Найти тему
Sunny Blues

Ричи Блэкмор: "Джим Салливан - один из лучших гитаристов Англии своего поколения"

Имя Биг Джима Салливана напрямую связано с историей DEEP PURPLE, в возрасте 16-ти лет он начал давать уроки игры на гитаре в гостиной своего лондонского дома. Ричи Блэкмор был одним из первых его учеников, как и Стив Хоу из группы YES.

Биг Джим Салливан о Ричи Блэкморе:

«Ричи уже тогда был не по годам развитым талантом, и он очень быстро стал личностью. Честно говоря, я думаю, что два главных момента, которым я его научил, это, во-первых, я настаивал на том, чтобы он был личностью, индивидуальностью, а во-вторых, я заставил его использовать свой мизинец. Всё остальное было для него очень естественным», - писал Биг Джим на своем сайте.

В 17 лет Джим присоединился к группе Марти Уайлда, которая называлась WILDCATS, и вместе с дикими котами разогревал американскую звезду рок-н-ролла Эдди Кокрана во время его последнего британского тура.

Ричи Блэкмор - Джим Салливан
Ричи Блэкмор - Джим Салливан

Ричи Блэкмор о Биг Джиме Салливане:

«Впервые я встретил Джима Салливана в 1958 году. Меня познакомила с ним сестра жены моего брата. Он жил, как и я, в Крэнфорде. Джим играл с Марти Уайлдом и WILDCATS и показал мне совершенно другой уровень техники. Думаю, он был самым продвинутым гитаристом в окрестностях Лондона. Я постоянно слушал музыкальное радио, когда там каждую неделю крутили шоу Марти Уайльда. Имя Джима частенько упоминали, так что я был приклеен к радио во время этих передач.

Я слышал несколько его замечательных инструментальных композиций. Одна из них называлась Trombone, а другая - Peak Hour. Думаю, он был первым гитаристом, или одним из первых, кто играл через педаль вау-вау. Это была педаль Deamond, на ней можно было регулировать ногой громкость и тембр. Я отлично помню инструментал под названием The Bat, где он использовал эту педаль. Это был примерно 1959 год. А в последний раз я видел Джима в Лос-Анджелесе, он тогда играл с Томом Джонсом. Один из лучших гитаристов Англии своего поколения, хороший наставник и хороший друг».

Однако всё не закончилось уроками гитары. Прошло время, и судьба снова свела Ричи Блэкмора с Джимом Салливаном. К тому времени Джим вместе с продюсером DEEP PURPLE Дереком Лоуренсом основали лейбл под названием Retreat. Джим участвовал в записях и продюсировал множество пластинок, в том числе - из неожиданных - американскую глэм-метал группу ANGEL. Можно также вспомнить очень интересные альбомы группы TIGER, существовавшей с 1975 по 1977 год, над которыми работали Салливан и Лоуренс.

Но еще больший интерес для многих поклонников DEEP PURPLE представляет отличный сессионный альбом 1971 года Green Bullfrog, для записи которого Салливан и Лоуренс привлекли многих своих товарищей, в том числе Тони Эштона, Ричи Блэкмора и Иэна Пэйса.

Большая часть этого альбома была записана в 1970 году в лондонской студии De Lane Lea Studios за две сессии. Позже были сделаны дополнительные наложения. Первоначально альбом вышел в 1971 году и был переиздан в 1980 и 1991 годах.

Green Bullfrog не имел коммерческого успеха. По контрактным причинам музыканты, участвовавшие в записи, были указаны под псевдонимами. Но в конечном итоге было подтверждено, что в состав сессионной группы входили Ричи Блэкмор и Иэн Пэйс из DEEP PURPLE, Мэтью Фишер из PROCOL HARUM, Чес Ходжес из CHAS & DAVE, а также Альберт Ли и Биг Джим Салливан.

Идея записать такой альбом родилась у продюсера Дерека Лоуренса, и он собрал музыкантов, с которыми работал в 1960-х. Гитарист Альберт Ли неоднократно сотрудничал с Лоуренсом в качестве сессионного музыканта, они хотели позвать бывшего басиста SCREAMING LORD SUTCH Тони Дэнджерфилда. Но не сработало, и Джим, Дерек и Альберт пригласили других музыкантов, чтобы записать нечто вроде студийного джема.

Дело было сделано за две ночные сессии 20 апреля и 23 мая 1970 года. Писали вживую на четырехдорожечную ленту. Ричи Блэкмор, ранее бывший гитаристом SCREAMING LORD SUTCH, привел с собой барабанщика PURPLE Иэна Пэйса. Альберт Ли рассказывает, что Блэкмор и Пэйс оба раза приезжали в студию к 23 часам прямо с концертов DEEP PURPLE. Само собой, участвовал и Биг Джим Салливан.

Гитарист по имени Род Александр, который дружил с Блэкмором, работал в музыкальном магазине на Чаринг-Кросс-роуд и приехал на сессию только для того, чтобы привести несколько комплектов свежих гитарных струн для записи, но его уговорили остаться. Все эти музыканты не прочь были сыграть вместе, но они были слишком заняты гастролями или сессионной работой. Вокалист Эрл Джордан из THE LES HUMPHRIES SINGERS записал вокал во время основной сессии, но затем, когда все ушли, перезаписал свои партии. Наложения были добавлены 4 января 1971 года.

Несколько оригинальных композиций сочинил Лоуренс, и к ним добавили различные блюзовые кавера.

Салливан переделал Lovin' You (Is Good for Me, Baby) Лоуренса, использовав для одной части cложный размер 17/8, просто чтобы было интереснее играть.

Инструментальная композиция Bullfrog - это переделанная песня Jam Stew, которую DEEP PURPLE записывали на сессиях BBC Radio 1.

Блэкмор сыграл основной рифф Салливану и Ли, и они сразу же добавили свою аранжировку. В этом треке на органе Hammond сыграл Тони Эштон.

Интересно, что Блэкмор и Салливан независимо друг от друга давно хотели сыграть песню Makin' Time группы CREATION, и теперь наконец реализовали эту идею.

Остальные кавера подобрал для записи Лоуренс.

Как уже упоминалось выше, музыканты записывались под вымышленными именами. Альберта Ли окрестили Pinta, когда после записи первого дубля песни в ответ на просьбу повторить для записи второго дубля он ответил: «Нет, нет, я всего лишь развожу молоко!»

Тони Эштона прозвали Bevy, потому что он постоянно держал под своим органом бутылку с этим напитком.

Басист Час Ходжес, ранее игравший с Блэкмором в OUTLAWS, а после этого ставший половиной дуэта CHAS & DAVE, получил имя Sleepy из-за его привычки постоянно засыпать на сессиях.

Блэкмора назвали Boots - он ходил тогда в замшевых ковбойских сапогах.

Салливана прозвали The Boss из-за общего уважения к нему как к одному из лучших сессионных гитаристов.

Мэтью Фишер из PROCOL HARUM, который играл на альбоме на фортепиано, получил ник Sorry, поскольку он имел привычку извиняться, если ему говорили, что нужен ещё один дубль.

Рода Александра назвали The Vicar из-за того, что Лоуренс почему-то всегда здоровался с ним: «Привет, викарий».

Пэйса прозвали очень просто - Speedy, понятно почему. Было очень много слухов в то время насчёт Роджера Гловера и Джона Лорда, но ни тот, ни другой не присутствовали ни на одной из сессий.

Название GREEN BULLFROG (Зелёная лягушка) придумал Лоуренс. Басист Ходжес позже разъяснил, что Лоуренс хотел вообще каждый свой проект связывать с названием какого-либо цвета.

Первый релиз новой записи состоялся 19 марта 1971 года в США на лейбле Decca Records, одновременно вышел и сингл с треками My Baby Left Me и Lovin' You Is Good for Me, Baby.

В Британии он вышел годом позже - в марте 1972 года - на лейбле MCA Record после того, как Лоуренс поставил несколько треков президенту лейбла Майку Мейтленду. К тому времени, когда альбом вышел, Мейтленд уже ушел с MCA Record, и поэтому LP плохо продвигался и не имел коммерческого успеха.

Первый раз его переиздала ECY Street Records в 1980 году в США. На обложку добавили примечания, написанные Эдом Чаперо и цитату Блэкмора, взятую из его интервью 1978 года, в которой он говорит про себя, Пэйса, Ли и Салливана, и упоминает Гловера, которого на самом деле не было на сессиях. В результате и Блэкмор, и Гловер были очень недовольны этой цитатой на обложке.

В 1991 году в студии Abbey Road в Лондоне Лоуренс и инженер Питер Винс сделали ремикс, который был издан на LP и CD. В переиздание включили дополнительные треки, которых нет в оригинальном LP, а также ещё всякую информацию на обложку, в том числе интервью с Лоуренсом. Впервые с момента первого издания все музыканты, участвовавшие в записи, наконец были названы правильно и полностью.

Четыре трека с Green Bullfrog были включены в сборник 2005 года Get Away – Groups and Sessions.

Во время сессионной работы Джим Салливан познакомился также и с другой будущей гитарной звездой хард-рока, Джимми Пейджем. Babe I'm Gonna Leave You c первого альбома LED ZEPPELIN сыграна на гитаре Gibson J-200, которую Пейдж одолжил у Салливана.

Позже Джим Салливан работал с Томом Джонсом, и как он сказал, «лучшими в моей жизни были те пять лет, которые я провел с Томом Джонсом».

Затем он устроился на работу в оркестр Джеймса Ласта и занимался разной сессионной работой: «Я работал с Ван Моррисоном и понял, что деньги не сделают из тебя достойного человека. Вот вам человек стоимостью 50 миллионов фунтов, но он такой несчастный, каких я никогда не видел…»

И Джим позаботился о том, чтобы не попасть в ту же ловушку: «Вся моя жизнь связана с игрой на гитаре. Я играю то, что хочу, и когда хочу, и надеюсь, что слушатель получит столько же удовольствия от прослушивания музыки, сколько я получаю от ее исполнения».

Тысячи сессий в шестидесятые годы - вот его послужной список, он давно забыл о многих из них. Салливан сыграл на альбоме Space Oddity Дэвида Боуи, но вспомнил об этом только тогда, когда другой музыкант, участвовавший в тех сессиях, напомнил ему об этом.

Гленн Хьюз (экс- DEEP PURPLE) рассказал, что Джим играл на гитаре и на его сингле Finders Keepers. Это было ещё до TRAPEZE.

Читать также:

Музыка
119,3K интересуются