Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Что означает слово «Якиманка», или Еще немного слов о Можайске

Оглавление

Ну, что ж, продолжу свой рассказ о Можайске, начатый в предыдущей статье.

В 1998 году на Торговой площади в Можайске был открыт памятник Николаю Чудотворцу, небесному покровителю города. Этакая символическая часовня с фигурой святого внутри (4 фото).

Памятник стоит пре въезде в город со стороны Бородина, словно защищая землю с запада – ведь именно с запада на Русь во все века приходит большинство врагов.

Очень необычен вид Чудотворца в этом изваянии. Да и сам феномен Николы Можайского в русском православии уникален. Такое чувство, что в этих краях чтут не самого святого, особо почитаемого по всей Руси, а именно этот его образ.

Образ Николы Можайского из Ново-Никольского собора
Образ Николы Можайского из Ново-Никольского собора

Необычна и форма исполнения: не икона, а деревянная полускульптура. На Руси во все века так делать было не принято: в этом видели отголоски недавнего язычества, и старались избегать. Кроме того, создание скульптур Христа, Богородицы и святых принято в католицизме. Даже меч в его руке нехарактерен для русского оружия. Не делали на Руси такие полукруглые гарды. Это скорее романский меч...

Хотя, возможно, здесь так или иначе все-таки сказалось влияние близлежащей католической Польши. Или резчик, исполнивший работу, был родом с Запада.

Кто-то даже (снова помянем любителей конспирологии) считал, что в этом образе увековечен Жак де Моле, также упоминавшийся в предыдущей статье. Ведь меч и храм – как раз традиционные символы Тамплиеров – храмовников, если переводить это слов на русский язык буквально.

Но все это не точно.

...Кто он, Никола, явленный в Можае?

Существует такое предание. В 1341 году литовский королевич Ольгерд собрал войско и решил пойти на Москву. Конечно же, на его пути встал Можайск. Осадив крепость, он уже был готов отдать приказ своим рыцарям начинать штурм, но внезапно высоко в небе над кремлевской стеной появился образ Николая Чудотворца. Грозно потрясая тяжелым мечом, в левой руке он держал «Град Можай». Испугавшись, королевич отступил.

Правда это или нет – вопрос веры. Но с тех пор главной святыней Можайска сделался деревянный образ Николая, исполненный именно в таком виде: в правой руке меч, а на ладони левой руки словно бы модель Можайского кремля. В дальнейшем этот образ стали запечатлевать и в виде икон.

Этот образ тоже из Ново-Никольского собора
Этот образ тоже из Ново-Никольского собора

Рассказывают также, что существовало поверье: пока этот образ находится в городе, его не захватит ни один враг.

Так было и при нескольких последующих атаках литовцев, о чем я упоминал в предыдущей статье, и с нашествием хана Батыя. А потом случилось так, что в начале семнадцатого века, аккурат перед наступлением Смутного времени, образ вывезли из Можайска, и город разрушили и сожгли поляки. И в двадцатом веке было примерно так же. После революции изваяние было перевезено в Москву, в Третьяковку (где и хранится по сей день в запасниках). А через два с небольшим десятилетия пришли немцы, и город, хоть и сражался самоотверженно и долгое время сдерживал наступление фашистов, все равно был оккупирован.

...Минутка топонимики

Никогда не задумывались, откуда произошло название улицы Якиманки в Москве? Вообще что это за странное слово такое?

Рассказываю.

Есть на Руси два таких почитаемых святых, Иоаким и Анна. Хотя ни один из четырех евангелистов этих двух персонажей не упоминает, но церковное предание утверждает, что именно так звали родителей Марии, по сути – дедушку и бабушку Иисуса Христа.

-4

Во многих городах строились православные храмы, посвященные Иоакиму и Анне. Но для русского человека эта словесная конструкция трудновыговариваема, и такие церкви в народе начали называть сокращенно – Якиманскими.

-5

Есть такой храм и в Можайске. Он был возведен в девятнадцатом веке и находится минутах в пятнадцати пешей прогулки на северо-восток от кремля. Храм по сравнению с другими совсем молодой, всего-то пара столетий. Но стоит он на фундаменте белокаменного здания четырнадцатого века, от которого частично уцелел северный придел Леонтия Ростовского и белокаменная стена стоявшей на этом месте древней церкви. Та церковь когда-то была соборным храмом Якиманского монастыря.

...Можайская Якиманка

Существует легенда, что первый храм на этом месте построил Иван Грозный. В действительности же первый каменный Акимо-Анненский (это еще одно название, которое использовали для этих храмов в старину) был возведен еще раньше, в конце четырнадцатого века (9 фото).

В разные века храм этот расширяли и достраивали, но к концу века девятнадцатого он стал таким ветхим, что его было решено снести почти полностью и выстроить новый.

Этот новый храм, возведенный в девятнадцатом веке, я и увидел.

А еще здесь со мной приключилась странная история, практически мистика. Колокольню храма я заметил издалека. Сфотографировал ее издали, затем подошел к воротам, сделал несколько кадров вблизи. В общем, все как всегда. Мысленно уже принялся сочинять начало будущей статьи... и вот тут – вот она, мистика! Вхожу в ворота и ни с того ни с сего вспоминаю, как совсем недавно гулял по армянскому центру (писал про него тоже). В голове проносится слово «хачкар». То есть традиционный армянский каменный крест. Ну, думаю, мало ли чего вспомнится...

Делаю десять шагов по дорожке – и точно. Хачкар. Стоит в углублении, совершенно скрытый от входа на территорию храма оградой и живой изгородью.

Не шучу! Что это было, не знаю, но было именно так. :)

А так церковь Иоакима и Анны выглядит внутри. Конечно же, важное место и в ней занимает образ Николы Можайского (5 фото).

...Еще один памятник

Прогулка вышла не очень продолжительной, но оказалась насыщенной. А еще понял, что вернусь в Можайск, многое хочу еще здесь рассмотреть и описать.

А напоследок покажу еще один памятник, который встретил, пока гулял. Он совсем небольшой по размеру, стоит в сквере неподалеку от «Часовни» Николы Можайского, и его запросто можно пробежать и не заметить. Не знаю даже, почему его заметил я (2 фото).

Это памятник жертвам политических репрессий, открытый 27 августа 2014 года. Тысячи жителей Можайска разных возрастов были расстреляны, заточены в тюрьмы или высланы с родных мест за темный период лет Советской власти.

Среди тысяч тех репрессированных числятся также и два священника, служивших в храме Иоакима и Анны – отцы Кирилл Чмель и Николай Сафонов. Оба были расстреляны на Бутовском полигоне под Москвой.

Памятник жертвам политических репрессий символизирует собой свечу и с просветом в виде креста, у основания которого расположены фигуры репрессированных. Фигуры, обмотанные колючей проволокой, символизируют отобранную у людей свободу. Центральная фигура выполнена с просветом в виде сердца, в которое помещен колокольчик. Памятник установлен в центре города, недалеко часовни Святителя Николая,святого покровителя Можайска, и это глубоко символично
Журналист Ирина Космачева

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.

Не пропустите новые истории. Ведь продолжение следует...