6,4K подписчиков

«Холодная гора», фазаны и немного истории

384 прочитали

Как, поохотившись в Югославии, Н. Хрущёв повелел устроить нечто похожее дома

В самый жаркий месяц (как правило, это июль) хочется укрыться от летнего зноя высоко в горах, в густом лесу у ручья или озера, беззаботно провести время. А если и в названии местности есть намёк на комфортную температуру, то ноги сами несут тебя туда. Мы, конечно, на Холодную гору не пешком добирались, но, приехав по известному адресу, сразу оценили соответствие названия здешним климатическим условиям. Если у подножия лесного массива с прежним именем «Кара-Куш» («Чёрная птица») в открытые окна нашей старушки-редакционной «Волги» врывался африканский раскалённый воздух, то плато, на котором расположился фазаний питомник «Холодная гора», порадовало лёгким освежающим ветерком и спасительной тенью высоких раскидистых деревьев.

Как, поохотившись в Югославии, Н.

«Хрущёвская» ферма

Почти все журналисты не любят редакционные кабинеты. Нам подавай свободу! А где её искать, как не в командировках? В этот раз задание главреда оказалось прямо-таки царским подарком. Во-первых, как я уже упомянула, очутиться на лоне природы, да ещё там, где обычно на целых пять градусов температура воздуха ниже той, что в округе, уже приятно, если говорим о жарком лете. А во-вторых, это место — не абы какое, а историческое, интересное, привлекающее не только туристов и охотников, но и литераторов. Сравнительно недавно — в 2018 году — крымский поэт, бард Владимир Грачёв, который, помимо творческих талантов, имеет ещё один — мастерское владение ружьём, презентовал книгу, посвящённую истории фазаньего питомника на Холодной горе в Белогорском районе. Его краеведческий сборник рассказывает читателям не только о красивом охотничьем трофее и о том, как этот вид пернатых разводили на полуострове, но и об истории появления фермы и её дальнейшем существовании.

Если кто забыл или не знает, напомню, здесь в 1956 году по личному указанию первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва создано предприятие по выращиванию фазанов. Он увидел аналог в Югославии. Будучи заядлым охотником, повелел скопировать и устроить нечто подобное в СССР. Подходящий участок нашли в Крыму — в живописном уголке Белогорского района, на высоте 499 м над уровнем моря, на небольшом плато площадью около 800 га. Построили вольеры, куда запустили фазанов, привезённых из Венгрии и Румынии, построили полноценные дома для обслуживающего персонала (в них живут и нынешние работники). А неподалёку возвели охотничью резиденцию для Хрущёва. Правда, сам Никита Сергеевич бывал в питомнике всего несколько раз, да и то, когда приезжал, не желал ночевать в специально приготовленных для него апартаментах, предпочитая обычную палатку. Но чиновники охоту оценили, наведывались куда чаще, здесь приятно проводила время практически вся партийная элита СССР, крупные военачальники. Заезжали и лидеры стран социалистического содружества.

Примечательно, что на «Холодной горе» Хрущёв провёл последние дни своего руководства страной перед отставкой в 1964 году. Ходил, говорят, с ружьём по окрестностям, погружённый в мрачные мысли, охота его уже не особо интересовала.

Почти всё в этом гостевом  домике сохранилось с «хрущёвских» времён
Почти всё в этом гостевом домике сохранилось с «хрущёвских» времён

Миссия выполнима

Хозяйство же после «свержения» отца-благодетеля устояло, не рассыпалось. Более того — продолжало добросовестно выполнять основную задачу — разводить и расселять фазанов по территории Крыма и Украины, тем самым обогащая природную охотничью фауну. В 70-е годы, как вспоминает Надежда Денисова, 47 лет работающая здесь птичницей, ферма очень разрослась. Молодых фазанов выпускали на волю в большом количестве, они попадались на каждом шагу, даже в окрестностях Симферополя. В 90-е тоже всё шло по накатанной, потом наступило непродолжительное затишье. Но если в 1992 году площадь охотхозяйства составляла 38,6 тысячи гектаров, то сегодня — уже 42 тысячи, плюс 20 тысяч джанкойских гектаров, после 2014 года переданных в управление «Холодной горе».

«И цели остаются прежними: охрана, воспроизводство и рациональное использование государственного охотничьего фонда в пределах нашей зоны ответственности, разведение в неволе диких зверей и птиц», —говорит главный охотовед, заместитель директора ГБУ РК «Охотничье хозяйство «Холодная гора» Владимир Юник.

Как, поохотившись в Югославии, Н.-3

По его словам, все прежние традиции поддерживаются. Несмотря на то, что фазан лесистой местности «Холодной горы» предпочитает открытые степные территории, питомник увеличивает их поголовье.

«После вхождения Крыма в состав России спрос вырос, и мы вновь стали наращивать объёмы. В апреле формируем маточное поголовье (в каждой секции — по девять самок и одному самцу), в мае собираем яйца и отправляем в инкубаторы. Когда птенцы вылупляются, отправляем на участок, где они растут до двух с половиной месяцев. Затем птицу уже можно выпускать в природу. Приезжают охотпользователи и покупают, чтобы распространить на своих наделах. Мы тоже, выполняя заказ Минэкологии, выбираем самые благоприятные для фазанов места обитания и там их выпускаем», — рассказывает Владимир.

Владимир Юник показывает фазаньи вольеры
Владимир Юник показывает фазаньи вольеры

Подходим к одному из вольеров — все они обширные, птицы явно чувствуют себя в них вольготно. У каждой группы фазанов есть своя птичница, которую они узнают по голосу, поскольку слышат, как говорится, с младенчества.

«Для них птичницы, словно мамы», — улыбается Владимир, обращая наше внимание, как горстка маленьких фазанчиков носится по питомнику за Надеждой Антоновной.

Надежда Антоновна своим подопечным — словно мама
Надежда Антоновна своим подопечным — словно мама

Кабанчики, муфлоны, вальдшнепы

Кстати, если для пернатых, таких, как утка, фазан, куропатка, идеальными условиями обитания являются лиманы и степи Северного Крыма, то леса Белогорского района больше подходят кабанам и косулям. Поэтому в питомнике их тоже разводят, а ещё — муфлонов. Последних, правда, только на продажу в частные подворья, поскольку эти стадные животные, при малейшей опасности сбивающиеся в кучу, совершенно не интересны охотникам. А вот кабаны — другое дело. В вольере мы увидели бодрствующих в полуденную жару двух симпатяшек массой тела килограммов по сто. Владимир говорит: самцы набирают и по 200 кг. А есть вообще гиганты весом по 300. Вот такого «завалить», как выражаются бывалые стрелки, большая удача, но и риск соответственно такой же, недаром на путях загона этих животных устанавливают вышки — сверху легче и безопаснее стрелять в бегущего зверя.

«Холодная гора» богата  не только фазанами
«Холодная гора» богата не только фазанами

Иностранцы, которые очень любят приезжать на «Холодную гору», предпочтение отдают охоте на вальдшнепа (лесного кулика).

«Он у нас появляется осенью во время миграции. И итальянцы, узнав об этом ещё в девяностые, с того времени стали ездить к нам именно на вальдшнепа. Эта птица маленькая и очень маневренная в полёте, попасть в неё сложно — нужно мастерство», — поясняет Владимир.

Для наших охотников на пернатых в приоритете остаются классические виды: утка, куропатка, фазан. Кстати, «Холодная гора» — дивное место и для обычного отдыха. Сюда можно приехать, чтобы насладиться природой, надышаться свежим воздухом, пропитанным лечебными фитонцидами соснового леса. А вот браконьерам тут делать нечего: Россия старается бдительно следить за природными богатствами. И если прежде крепкие вездеходы, приборы ночного видения, тепловизоры имелись у нарушителей, а у егерей были только «дырки в карманах», то теперь защитники окружающей среды «вооружены» не хуже её недругов.

«Более того, благодаря увеличившемуся в разы финансированию мы не только приобрели оборудование и обновили автопарк — теперь имеем и видеокамеры, которые устанавливаем на дорогах для отслеживания всех, кто въезжает в лес и выезжает. И есть ещё одно важное приобретение, которое выводит нашу работу на новый уровень, — фотоловушки. Благодаря им постоянно мониторим жизнь лесных обитателей», — с гордостью рассказывает охотовед.

Вот такое есть в Крыму уникальное место, где разводят птиц и зверей для охоты и одновременно сохраняют природный баланс.

Ольга САФРОНОВА
Фото Алексея Васильева