(лирическое эссе о любви: много, но как бы ни о чем)
Что такое вообще любовь? А настоящая любовь, хотя, наверно, ненастоящей-то – и не бывает? А может быть их, любовей, две? А что случится, если однажды они встретятся, ну, в хорошем смысле слова?
А что будет, если...
Вот, скажем, для примера – Битлз и Спартак?
Вообще говоря, любовь – штука бесполезная, а местами и вредная. Ну Битлз еще ладно, у них песни красивые. А Спартак?
Вот что такое Битлз?
Это когда знаешь, что такие существуют в природе, и знаешь давно, и даже пластинкой виниловой владеешь, приснопамятным «Вкусом меда» отечественного разлива, но как-то не трогает... Но – ровно до определенного момента, когда почти случайно опускаешь иглу проигрывателя на диск, и щелк! – и ты попал. Навсегда. Характерно, что совершенно не помнишь, в какой именно день это случилось, но помнишь – КАК. Хрусть – и пополам. Вот с этого вот:
Битлз – это когда после школы пару раз в неделю обязательно заскакиваешь в магазин «Мелодия», а там – студия звукозаписи. И можно залезть в каталог, на машинке пишущей еще напечатанный – и внимательно изучить дискографию. И не только понять, сколько Счастья ты уже слышал – но и вычислить, сколько Счастья еще впереди. И еще – определить, какая песня в какую пластинку входит, чтоб не прогадать, если что.
А еще – перемножить всю дискографию на стоимость минуты (а 10 копеек минута), присвистнуть, потому что если всё и сразу – то это сто рублей, а то и поболе! Но зато – уж точно знаешь, на что потратишь свою первую стипендию. Ну или зарплату, в крайнем случае
Но до стипендии ждать не приходится. Потому что Битлз – это собирать по кусочкам, по друзьям, знакомым и даже малознакомым людям, у кого что есть. И Битлз – это когда и сейчас помнишь, на какую кассету какой диск переписал. «Сержанта» - на ту, где «Радио Африка» была, а ведь она почти два года пребывала в неприкосновенности, огромный срок! А Abbey Road – свободных кассет совсем не было, и как-то разбилось частями, так что какое-то время считалось – что там вообще две разных пластинки! Не говоря уж про «Белый альбом»...
А еще помнишь – в какое время года что раздобыл, какой именно диск. А дисков этих у Битлов – двенадцать, как и двенадцать месяцев в году, и как-то сам собой складывается твой личный «Битловский календарь», не по датам выхода, и именно по времени обретения Счастья. «Сержант» - март, «Help!» - июнь, и так далее. И слушать пластинки можно в любое время года, конечно, но именно в СВОЙ месяц – они звучат особенно хорошо, вот как в самый первый раз!
А еще Битлз – это когда на самой первой студенческой халтуре «срубаешь» свои самые первые «левые» деньги, и мучительно рассуждаешь, на что теперь потратиться? Пойти на футбол, как раз Спартак – Цска, разве можно пропустить, но... Но как раз же выходят тоже «левые» пластинки, ну, ветераны движа помнят, «Записи из коллекции Коли Васина», но сразу и на Спартак, и на «Колю Васина» не хватит, мучительный выбор! И все-таки... выбираешь пластинку. Еще бы – первый самый ну почти настоящий битловский «пласт», не «Вкус меда», и не болгарский сборник «Love songs»... И едешь в метро с ним, уже поздно вечером, народу мало, можно выставить пластинку на сиденье напротив, и любоваться, и замечать, кто другие при этом пассажиры искренне любуются таким дураком как ты...
А еще Битлз – это...
Со Спартаком, конечно, сложнее.
Что такое Спартак? Спартак – это чемпионство 1979 года ты не еще застаешь, практически, ты дитя несмышленое, хотя уже – болельщик. И следующего "золота" ждешь долго, восемь лет. А восемь лет – это не восемь лет, это даже не шестнадцать, потому что тогда восемь лет – это ВСЯ ЖИЗНЬ!
Но однажды – все-таки дожидаешься!
А еще Спартак – это спустя два года матч, который может стать «золотым», но может и не стать, потому что начинается он с практически гола в собственные ворота, а затем... А затем гаснет свет по всей улице. Точнее, не по всей, только по вашей стороне. Вообще весь, и телефона тоже нет, только часы механические тикают. И когда они дотикивают до того момента, когда, по идее, матч уже закончился – с противоположной стороны, из нескольких окон сразу вдруг доносится:
АААААААААААААААААААААА!!!!
И понимаешь: вот это – Спартак!
А еще Спартак...
А еще Битлз – это...
Но довольно лирики. Переходим к делу.
Что происходит с болельщиком Спартака, когда однажды он выясняет, что вот он, лично он, едет на игру команды в Ливерпуль?
Если коротко – ничего не происходит. Потому что сначала он выясняет, что он в принципе куда-то едет, а вот куда – это должна решить Жеребьевка турнира. Лиги Чемпионов этой самой.
У болельщика даже загранпаспорта нет, почему – это другой вопрос. Ему говорят – «Чудак, делай паспорт! Времени в обрез на самом деле, август на дворе, меньше месяца!»
Он не делает. Он ждет Жеребьевки. Он знает, что может выпасть Ливерпуль, но шансы-то ведь – фифти-фифти, а удачу нельзя спугнуть.
А все вокруг кричат «Хотим Ливерпуль! Хотим Ливерпуль!» - только он сидит тихо и смотрит, как перекатываются шарики в этом стеклянном аквариуме, долго перекатываются, вынимают, раскрывают, достают бумажку...
ЛИВЕРПУЛЬ!!!
Паспорт в итоге болельщику экстренно делают в каком-то сверхсекретном месте, где никого, кроме «Петрова и Боширова», кажется, не бывает – но ведь настоящая Любовь сметает все преграды. А не-настоящей любви – не бывает и вовсе.
А еще болельщик Спартака умудряется опоздать на собеседование в посольство. Не потому что проспал, нет. Просто он всю жизнь мечтал однажды попасть в Ливерпуль, поэтому четко рассчитал: чтобы приехать в посольство к семи утра, надо встать в шесть. Это нормально, если ехать час. Просто когда ты мечтаешь о чем-то всю жизнь – час уже не имеет никакого значения. Время течет иначе.
А еще их всех инструктируют, чтоб учили правила Футбола, потому что в посольстве спрашивают. И вот он влетает, этот болельщик, кажется, чудом успел – и второй раз за утро холодеет и останавливается сердце, потому что самый сложный вопрос «Что такое вне игры?» задают его другу в соседнем окошке, и значит, ему достанется что-то сложнее...
«Вам случалось посещать когда-нибудь игры Спартака? А в других городах? А какой был счет? А кто забил мячи?»
Нет. Нет. Не был. Не привлекался. Я вообще, случайно здесь.
И уже в Хитроу, по прилету, здоровенный такой негр в костюме, труженик иммиграционной службы, черный и блестящий, как начищенный по случаю дембеля кирзовый сапог:
- Цель вашего прибытия в Соединенное Королевство?
- Осмотр знаменитого Солсберецкого собора.
Нет, не так.
- Скажи, гуталин – а цель твоего прибытия в Соединенное Королевство? Вот я, скажем, знаю, что делали Битлз в этот день ровно 40 лет назад, в конце сентября 1962 года, а ты? Молчишь? Ну так я тебе отвечу: вещички вот эти берешь ты у жуликов...
А что такое спартаковские болельщики на выезде? Прилетев в Лондон, они выходят на улицу немножко прогуляться, соборы осмотреть, опять же... и внезапно оказываются в самой гуще антивоенной демонстрации против намечающей бомбежки Ирака, миллион человек на улицах!
И не просто оказываются. А смело вливаются в ряды протестующих и вносят в акцию свой существенный вклад. Так что к Букингемскому дворцу «рядами колоннами» они подходят, уже не уныло затягивая «Донт атак Ирак, донт атак Ирак...» - а бодро и четко скандируя куда более актуальный лозунг:
- Московский Спартак! Донт атак Ирак...Ма-ско-вский Спар-так!!!
И королева Елизавета Вторая выходит на балкон, и приветственно машет им платочком, и вытирает слезы умиления. И болельщики тоже умиляются. Еще бы – ведь эта же та самая милая старушка, которая в юности – «Сидящие на дешевых местах могут топать и хлопать в ладоши. Остальные могут потрясти драгоценностями!» - ну вы поняли.
А еще спартаковские болельщики на выезде... «Русские в Сохо своих не бросают».
Один болельщик терпеливо дожидается своего товарища в холле «гостишки», звонит ему на мобилу... Второй болельщик на самом деле уже в номере, (голосом Гриши «Шесть-на-девять») «Пасюк давно в автобусе, Глеб, я не видел, как он проскочил!», но из последних сил решает пошутить, ну как «пошутить»...
- Слушай, меня в «обезьянник» мусора забрали...
(голосом Катерины из «Москва слезам не верит») Ну, думаю, в «обезьяннике» хотя бы раз в жизни побывал каждый нормальный болельщик...
Вы думаете, первый болельщик остался безучастным? Да ни в жизнь!
Он тут же сорвался с места и побежал к ближайшему околотку, выручать товарища! Зная по-английски практически лишь «хеллоу» и «сэнкс!»
И ведь выручил! «Лондонский обезьянник – такой же, как в Москве. С одной лишь разницей: все, и мусора, и посетители – все до единого негры!!! И вот смотрю я на тех, что за решеткой и думаю: какой же из них ты, до какой же степени они тебя, суки, изувечили...»
А Ливерпуль... ну что Ливерпуль.
Конечно, никто не думал, что там под каждым кустом сидят «дети цветов» и распевают «Желтую подводную лодку». Хотя и странно было встретить человека, который пошел на русскую речь, сообщив, что пятнадцать лет ее не слышал. А про Битлз – нет, слышал, но не увлекается...
Вот стоило в конце восьмидесятых уехать из Тбилиси, оказаться в итоге в Ливерпуле, немножко слышал, но не увлекся, а потом скучать по русским словам! Странные люди бывают на Земле!
Да, настоящей «Каверны» больше нет. Да, все как бы уже в истории... Но – воздух, улицы, Мерси, всё настоящее, подлинное, то самое! И это самое главное.
Что касаемо непосредственно футбола, тот в тот вечер...
Но, как говорят англичане, «Игра забывается – Beatles остаются» и «Самое красивое в Ливерпуле – это то, что он есть». В конце концов, мы же еще не подозревали тогда, что 0:5 – еще не самый тяжелый для восприятия результат.
А потом...
А потом – долго шли под дождем, и болельщик наш совсем забыл, что у него паспорт в верхнем кармане, и промок насквозь, и паспорт сделался как, если начистоту – как из жопы слона, но что характерно – «проводящих» свойств своих совершенно не утратил! Все-таки получен был документ – в надежном месте, где умеют работать на совесть.
- Это что? – спросил пограничник на Родине, - Вы что с ним делали? Это вода?
- Это слезы... – честно ответил болельщик.
Да, Любовь – это очень часто еще и слезы...
Так что же она такое, эта самая любовь? Любовь – это...
Нет. Теперь я точно знаю. Тот самый исключительный случай, когда от перестановки мест слагаемых сумма меняется.
Не «Любовь – это...»
Наоборот.
Битлз – это любовь. Спартак – это любовь. Вот и все.
И все, что тебе нужно – это именно она
Еще на тему Beatles здесь
"ДжонленнОн" https://zen.yandex.ru/media/id/5b1145ba482677af3cfb095a/djonlennon-5bbc7eaa2daf7800aa370ecb?from=editor
"Yesterday" https://zen.yandex.ru/media/id/5b1145ba482677af3cfb095a/yesterday-5b87cb84a459c800a9312b7a?from=editor