прогрессивного рока по версии Иэна Андерсона

Большая четверка прога от Иэна Андерсона:

GENESIS

Несмотря на то, что Иэн Андерсон включил GENESIS в эту компанию, он никогда не был их поклонником. В 2021 году он объяснил, что группа появилась в эпоху, когда «прог-рок прогрессировал», и добавил: «Я никогда не был фанатом GENESIS, но музыкальность у этой группы потрясающая».

GENESIS
GENESIS

В 2019-м Андерсон, рассказывая о концептуальных альбомах, отметил, что эта идея частенько реализуется в прогрессивном роке, но он раскритиковал некоторые группы, чересчур экстремально увлекающиеся этим. То же самое и со слишком сложным звуком и музыкой, - Иэн считает, что некоторые просто хотят показать всем, какие они великие и опытные музыканты.

«Шел 1972 год. Я думаю, именно тогда я решил для себя: во-первых, быть сюрреалистичным в творчестве и во-вторых, писать тексты за пределами реальности. И при этом всё это под эгидой прог-рока. И в каком-то смысле я попытался воспроизвести понятия концептуального альбома и прогрессивного рока, точнее говоря, то, что за ними стояло в то время. И я начал в 1969 году, но с более мягкого варианта прогрессивного рока».

Иэн Андерсон продолжил:


«Итак, в какой-то момент то, что мы играли, стало прогрессивом, но у нас были и элементы музыки, которая была до нас, и в то же время некоторых других прог-групп. Но просто
YES или ELP или GENESIS довели это до крайности. До той, где они становились самодовольными и смотрели снисходительно на остальных. Великие, но самодовольные и напыщенные, сильно отличающиеся от рядовых музыкантов, таких как мы - а мы все еще учимся играть на наших инструментах», - сказал Иэн Андерсон.

GENESIS начали свою карьеру в 1967 году. Первые 7 альбомов с вокалом Питера Гэбриэла представили GENESIS как прогрессив-рок-группу, как основателей и законодателей жанра. С 1976 по 1991 год на пластинках пел барабанщик Фил Коллинз. В этих альбомах прог перемешался с поп-музыкой, и благодаря этому GENESIS стали одной из самых продаваемых групп всех времен.

KING CRIMSON

Еще одна группа, которую Андерсон включил в свою большую четверку прог-рока. В интервью 2020 года он выбрал четыре свои самые любимые песни, и одной из них была 21st Century Schizoid Man KING CRIMSON.

«Эта песня звучит как продолжение THE NICE (английская прог-группа конца 1960-х - авт.). К тому же в 1969-м и те, и другие играли в Marquee Club. И в том же году CRIMSON выпустили альбом, на котором был этот трек».

«Это были очень острые времена. И 21st Century Schizoid Man - одна из тех вещей, которые вспыхнули на сцене Marquee Club. И кроме грува, который вы слышите на вашем виниловом LP, у неё ещё и злой, эмоциональный текст. И гитара соответствующая. Так что это отличный трек, и он остается им и по сей день», - сказал Иэн Андерсон.

KING CRIMSON
KING CRIMSON

Группа KING CRIMSON образовались в Лондоне в 1968 году. Роберт Фрипп, Майкл Джайлс, Грег Лейк, Иэн Макдональд и автор текстов Питер Синфилд стояли у истоков. Были и остаются одной из самых уважаемых прогрессив-рок-групп в истории.

EMERSON, LAKE & PALMER

В 1970-м клавишник Кит Эмерсон, басист-вокалист Грег Лейк и барабанщик Карл Палмер собрали супергруппу, не слишком утруждая себя в поиске названия для неё.
И несмотря на заявление Андерсона о том, что в 70-х прог-рок был несколько «раздутым», поскольку многие группы в первую очередь беспокоились о том, чтобы продемонстрировать мастерство игры на своих инструментах, ему нравились
ELP, как он сказал в интервью 2014 года. «Лично я думаю, что мир становится лучше, когда в нем есть EMERSON, LAKE & PALMER и YES, их музыка всегда была довольно-таки возвышенной. Отличные мелодии и очень инновационная игра».

Иэн Андерсон продолжил:

«Но для многих всё это звучало чересчур. Думаю, что для некоторых музыкантов подобное было слишком высокопарным. Хотя бы потому, что иногда они занимались тем, что просто демонстрировали свои технические навыки, и всё это выглядело как такой джем-тусовка для музыкантов - кто круче сыграет», - сказал Иэн Андерсон.

В 2016-м он вспоминал, как в конце 90-х у них был совместный тур: «Когда EMERSON, LAKE & PALMER гастролировали с нами в 1997 году, Кит переживал непростые времена».

ELP
ELP

«Я имею в виду, что он сказал мне: «Я могу заниматься на пианино только 45 минут подряд. Иначе у меня так болит рука, что на следующий день я вообще не могу играть». И на некоторых концертах этого тура было видно, что ему больно. Это непросто. Всё это было в 97-м. Представьте, что было дальше. Я понимаю, каково это для людей, которые теряют свои способности. Потому что они чувствуют, что не могут сыграть сегодня то, что играли раньше», - добавил Иэн Андерсон.

YES

YES также играли в одном туре с JETHRO TULL, и Иэн Андерсон несколько вечеров подряд смотрел их шоу: «Иногда поражаешься, когда вспоминаешь выступления того времени. С длинными барабанными соло, которые на самом деле ничего не означали, а игрались просто так, с бесконечными гитарными соло и так далее. Порой это было просто хвастовством».


«Да, я хорошо помню, как
YES были с нами в туре. Я с интересом наблюдал за тем, как Стив Хоу играет на гитаре. Я понимал, что это была такая коллекция наработанных фишек, набранных им на протяжении всех лет его игры на гитаре. Это было просто показухой. Но у каждого из нас есть хотя бы немного такого».

«У меня тоже есть пара вещей, которые я откровенно называю показушными. Но это всё очень весело. Это что-то такое, что вы играете, когда от вас ждут, что вы будете изображать циркового клоуна. (Смеётся). Понятно, что у всех нас - у меня, у Стива Хоу - есть и другое, когда мы не хвастаемся. Тогда мы слишком сосредоточены и опустив головы и нахмурив брови, мы пытаемся сыграть что-то по-настоящему очень сложное».

Хоу
Хоу

Группа YES была создана в 1968 году в Лондоне, и стала одной из самых известных прогрессив-рок-групп в истории музыки. Как и GENESIS, в начале 80-х они немного изменили свое звучание на более коммерческое, замешав прог с поп-музыкой. Что привело к очень успешным, хорошо продаваемым альбомам: 90125 (1983), Big Generator (1987) и Talk (1994).

Читать также:

Музыка
119,3K интересуются