В статье рассказывается о некоторых самых известных асах истребительной авиации разных стран – участниц Второй Мировой, которые п0гибли в разгар войны не в боевых действиях, а в тренировочных полетах или по другим причинам, не связанным с воздушными баталиями. И таких очень много, причем почти в каждой стране.
Отдельно хотелось бы написать о летчиках-асах Второй Мировой войны, которые п0гибли не в бою, а в катастрофах, то есть это были совершенно не боевые потери.
Конечно, не только асы проявляли героизм в той войне, но и обычные летчики, потому что сбить самолет противника – это, конечно, подвиг, но у летчиков-истребителей была общая задача – не допустить вражеских бомбардировок, и не обязательно ценой сбития самолета противника. Были у нас (и не только у нас) асы и в этой сфере, и их труды тоже оценивались очень высоко – правительственными наградами, хотя на их счету было очень мало сбитых в небе врагов.
А были и истребители-штурмовики, которые свои подвиги совершали не в воздушных боях, но на их счету было много уничт0женной живой силы противника и техники на земле. И это тоже асы, только они проходили совсем по другой графе.
Но я хочу написать о нескольких довольно известных летчиках-асах, которые были специалистами воздушного боя, и которые п0гибли во время войны в результате несчастных случаев – или в тренировочном полете, или при испытании новой техники, поступившей на фронт, или пассажирами транспортных самолетов.
Начнем с нашей страны. В советских истребительных эскадрильях не по боевым причинам до начала 1945 года п0гибло несколько десятков летчиков-асов, в их числе и очень результативные пилоты, Герои, и даже дважды Герои Советского Союза.
Например, 29 января 1945 года под Будапештом п0гиб, совершая вынужденную посадку на Ла-5ФН из-за сломавшегося мотора, Герой Советского Союза Николай Федорович Краснов, 31 год от роду. К тому моменту на его личном счету был 41 самолет противника – до Кожедуба не так уж и далеко. Обидная смерть, ведь не новичком был, чистая случайность.
А вот 1 ноября 1944 года во время тренировочного полета под Львовом п0гиб другой советский ас, дважды Герой Советского Союза – 26-летний гвардии капитан Александр Фёдорович Клубов, на боевом счету которого была 31 личная победа. Его Ла-7, на который перевооружался полк, скапотировал при посадке, и, перевернувшись на спину, придавил пилота.
Хочу представить очень небольшую выдержку из списка п0гибших в не боевых ситуациях асов ВВС Красной Армии, чтобы можно было понять, какой размах несчастных случаев вообще был в вооруженных силах, если уж такие спецы пропадали не в бою, а чисто по техническим причинам.
В скобках указано количество лично сбитых тем или иным асом самолетов противника, за этим – дата гибели. Список этот выборочный, но в случайном порядке, а не по каким-то там предпочтениям и соображениям.
Дважды Герой Советского Союза Карпов, Александр Терентьевич (27 лично сбитых самолетов) 20 октября 1944 года. Самый результативный истребитель авиации войск ПВО;
Герой Советского Союза Тарасов, Павел Тимофеевич (31 самолет) 29 июля 1944 г.
Герой Советского Союза Дьячков, Александр Алексеевич (30 самолетов) 31 марта 1945 г.
Герой Советского Союза Зеленов, Николай Андрианович (30 самолетов) 29 июня 1944 г.
Герой Советского Союза Лавицкий, Николай Ефимович (20 самолетов) 10 марта 1944 г.
Герой Советского Союза Назимов, Константин Савельевич (19 самолетов) 23 декабря 1944 г.
Герой Советского Союза Булаев, Александр Дмитриевич (17 самолетов) 17 мая 1943 года.
Герой Советского Союза Вишневецкий, Константин Григорьевич (17 самолетов) 30 июля 1944 г.
Герой Советского Союза Сгибнев, Пётр Георгиевич (17 самолетов) 3 мая 1943 г.
Герой Советского Союза Варчук, Николай Изотович (15 самолетов) 21 сентября 1943 г.
Герой Советского Союза Кирьянов, Константин Андрианович (15 самолетов) 27 августа 1943 г.
Герой Советского Союза Матиенко, Пётр Андреевич (15 самолетов) 15 октября 1944 г.
Герой Советского Союза Орлов, Виктор Николаевич (15 самолетов) 9 декабря 1943 г.
Зайцев, Александр Петрович (14 самолетов) 30 мая 1942 г.
Барабанов, Александр Николаевич (7 самолетов) 16 июля 1942 г.
Попов, Иван Феоктистович (24 самолета) май 1944 г.
Олефиренко, Иван Константинович (15 самолетов) 10 мая 1944 г.
Филонов, Михаил Максимович (7 самолетов) 20 мая 1944 г.
Ткачёв, Василий Иванович (18 самолетов) 1 сентября 1944 г.
Рогов, Борис Пантелеевич (26 самолетов) 14 сентября 1944 г.
Впрочем, не только в Красной Армии п0гибали асы по не боевым причинам. Например, самый известный на момент своей смерти гитлеровский ас Вернер Мёльдерс, сбивший 101 самолет противника на Западном и Восточном фронтах (не считая еще 14-ти в Испании), разбился во время перелета из Крыма в Берлин. Бомбардировщик He-111, на котором летел ас, совершил вынужденную посадку на аэродроме под Бреслау (Вроцлав, Польша) при отказе одного из двигателей. Вроде аварийная посадка проходила почти что штатно, но самолет разрушился, и Вернера Мельдерса не стало. Случилось это 22 ноября 1941 года, асу было 28 лет.
Почти такая же судьба ждала и самого результативного японского аса-истребителя Хироёси Нисидзава, который за годы войны на своем «Зеро» сбил от 87 до 202 вражеских самолетов. Такой разброс в цифрах обусловлен тем, что в японских ВВС персональная статистика не велась, и количество побед определялось уде после войны различными исследователями. Сам Нисидзава до своего конца заявлял о 147 личных победах, а 202 – эти данные взяты из газет, в основном японских. Самые скептические исследователи не дают асу белее 87 сбитых самолетов, но и этого хватило, чтобы сделать Хироёси Нисидзаву самым успешным японским асом.
26 октября 1944 года Нисидзава вместе с группой других пилотов своего полка находился на борту бомбардировщика Ki-49 «Donryu», летевшего на одну из баз на Филиппинах за новыми истребителями. Над островом Миндоро бомбардировщик атаковали два американских «Хэллкета» и расстреляли его в воздухе, на том биография 24-летнего Хироёси Нисидзавы закончилась. Как мы видим, тут тоже роль сыграл случай, и самый лучший японский ас Второй Мировой п0гиб не в бою, а как обычный пассажир, по совершенно не зависящим от него причинам.
А вот еще один лучший летчик-ас еще одной державы – Италии. Таковым в 1944 году числился 27-летний Терезио Мартиноли, на счету которого было 22 сбитых английских и американских самолета. Парадокс состоял в том, что все победы Мартиноли продемонстрировал, когда Италия была союзницей Гитлера. А вот п0гиб он 25 августа 1944 года, переучиваясь на американскую «Аэрокобру» P-39, когда числился в составе ВВС той части Италии, которая в 1943-м объявила войну Третьему Рейху.
Кстати, многие из наших советских асов тоже разбились, когда осваивали «Аэрокобру», так что, думаю, Мартиноли тут не был единственным, кто связавшись с этим самолетом, окончил свой жизненный путь совсем не в бою.
Кейт Траскотт – австралийский ас, правда, не первый, а второй, зато сбил по меркам того театра военных действий (Новая Гвинея и Соломоновы острова) немало вражеских самолетов – целых 17. Воевал на американском истребителе P-40 «Warhawk», и, возможно, к концу войны стал бы и первым австралийским асом, но 28 марта 1943 года, проводя тренировочный полет над морем, опустился слишком низко к воде и, не рассчитав, нырнул в море. Асу было тогда 27 лет.
Список асов Второй Мировой, окончивших свой жизненный путь не в бою, а в досадных летных происшествиях, можно продолжать очень долго. Но, если кому будет интересно, я продолжу его в других публикациях. А эта моя статья призвана просто показать, что во время войны по не боевым причинам гибли не только зеленые новички, но и вполне заслуженные опытные специалисты, причем в достаточно больших количествах.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛЁТЧИКАХ-АСАХ WWII:
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл