После того, как в 1935 году праздник новогодней ёлки в СССР был реабилитирован (об этом рассказывалось ЗДЕСЬ), страна столкнулась с необычной проблемой: на прилавках магазинов отсутствовали елочные украшения. В первое время обходились кто как мог: у кого-то сохранились игрушки "со старых времен", кто-то украшал елку орехами и яблоками, завернутыми в фольгу или мастерил игрушки из подручных материалов, как это делали Чук и Гек в известном рассказе.
Но в скором времени во всю мощь заработали артели промкооперации и некоторые государственные предприятия, которые включили в план выпуска своей продукции и елочные украшения. Так, например, в Москве располагалась одна из крупнейших фабрик по производству стеклянных игрушек - предприятие принадлежало тресту игрушки Мосгорисполкома и считалось лучшим предприятием в этой области.
Также в Москве имелась фабрика по производству картонажной игрушки, крупные столичные кооперативы тоже не отставали от этих предприятий: артель "Красный Октябрь" выпускала стеклянные бусы, артель "Кооперативный труд" - ватные игрушки, Южно-Алферовская артель делала стеклянные украшения. В Ленинграде во всю мощь заработала фабрика "Культигрушка", которая тоже специализировалась на стеклянных игрушках; не отставали от нее и предприятия Киева, Еревана, Риги, Минска, Саратова, Львова.
Самый большой дефицит наблюдался среди стеклянных украшений, поэтому большая часть предприятий специализировалась именно на этой продукции, но это совсем не значит, что все остальные виды игрушек остались без внимания. Помимо стеклянных, производились украшения из папье-маше, ваты, картона и мишуры - вот об этой последней категории и пойдет сегодня речь.
В общем и целом, мишурой назывался тонкий шнур, полученный из металлической проволоки (медной, латунной, посеребренной) или шелковой/бумажной нити. К таким украшениям относились изделия из плющенки, канители и фольги (хотя фольгу к этой категории можно причислить с некоторой натяжкой, но по советской товарной классификации игрушки из фольги относились именно к изделиям из мишуры).
Плющенка, как можно понять из самого названия, это - тонкая металлическая проволока, которую расплющили таким образом, что она стала плоской. За счет этого у нее образовалась большая отражательная поверхность, и, конечно же, этот блеск выглядит очень эффектно и нарядно на елке - недаром все так любят использовать елочный "дождь" для украшения как интерьера, так и самого новогоднего деревца.
Из плющенки в артелях делали как самостоятельные украшения - звезды, кометы, солнце, дождик или гирлянды, так и использовали ее для декорирования игрушек из стекла, ваты или картона.
(Тут вспоминается, как в 80-е годы две девицы, обладающие буйной фантазией, провели полтора часа за нарезкой маникюрными ножницами елочного "дождика", стараясь покрошить его в мельчайшие кусочки. После достижения нужного результата следовало таинство макияжа: на веки наносился тонким слоем вазелин и присыпался сверху этим измельченным "дождиком". Нужно сказать, что на школьной дискотеке при выключенном верхнем свете и работающей цветомузыке и вращающемся зеркальном шаре наш макияж с "блестками" выглядел очень эффектно, и девчонки-одноклассницы просто обзавидовались )) Но это потому, что они не видели, как выглядела эта красота при дневном свете:) ))
Слово "канитель" имеет несколько значений - это может быть и проволочка, затягивание какого-то дела; и нить для вышивания, и проволочная обмотка на музыкальных инструментах, а также - свернутая в спираль тонкая проволока с матовым блеском, используемая для изготовления елочных украшений.
Эта проволока отличается высокой упругостью, поэтому она хорошо тянется и принимает различные формы. За счет этих качеств канитель использовали для обтягивания каркасных игрушек - получались изящные бабочки, цветы, птицы и т.д. Ранние, периода 40-50-х гг., игрушки из канители порой выглядят как самодельные, хотя, конечно, с годами спутавшаяся проволока придает им несколько небрежный вид...
Фольгу делали из тонко прокатанного листа алюминия или другого металла. Этот материал использовался для изготовления преимущественно звезд и розеток разных размеров и форм, хотя и другие игрушки, конечно же, тоже мастерили из этого удобного материала. Как правило, такие украшения собирали из отдельно отштампованных деталей, которые окрашивались в один или несколько цветов разноцветными лаками.
К елочным украшениям из мишуры предъявлялись довольно строгие требования: не допускались потеки клея и грязные мазки на поверхности изделий; "ворс" плющенки должен быть однородным по размеру и густоте; на штампованных деталях не должно быть неровных кромок и неравномерного прокраса.
Но, конечно, такие требования несколько ослабевали по отношению к артельным игрушкам, которые на небольших предприятиях производились преимущественно вручную. Поэтому иногда украшения встречались и с небольшими дефектами, но не настолько критичными, чтобы игрушка могла притупить радость от украшения новогодней елки :)
*********************************************************************
Воспоминания о новогодних детских утренниках