Деловые переговоры не место для эмоций. Мы ведь не лучшим друзьям про удачную рыбалку рассказываем, на ходу описывая в красках детали приключений с каждым пойманным окунем. Официальное общение. Эмоции нужно оставить в стороне, никак их не демонстрировать… Правда? Или все-таки нет? Переговоры — ситуация, когда нужно продумывать свою стратегию поведения. Вписываются ли туда эмоции? Давайте разбираться.
Стоит ли опасаться эмоций на переговорах
Эмоциональность свойственна каждому. Нет людей, которые ничего не чувствуют. Обычный здоровый человек испытывает эмоции постоянно. Разговариваем с кем-то, нам сообщили приятную новость — радуемся. Плохую — расстраиваемся или злимся. Так в чем проблема? Вот несколько причин, по которым на переговорах не надо полностью отказываться от эмоций:
1. Естественность. Если будете скрывать эмоциональное состояние на переговорах, собеседник это почувствует и решит, что вы ведете себя неестественно. Зачем-то скрываете правду, а значит, стоит задуматься, какие же условия сделки предлагаете. Вдруг там что-то опасное для него?
2. Появление настороженности. Полностью лишены эмоции роботы. Поговорите с «Алисой» или «Сири», с озвученным нейросетью-чатом. Заметно, что это не человек, и при длительном «общении» появляется неприятное ощущение. Вы ведь не хотите, чтобы собеседник испытал что-то подобное от вашего поведения на переговорах?
3. Адекватность. Есть адекватное и неадекватное поведение, но эта характеристика относительная. Например, вам в кофейне подарили чашечку кофе как постоянному клиенту. Вам приятно, вы улыбаетесь и благодарите. Событие-реакция соотносятся друг с другом. И, наоборот, когда едете на автомобиле, вас подрезает какой-то «лихач», вполне нормально разозлиться. Даже высунуться из окна, погрозить кулаком и крикнуть вслед нечто неприятное. Главное — не перестараться.
4. Привлекательность. Человек, который не просто испытывает, но и не стесняется демонстрировать определенный уровень эмоциональности, становится более привлекательным в глазах других. Недаром же все хорошие актеры очень яркие на сцене или в кадре фильма. И, наоборот, плохих называют «деревянными». Не будьте «Буратино» на переговорах.
Вот несколько поводов не бояться эмоций. Главное, что надо понимать — собеседник-то тоже живой человек. И ему будет гораздо проще, если не придется заглядывать за непроницаемую маску Poker Face.
Как правильно показывать эмоции
Но есть важный нюанс. Эмоциональность — это хорошо. И все же помнить надо еще несколько правил:
- контроль — неконтролируемые выплески пугают людей, способны даже оттолкнуть;
- своевременная демонстрация — нормально реагировать гневом на то, что злит, но не на следующий день, а в моменте;
- управление — нужно контролировать свои слова и поступки даже во время проявления эмоций.
В идеале стоит подстраиваться под собеседника. Если пришел гиперэмоциональный человек, который активно делится впечатлениями, можно добавить в свою речь и поведение больше. Если флегматик с невыразительной речью и мимикой — стараемся быть спокойнее. Все просто.
А вы проявляете эмоции во время переговоров? Как сами реагируете на эмоциональных собеседников?
Читайте еще: