Найти тему
Не галопом по Европам

Благородные выпускницы Смольного: почти детективная история портретов первых смолянок

Эти семь портретов проживут жизнь полную хитросплетений и лишь по большому везению дойдут до наших дней.

Портрет Екатерины Ивановны Молчановой, Д.Г. Левицкий, Русский музей
Портрет Екатерины Ивановны Молчановой, Д.Г. Левицкий, Русский музей

В Санкт-Петербурге в Русском музее есть зал, где по-прежнему царит Екатерина II в окружении своих любимиц, первых выпускниц Смольного института благородных девиц.

Зал этот торжественен и эффектен, но обо всем по порядку.

Эпитет "Великий" даже императору нужно постараться заслужить. В нашей российской истории остались лишь две такие персоны: Петр и Екатерина.

И уж конечно, Екатерина Великая прославилась не только количеством своих фаворитов и небывалой к ним щедростью.

Юная образованная европейка, заняв российский престол, некоторую часть своих усилий посвятила и женскому образованию в России.

Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия. Д.Г. Левицкий, Русский музей
Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия. Д.Г. Левицкий, Русский музей

Как минимум, просвещённой императрице нужны были образованные фрейлины, чтобы было с кем хоть словом перемолвиться.

Смольный институт благородных девиц - первое женское учебное заведение в России. Основан 24 апреля (5 мая) 1764 года в Санкт-Петербурге. Просуществовал до 1919 года.

Главным инициатором создания закрытого привилегированного учебного заведения для барышень был известный общественный деятель Иван Иванович Бецкой.

И Бецкой, и Екатерина мечтали о создании "новой породы людей".

Лучшие выпускницы становились фрейлинами императрицы или супруги наследника престола Натальи Алексеевны.

Знаменитый зал смолянок Левицкого в Русском музее, Санкт-Петербург
Знаменитый зал смолянок Левицкого в Русском музее, Санкт-Петербург

По приказу государыни в период с 1772-1776 года выдающимся русским живописцем Д.Г. Левицким были написаны семь портретов первых и лучших учениц Смольного.

Его манеру живописи нередко сравнивают с выдающимся английским портретистом того же времени Томасом Гейнсборо (они были почти ровесники, разница в 8 лет не считается).

Да вы сами взгляните в эти живые глаза графини А.А. Воронцовой в детстве. За качество снимка уж извините, освещение в Русском музее "прихрамывает на обе ноги".

-5

Итак было написано семь портретов девочек и девушек, и до 1917 года они украшали Большой Петергофский дворец.

А вот дальше, нет, вернее будет сказать немногим раньше с ними началась почти детективная история.

Императрицы и хозяйки шедевров однажды не стало.

Зато в 1895 году по высочайшему указу императора Николая II был учрежден первый в стране музей отечественного изобразительного искусства - "Русский Музей Императора Александра III".

Знаменитые портреты Смолянок Левицкого предполагалась передать в новый музей, а для Петергофского дворца Академии художеств было поручено написание копий.

Сказано-сделано. Копии "Смолянок" были завершены буквально за год, однако по неизвестной причине именно они были переданы в Русский музей, а оригиналы возвратились в Петергоф.

В 1911 году Русский музей отправляет в Рим на Всемирную выставку четыре портрета "Смолянок" (своих, копийных). Что произошло в Риме, одному Всевышнему известно, но портреты в страну не вернулись.

Только после нескольких лет настойчивых требований Русского музея о возврате картин, портреты вновь попали в музей, но их оказалось только три.

Копийный портрет Глафиры Ивановны Алымовой кисти Николая Шабунина (Мастерская Репина) отсутствовал.

Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, Д.Г. Левицкий, Русский музей
Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, Д.Г. Левицкий, Русский музей

Может быть, именно тогда и обратили пристальное внимание на этот выдающийся цикл портретов.

После февральской революции 1917 года оригиналы "Смолянок" Левицкого из Петергофа все-таки перевозят в Русский музей.

Что стало с Петергофским дворцом во время последней мировой войны, вы сами знаете, так что картины были просто спасены.

П. И. Нерадовский, хранитель художественного отдела Русского музея, оставил воспоминания о тех событиях 1917 года: когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст был влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью...

До недавнего времени местонахождение копийного портрета Глафиры Алымовой оставалось загадкой.

Почти через сто лет - в 2010 году - похищенный в Риме портрет появился на одном из международных аукционов. Пришлось Внешторгбанку его выкупить.

Только осенью 2020 года Куропаточную гостиную Большого Петергофского дворца вновь украсил недостающий портрет любимой фрейлины и впоследствии статс-дамы Екатерины II.

Возвращенный копийный портрет Глафиры Алымовой в Петергофском дворце
Возвращенный копийный портрет Глафиры Алымовой в Петергофском дворце

Впрочем, оригиналы Левицкого тоже не каждой жизни хватит увидеть.

В 2008 году они были отправлены на капитальную реставрацию, которая могла и затянуться, но сегодня все семь работ снова в постоянной экспозиции Михайловского дворца.

Екатерина Нелидова, Д.Г. Левицкий, Русский музей, Санкт-Петербург
Екатерина Нелидова, Д.Г. Левицкий, Русский музей, Санкт-Петербург

Всем счастливых дорог!