Эти семь портретов проживут жизнь полную хитросплетений и лишь по большому везению дойдут до наших дней.
В Санкт-Петербурге в Русском музее есть зал, где по-прежнему царит Екатерина II в окружении своих любимиц, первых выпускниц Смольного института благородных девиц.
Зал этот торжественен и эффектен, но обо всем по порядку.
Эпитет "Великий" даже императору нужно постараться заслужить. В нашей российской истории остались лишь две такие персоны: Петр и Екатерина.
И уж конечно, Екатерина Великая прославилась не только количеством своих фаворитов и небывалой к ним щедростью.
Юная образованная европейка, заняв российский престол, некоторую часть своих усилий посвятила и женскому образованию в России.
Как минимум, просвещённой императрице нужны были образованные фрейлины, чтобы было с кем хоть словом перемолвиться.
Смольный институт благородных девиц - первое женское учебное заведение в России. Основан 24 апреля (5 мая) 1764 года в Санкт-Петербурге. Просуществовал до 1919 года.
Главным инициатором создания закрытого привилегированного учебного заведения для барышень был известный общественный деятель Иван Иванович Бецкой.
И Бецкой, и Екатерина мечтали о создании "новой породы людей".
Лучшие выпускницы становились фрейлинами императрицы или супруги наследника престола Натальи Алексеевны.
По приказу государыни в период с 1772-1776 года выдающимся русским живописцем Д.Г. Левицким были написаны семь портретов первых и лучших учениц Смольного.
Его манеру живописи нередко сравнивают с выдающимся английским портретистом того же времени Томасом Гейнсборо (они были почти ровесники, разница в 8 лет не считается).
Да вы сами взгляните в эти живые глаза графини А.А. Воронцовой в детстве. За качество снимка уж извините, освещение в Русском музее "прихрамывает на обе ноги".
Итак было написано семь портретов девочек и девушек, и до 1917 года они украшали Большой Петергофский дворец.
А вот дальше, нет, вернее будет сказать немногим раньше с ними началась почти детективная история.
Императрицы и хозяйки шедевров однажды не стало.
Зато в 1895 году по высочайшему указу императора Николая II был учрежден первый в стране музей отечественного изобразительного искусства - "Русский Музей Императора Александра III".
Знаменитые портреты Смолянок Левицкого предполагалась передать в новый музей, а для Петергофского дворца Академии художеств было поручено написание копий.
Сказано-сделано. Копии "Смолянок" были завершены буквально за год, однако по неизвестной причине именно они были переданы в Русский музей, а оригиналы возвратились в Петергоф.
В 1911 году Русский музей отправляет в Рим на Всемирную выставку четыре портрета "Смолянок" (своих, копийных). Что произошло в Риме, одному Всевышнему известно, но портреты в страну не вернулись.
Только после нескольких лет настойчивых требований Русского музея о возврате картин, портреты вновь попали в музей, но их оказалось только три.
Копийный портрет Глафиры Ивановны Алымовой кисти Николая Шабунина (Мастерская Репина) отсутствовал.
Может быть, именно тогда и обратили пристальное внимание на этот выдающийся цикл портретов.
После февральской революции 1917 года оригиналы "Смолянок" Левицкого из Петергофа все-таки перевозят в Русский музей.
Что стало с Петергофским дворцом во время последней мировой войны, вы сами знаете, так что картины были просто спасены.
П. И. Нерадовский, хранитель художественного отдела Русского музея, оставил воспоминания о тех событиях 1917 года: когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст был влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью...
До недавнего времени местонахождение копийного портрета Глафиры Алымовой оставалось загадкой.
Почти через сто лет - в 2010 году - похищенный в Риме портрет появился на одном из международных аукционов. Пришлось Внешторгбанку его выкупить.
Только осенью 2020 года Куропаточную гостиную Большого Петергофского дворца вновь украсил недостающий портрет любимой фрейлины и впоследствии статс-дамы Екатерины II.
Впрочем, оригиналы Левицкого тоже не каждой жизни хватит увидеть.
В 2008 году они были отправлены на капитальную реставрацию, которая могла и затянуться, но сегодня все семь работ снова в постоянной экспозиции Михайловского дворца.
Всем счастливых дорог!