Найти тему

Лодыгин, Попов, Можайский: они были первыми! Или всё-таки нет? (Отгадка № 24)

Первопроходцы, изобретатели, отцы-основатели... Каких только эпитетов не придумано для тех, кто первым решил научную или техническую задачу, создал то, что раньше существовало только в мечтах или достигли того, что считалось несбыточным или несуществующим.

Но далеко не для всех изобретений и открытий есть однозначные ответы на вопрос, кто же является их автором.

Электрическая лампочка

Авторство конструкции электрической лампы накаливания принадлежит Томасу Алва Эдисону, американскому изобретателю. Соответствующий патент был зарегистрирован 27 января 1880 года в США. С правовой точки зрения именно эта дата считается "днём рождения лампочки", а обладатель патента на неё - изобретателем.

Слайд учебной презентации (Изображение из открытых источников)
Слайд учебной презентации (Изображение из открытых источников)

Но Эдисон не изобретал электрическую лампочку, а усовершенствовал конструкцию, разработанную русским инженером Александром Лодыгиным ещё в 1874 году. И даже патент у него был, но на оформление этого документа в патентном бюро США у русского изобретателя не хватило средств. И несмотря на то, что лампочка Лодыгина была запатентована в 11 страна мира, в качестве изобретателя нитяной лампы накаливания увековечено имя Эдисона.

Слайд учебной презентации (Изображение из открытых источников)
Слайд учебной презентации (Изображение из открытых источников)

А в 1876 году получил патент на своё изобретение другой русский инженер - Павел Яблочков. Придуманная им конструкция осветительного прибора получила название "свеча Яблочкова" и около 20 лет была синонимом роскоши и прогресса по всей Европе. Подробнее об изобретении Яблочкова можно прочитать здесь:

А если говорить о предшественниках Лодыгина и Яблочкова, следует упомянуть еще Владимира Чиколева (изобрел лампочку с дугой накаливания), а также Александра Шпаковского - дуговыми лампами его конструкции под названием "электрические солнца" в честь коронации императора Александра II была освещена Красная площадь в Москве и Театральная площадь в Петербурге еще в 1856 году!

Густав Шварц. Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля во время торжеств по поводу коронации императора Александра II, 1856 г. Изображение из открытых источников
Густав Шварц. Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля во время торжеств по поводу коронации императора Александра II, 1856 г. Изображение из открытых источников
Можно заглянуть и в еще более ранний период - само явление электрической дуги было обнаружено и впервые описано русским ученым В. Петровым еще в 1802 году.

Так что в деле изобретения электрической лампочки безоговорочное первенство можно отдать русским изобретателям. Однако, в силу особенностей юридического статуса, официальным изобретателем электрической лампы в истории науки значится Томас Алва Эдисон.

Радио

"У успеха отцов много, неудача - всегда сирота". Эта пословица как нельзя лучше подходит к вопросу о том, кто же первым изобрел радио. Так получилось, что в разных странах дают совсем разные ответы по этому поводу.

Именно этой теме была посвящена загадка 24-го тура еженедельной игры "Угадай, кто?"

Итак, национальные версии по поводу того, кто же изобрел радио, таковы:

  • во Франции - Эдуард Бранли,
  • в Индии - Джагадиш Чандру Боше,
  • в Англии - сэр Оливер Джозеф Лодж,
  • в Бразилии - Ландель де Муру,
  • в США - Никола Тесла,
  • в Испании - Гульельмо Маркони,
  • в Германии - Генрих Герц,
  • в России - Александр Попов.

Каждый из этих людей действительно занимался изучением радиоволн и конструировал устройства для их приёма и передачи. Но первый в истории человечества сеанс передачи сообщения с помощью радиосигнала на расстоянии 150 м произошло в Санкт-Петербурге. Из одного корпуса университета в другой с помощью радиопередачи сигналов азбуки Морзе было передано первое сообщение. Оно состояло из двух слов: "Генрих Герц".

Устройства приёма и передачи были сконструированы Александром Поповым. Он же с помощью своего ассистента и провел первый сеанс радиосвязи. Это произошло 7 мая 1895 года.

И.С. Сорокин "Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиостанцию" (Изображение из открытых источников)
И.С. Сорокин "Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиостанцию" (Изображение из открытых источников)

За год до этого, в ноябре 1894 года провести передачу радиосигнала на расстоянии удалось индийскому изобретателю Джагадишу Чандру Боше. Правда, устройство его конструкции было очень маломощным, поэтому передача была возможна только на расстояние нескольких метров, в пределах одного здания.

Ещё раньше, в 1983 году, о возможности передачи радиосигнала говорил в одном из своих докладов Никола Тесла. Но он считал это направление исследований не слишком интересным и не стал развивать их, тем более патентовать своё открытие.

Так же поступили и Попов, и Боше: они не стали патентовать свои изобретения. Первый патент на радиоприемник и радиопередатчик оформил испанец Гульельмо Маркони в 1897 году. Причем он изобрел устройства собственной конструкции, а не скопировал работу Попова. Благодаря изобретению Маркони стала возможна трансатлантическая передача сигнала на немыслимые для того времени расстояния в несколько тысяч километров.

В те годы сразу несколько ученых-изобретателей трудились над тем, чтобы приручить радиоволны. Они придумывали собственные устройства или усовершенствовали чужие разработки.

Поэтому с правовой точки зрения обладателем первого патента в области радио является Маркони, а автором первого настоящего радиоприемника и радиопередатчика, работающих на значительном расстоянии - Александр Попов.

Согласно правилам, первый правильно ответивший на вопрос загадки подписчик получает право предложить тему для призовой статьи. "Посиделки в самовара", поздравляю! Пишите, о чем вам рассказать в одной из публикаций этого канала!

Самолёт

Воздухоплавание было интересной изобретательской задачей, к решению которой обращались учёные несколько столетий назад. Первые прототипы летательных аппаратов изображены рукой Леонардо да Винчи.

Предшественником самолётов и планеров стал парашют, который по иронии судьбы изобрели несколько раз:

Что касается управляемого полёта, то первенство в этой сфере в большинстве стран мира отдается братьям Райт - именно за ними признаётся приоритет конструирования и постройки первого в мире самолёта.

Но в России история этого вопроса намного более интересна (и почти неизвестна за рубежом).

В 1870 году известный русский ученый академик М. А. Рыкачев провел опыты по определению подъемной силы винта, вращаемого в воздухе (идея, которая была предложена еще Леонардо). Он утверждал, что поддерживать в воздухе машину можно с помощью винта, приводимого во вращение этой же машиной.

А. Можайский на испытаниях своего самолёта (Изображение из открытых источников)
А. Можайский на испытаниях своего самолёта (Изображение из открытых источников)

И результаты этого опыта, а также продолжительное наблюдение за полетом птиц вдохновили Александра Можайского на создание летательного аппарата. Кстати, интерес этого прославленного морского офицера, специалиста в области паровых машин, так бы и мог остаться на уровне теоретических изысканий. Но в 1862 году в связи с сокращением личного состава флота Можайского сначала отправили в длительный отпуск, а затем и вовсе в отставку.

Тихая семейная жизнь и исполнение гражданских обязанностей для боевого офицера были скучны. Можайский увлекся изучением всей имеющейся литературы по физике и аэронавтике. Первым летательным аппаратом, созданным им, стал огромный "Змей Можайского". Это был змей-планер, буксируемый тройкой лошадей. Сам изобретатель успешно испытал его и нашёл такой способ путешествий удобным и безопасным.

Планировался даже серийный выпуск таких змеев, которые должны были составить конкуренцию железнодорожному транспорту. Но на реализацию проекта не хватило денег и поддержки властей.

К 1876 году Можайский представил общественности модель-прототип самолёта с хорошо знакомыми нам частями: несущая поверхность, создающая подъемную силу; фюзеляж; шасси; двигатель; оперение. В 1877 году прошли успешные испытания модели, которые произвели настоящий фурор. После этого было выделено финансирование для строительства натурного самолета.

Работа была завершена летом 1882 года, тогда же и прошли испытания. Самолет поднялся в воздух на несколько секунд, но зацепился крылом за забор и упал. Починить летательный аппарат не получилось. В 1890 году Можайский скончался, так и не проведя больше ни одного лётного эксперимента. Однако, его разработки и допущенные ошибки были приняты ко вниманию продолжателями его дела.

Отто Лилиенталь испытывает планер (Изображение из открытых источников)
Отто Лилиенталь испытывает планер (Изображение из открытых источников)

Среди пионеров воздухоплавания надо упомянуть и Отто Лилиенталя, который стал отцом новой науки - планеристики. Этот талантливый инженер сконструировал несколько моделей планеров, совершил на них более 2000 полетов. К сожалению, во время одного из таких испытаний Лилиенталь погиб.

Именно Можайский и Лилиенталь вдохновили братьев Райт, которые 22 мая 1906 года получили патент США № 821393 на изобретение системы аэродинамического управления, осуществляемого с помощью поверхностей самолёта.

Поэтому именно братья Райт считаются изобретателями самолёта (опять же, с юридической точки зрения), хотя первый самолёт построили не они, а Александр Можайский, а первые успешные полёты совершил Отто Лилиенталь.

А как вы считаете - кому наиболее справедливо отдать первенство в изобретении лампочки, радио и самолёта?