Найти тему

Парашют: устройство, которое изобрели 3 раза

3 июня 1785 года собака стала первым живым существом, благополучно приземлившимся с высоты 300 м. Поэтому именно сегодня отмечают день рождения парашюта. История не сохранила ни клички, ни породы этого героического животного, зато донесла до нас рассказы о том, как создавалось и усовершенствовалось это устройство. Его изобретали минимум трижды.

Г, Нисский "Парашютный спорт" (1938). Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/fb/02/ac/fb02ac7614dd58353c0f6cfa36bde1e8.jpg
Г, Нисский "Парашютный спорт" (1938). Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/fb/02/ac/fb02ac7614dd58353c0f6cfa36bde1e8.jpg

Разумеется, собака была существом подневольным и десантировалась не по своей инициативе. Она стала участницей рискованного эксперимента, но обо всем по порядку.

Первым задумался о необходимости устройства для безопасного спуска человека с большой высоты Леонардо да Винчи. Он обладал чрезвычайно пытливым умом и был человеком весьма практическим. Поэтому к разработке концепции устройства он подошел серьёзно. В своем трактате "О летании и движении тел в воздухе" (1435 или 1438 г.) Леонардо изобразил шатрообразное устройство со стропами и подробно описал его.

Парашют-купол Леонардо да Винчи (ок. 1435 г.). Источник изображения: https://4.bp.blogspot.com/-512gYAueUB4/U7q9tQU_LtI/AAAAAAAADbQ/xqSdzcKpL2U/s1600/Leonardo+Da+Vinci’s+Ingenious+Inventions+-+Parachute.jpg
Парашют-купол Леонардо да Винчи (ок. 1435 г.). Источник изображения: https://4.bp.blogspot.com/-512gYAueUB4/U7q9tQU_LtI/AAAAAAAADbQ/xqSdzcKpL2U/s1600/Leonardo+Da+Vinci’s+Ingenious+Inventions+-+Parachute.jpg

Неизвестно, проводил ли он опыты (вероятно, да), но кроме формы и конструкции он рассчитал и необходимые габариты изделия. По мнению Леонардо, "если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной 12 локтей и вышиной в 12, – писал он, – то этот человек может бросаться с любой высоты без опасности для себя".

Локоть - единица длины, равная примерно 44 см, то есть площадь купола парашюта Леонардо составляет 0,19 кв.м. Сейчас самый маленький из существующих парашютов имеет площадь купола не менее 0,4 м. Хотя сравнивать конструкции не совсем корректно, поскольку у современных парашютов купол имеет другую форму.

На протяжении последующих 300 лет острой потребности десантироваться ни у кого не возникало. К концу XVIII века французский физик и изобретатель Луи-Себастьян Ленорман решил, что такое устройство может спасти людей из горящих зданий. Считается, что именно это ученый и придумал слово "парашют", соединив греческое "пара" (против) и французское "шюте" (падение). Так что парашют именно с таким названием задумывался как эвакуационное приспособление с верхних этажей домов при пожаре.

Неизвестно, был ли знаком Ленорман с трудами Леонардо да Винчи. Зато сохранились свидетельства о том, что идея парашюта появилась после наблюдения за выступлением тайского гимнаста-эквилибриста, который спрыгивал с каната, раскрывая большой зонт. В 1783 году он спрыгнул со своим парашютом с башни обсерватории в городе Монпелье. Это был именно парашют-зонт.

Ленорман прыгает с башни обсерватории в Монпелье, 1783 год. Рисунок конца XIX века. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленорман,_Луи-Себастьян#/media/Файл:Early_flight_02561u_(3).jpg
Ленорман прыгает с башни обсерватории в Монпелье, 1783 год. Рисунок конца XIX века. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленорман,_Луи-Себастьян#/media/Файл:Early_flight_02561u_(3).jpg

Перед этой публичной демонстрацией он проводил опыты с десантированием собак и кошек, а сам пробовал спрыгивать с крыш одноэтажных домов. Прыжок Ленормана с башни высотой 26 метров произвел фурор. Смелый экспериментатор остался жив, хотя и получил при приземлении незначительные травмы.

После этого он усовершенствовал своё изобретение и пришел к выводу, что конструкция должна быть куполообразной. Новый вариант очень напоминает конструкцию, предложенную Леонардо, но купол имеет форму конуса, а не пирамиды.

Усовершенствованный парашют Ленормана (ок. 1785). Источник изображения: https://tra.img.pmdstatic.net/fit/http.3A.2F.2Fprd2-bone-image.2Es3-website-eu-west-1.2Eamazonaws.2Ecom.2Fcam.2F2020.2F02.2F14.2F2594394a-5b08-4a1c-94ed-c8cc0526d51d.2Ejpeg/938x600/quality/65/1783-le-parapluie-geant-de-lenormand.jpg
Усовершенствованный парашют Ленормана (ок. 1785). Источник изображения: https://tra.img.pmdstatic.net/fit/http.3A.2F.2Fprd2-bone-image.2Es3-website-eu-west-1.2Eamazonaws.2Ecom.2Fcam.2F2020.2F02.2F14.2F2594394a-5b08-4a1c-94ed-c8cc0526d51d.2Ejpeg/938x600/quality/65/1783-le-parapluie-geant-de-lenormand.jpg

Далее Ленорман решил посвятить себя "чистой науке" и ушёл в монастырь (в то время именно за монастырскими стенами находились центры науки и прикладных исследований). Его изобретение было почти забыто и на практике никогда не применялось. Зато слово "парашют" с тех пор вошло в обиход и является интернациональным до сих пор.

И только через 50 лет вместе с развитием воздухоплавания вопрос срочной эвакуации путешественников с воздушных шаров снова поднял вопрос о необходимости парашютов. На этот раз решением задачи занялся французский воздухоплаватель Франсуа Бланшар. Он самостоятельно сконструировал устройства для спуска с большой высоты.

Парашют Бланшара (1785 г.)
Парашют Бланшара (1785 г.)

3 июня 1785 года состоялась публичная демонстрация парашюта. Правда, рисковать жизнью людей Бланшар не стал. Поэтому первый десант с такой значительной высоты (300 метров!) совершила собака. Следующим в списке успешно приземлившихся был баран. Но люди всё же опасались использовать это устройство. Только через 12 лет после первой демонстрации парашюта Бланшара с помощью парашюта его конструкции благополучно приземлился человек. Его звали Жак Гарнерен.

Спуск Гарнерена на парашюте (1797 г.). Рисунок конца XVIII в. Источник изображения: https://bis56.ru/wp-content/uploads/2021/06/3-2.jpg
Спуск Гарнерена на парашюте (1797 г.). Рисунок конца XVIII в. Источник изображения: https://bis56.ru/wp-content/uploads/2021/06/3-2.jpg

Гарнерен был энтузиастом воздухоплавания. Он хорошо знал технику полетов и риски, с которыми они сопряжены. Поэтому он придумал, как технически использовать изобретение Бланшара при полете на воздушном шаре. Купол парашюта располагался под куполом шара. В случае опасности воздухоплавателю достаточно было перерезать стропы, которым корзина крепилась к воздушному шару, и купол парашюта раскрывался под действием потоков воздуха. Именно этот опыт он продемонстрировал публике осенью 1797 года. Он десантировался с высоты около 600 м и остался жив. Наблюдение за этим рискованным экспериментом оставило у зрителей неизгладимые воспоминания:

"Это выглядело столь устрашающе, - вспоминал известный французский математик и астроном Жозеф Лаланд, - особенно ускорявшееся падение, что крик ужаса исторгнулся из толпы, а некоторым чувствительным дамам сделалось дурно".

Схема работы парашюта при путешествии на воздушном шаре. Слева - подъем, справа - спуск в случае повреждения воздушного шара.
Схема работы парашюта при путешествии на воздушном шаре. Слева - подъем, справа - спуск в случае повреждения воздушного шара.

Через 5 лет, в 1803 году, Гарнерен вместе со своей супругой Женевьевой (тоже, кстати, отважной воздухоплавательницей) посетили Москву и Петербург, где совершили первые на территории России полеты на воздушных шарах. Но обошлись без демонстрации парашютов. Несмотря на то, что это было очень значимым событием для столичной публики, гравюр и иллюстраций, запечатлевших этот знаменательный день, в открытых источниках обнаружить не удалось.

Такова история появления слова "парашют" и первых устройств с таким названием. Парашют в его современном виде был создан намного позже русским изобретателем Глебом Котельниковым.

А пока можно побеседовать с детьми об истории парашюта и сделать модель-оригами. Кстати, опыты с ней проводят во 2 или 3 классе на уроках технологии. Интересно подбирать различные виды бумаги для купола и разные виды грузов и наблюдать, как происходит спуск с высоты.

Парашют-оригами. Изображение из открытых источников.
Парашют-оригами. Изображение из открытых источников.

Кстати, знающие люди критикуют картину Нисского, которую мы выбрали в качестве обложки для публикации. Но об этом, как и о Глебе Котельникове, развитии парашютизма, мы напишем отдельно.

#парашют #история техники #парашютизм #леонардо да винчи #история изобретений #открытия и изобретения #день в истории