О книге "Тело помнит все" я была наслышана давно и только в положительном ключе. Но так сложилось, что последние годы я делала упор на художественную литературу. Научпоп книги по психологии и работе мозга мне интересны, поэтому решила вернуться к прочтению такой литературы.
Книга мне понравилась. Я вынесла из нее много полезного для себя.
Как мне кажется, эту книгу будет интересно и полезно прочесть очень многим.
Обычно в таких работах я сразу обращаю внимание на список литературы, здесь он очень обширный. Помимо этого, есть большой список для дальнейшего чтения, кому интересна тематика.
В книге 20 глав, которые разделены на 5 разделов/частей. Свой отзыв я составила по принципу краткого рассмотрения каждой части, а в конце постараюсь сделать обобщение.
Часть 1. Переосмысление травмы.
В этой части автор знакомит нас с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), показывая на примерах из своей практики (например, ветераны Вьетнамской войны, любой войны), как это работает, что ощущает человек с таким расстройством.
"Людям, пережившим психологическую травму (ПТ), пожалуй, сложнее всего разобраться со стыдом из-за своих приступов, будь он объективно оправданным или нет."
"В глубине души многих переживших ПТ людей преследует стыд за то, что они сделали или не сделали сами в сложившейся ситуации. Они презирают себя за то, насколько напуганными, зависимыми, возбужденными или взбешенными они себя чувствовали."
Данный диагноз был признан только в 1980 году, поэтому автор описывает, как это повлияло на дальнейшие исследования в этой области, на которые кстати долгое время не выделяли достаточное количество средств. Естественно, что до 1980 году также проводились исследования, просто не было такого диагноза.
В начале 1990-х появились первые томографы и другие устройства визуализации работы мозга, что дало возможность увидеть, что же реально происходит в голове у переживших травму людей.
Это привело к новому пониманию проблемы.
"Чтобы произошли реальные изменения, тело должно понять, что опасность миновала и научиться жить в реалиях настоящего."
Автор немного скачет по времени, чтобы показать нам, как протекали исследования в области психиатрии и рассказывает, как на ситуацию повлияло открытие антипсихотических препаратов в США.
"Антипсихотические препараты сыграли важнейшую роль в снижении количества обитателей психиатрических больниц в США: если в 1955 году их было более полумиллиона, то к 1996 году осталось менее ста тысяч."
Но он не обходит стороной и обратную сторону медали, а именно: бум антидепрессантов в США и то, что во многих клиниках лекарства полностью заменили психотерапию, "позволив пациентам подавлять их проблемы, не разбираясь с их первопричиной". Этот подход автор считает в корне неверным.
Последняя глава в этой части посвящена разбору работы мозга и ее связи с последствиями травмы. Для меня это одна из любимых тем, поэтому с удовольствием читала и узнавала новое или вспоминала давно забытое старое.
Еще несколько цитат:
"Последствия ПТ могут совпадать с последствиями физических повреждений, таких как инсульты, либо иметь с ними что-то общее."
"Сильно расстроенные люди порой говорят, что "теряют рассудок". Если же выражаться формальным языком, то они испытывают утрату исполнительных функций мозга. Когда травмированным людям что-то напоминает о прошлом, их правое полушарие реагирует так, словно породившее психологическую травму событие происходит прямо сейчас. Так как работа левого полушария при этом подавляется, то они могут и не понять, что заново ощущают и повторно переживают прошлое, - они просто впадают в бешенство, ужас, сгорают от стыда либо впадают в оцепенение."
Часть 2. Что травма делает с мозгом.
В этой части продолжается тема работы мозга после травмы. Автор приводит примеры из практики и все больше погружает нас в тему.
Колк описывает, как у ребенка постепенно формируются те или иные области мозга.
Мне очень нравится фраза, которую приводит автор (цитата его коллеги Брюса Перри):
"Формирование мозга 'определяется его использованием'."
И в тему этого хотела бы посоветовать две прекрасные книги, которые я прочла несколько лет назад: "Гибкое сознание" и "Пластичность мозга". Очень познавательные книги о работе мозга.
Не буду пытаться пересказывать тему с разными участками мозга. Перейду к тому, что мне очень интересен был момент описания диссоциации мозга. Это когда психологическая травма распадается на отдельные "куски", от этого воспоминания о случившемся могут настигнуть человека с травмой в абсолютно неожиданный момент. Например, услышав какой-то определенный звук или фразу, совершенно несвязанные, казалось бы, с травмой.
"Спровоцированные травмой реакции иррациональны и, как правило, не поддаются контролю. Из-за сильных и едва контролируемых позывов и эмоций люди чувствуют себя сумасшедшими - им кажется, что они не от мира сего."
Автор описывает как по разному люди реагируют на те или иные события, даже будучи вместе в одной и той же ситуации. Естественно, это только расширяет и усложняет проблему, потому что по сути для каждого человека лечение должно быть индивидуальным, а это невозможно.
Часть 3. Детский разум.
Логично, что в этой части автор большее внимание уделяет детям.
Но не только тем, которые уже пережили травму. Колк много говорит о том, как сильно влияет, в какой среде и с какими людьми будет расти ребенок. Вроде бы очевидные вещи, но актуальны и по сей день.
"Дети, чьи родители являются надежным источником комфорта и силы, получают пожизненное преимущество - своего рода защиту от самых ужасных сюрпризов судьбы".
Колк подробно разбирает привязанность у детей и выделяет три основные стратегии адаптации, в зависимости от того, как относятся к ним (детям) взрослые. Подробно рассматривает каждый. Очень интересный раздел, как по мне.
Автор на частных примерах постоянно пытается высказать что-то о проблеме в целом. Так, в этой части он также поднимает тему того, что на сегодняшний день (книга издана в 2014 году) понимание реальной проблемы человека с травмой зависит от мировоззрения врача и от того, какое лечение будет оплачено страховой компанией. Его очень волнует вся система лечения таких больных. То, что общество, государство не обращает должного внимания на лечение психологических травм, хотя само же очень зависит от последствий.
"Искоренение в Америке насилия в детском возрасте снизило бы распространение депрессии более чем наполовину, алкоголизма - на две трети, а самоубийств, применения наркотиков, вводимых внутривенно, и домашнего насилия - на три четверти".
Глава очень обширна (как и вся книга), я выделила только некоторые моменты.
Часть 4. Отпечаток травмы.
"Когда возникает вопрос вины, то, как правило, самой главной проблемой, с которой приходится иметь дело, является самобичевание - человеку нужно помочь признать, что травма не была его виной, что она не стала следствием какой-то его неполноценности и что никто на свете не заслуживает того, что приключилось с ним."
В этой главе для меня особенно интересной темой стала тема воспоминаний. Я представляю, что воспоминания это что-то очень зыбкое, чему точно не всегда можно доверять, но все равно с большим интересом читала.
Автор приводит пример исследования, когда "систематически отслеживалось физическое и психическое здоровье двухсот студентов Гарварда, начиная с их второго года обучения в 1939-1944 и по сей день" (момент написания книги). "Разумеется люди, разработавшие это исследование, не могли предвидеть, что большинство участников отправятся воевать на ВОВ, однако теперь мы можем отследить развитие их военных воспоминаний." Так вот, их опросили сразу после войны (45-46 гг.) и спустя 40-45 лет в 89-90 гг. Рассказы большинства кардинально отличались со временем. У тех, кто получил психологическую травму с последующим развитием ПТСР, рассказ о войне совершенно не изменился, их воспоминания остались практически нетронутыми. Люди же без ПТСР утратили свой первозданный ужас от участия в войне.
"Чем больше выделяется адреналина, тем точнее будут воспоминания. Такая закономерность, однако, сохраняется лишь до определенного момента. Столкнувшись с ужасом - особенно с ужасом "неотвратимого шока", - эта система перегружается и выходит из строя."
Также автор окунается в историю, а именно в девятнадцатый век, когда исследователи впервые начали систематическое изучение психических проблем. В тот момент на пике было исследование истерии.
Возвращаясь к теме воспоминаний, мне было удивительно узнать, что "полная потеря памяти характерна для с*ксуального насилия в детстве - ей подвержены от 19 до 38 % всех жертв." То есть люди могут полностью забыть такие травмирующие события и вспомнить, например, спустя только очень много лет либо не вспомнить совсем.
Часть 5. Пути выздоровления.
Это самая большая часть книги. Видно, что автор хотел не только рассказать о проблеме, но и поделиться своим опытом о том, что же делают с травмами, как их лечат. Акцент сделан все же именно на разнообразные разговорные/телесные практики, а не на препараты.
Как мне кажется, эта глава хоть и интересна для обычного читателя, но полезнее все же будет именно специалистам в этой области, потому что если у человека есть проблема такого рода, то в любом случае нужно обращаться к специалисту.
Автор опять же начинает с того, что главная задача выздоровления таких пациентов - овладеть собственным телом и разумом. Человек должен перестать стесняться, пугаться, впадать в панику и испытывать прочие похожие чувства при воспоминаниях травмы и не только. Человеку нужно вернуться в нормальное функционирование с обществом - это самое важное. В том числе поэтому многие практики связаны с контактом с другими людьми.
Даже такие простые практики, как работа с дыханием, очень хорошо помогают справиться с эмоционально нестабильными состояниями. Спокойное дыхание и относительная физическая расслабленность - один из способов подавления чрезмерного возбуждения.
Вторым пунктом, для того чтобы подружиться со своими эмоциональным мозгом, автор выделяет самоосознанность, поэтому, как я понимаю, во многих практиках специалист просит вас сконцентрироваться и осознать свои чувства в данный момент. Очень многие травмированные люди боятся чувствовать, и, как говорит автор, их врагом становятся уже не люди, способные причинить им вред, а их собственные физические ощущения.
И, конечно же, важна поддержка, отношения с близкими людьми, которые тебя понимают и хотят помочь. В тему отношений Колк упоминает и о том, как важен выбор психотерапевта для конкретного человека.
Колк рассматривает множество методик лечения, таких как когнитивно-поведенческая терапия и десенсибилизация и переработка движением глаз, которые будут понятны и полезны для дальнейшего использования специалистам. Но также он говорит и о понятных любому человеку вещах, например, терапия письмом, танцами, театром.
Отдельная глава посвящена йоге, что меня порадовало, поскольку йогу я люблю. Автор рассказывает, как йога вошла в его жизнь где-то в 1998 году. Тогда же он только узнал о таком довольно новом понятии, как вариабельность сердечного ритма (ВСР), которая является отличным показателем вегетативной нервной системы. Более понятно, ВСР - это изменения временных интервалов между сердечными сокращениями, которые появляются вследствие воздействия внешних и внутренних факторов.
Так вот, йога помогает восстановить эту самую ВСР, которая нарушена у людей с психологической травмой. Но это только, если вкратце. Йога очень полезна для организма в целом, автор подробно рассказывает об этом, приводя примеры различных исследований.
Опять же, на йоге все не заканчивается, эта часть включает очень много информации, каждый сможет найти для себя что-то полезное.
Общее впечатление.
Повторюсь, что книга мне понравилась. Я могу советовать ее широкому кругу читателей, не только тем, в жизни которых имела места какая-либо психологическая травма. Видно, что автор посвятил большую часть своей жизни этой теме, она для него очень важна, и он хочет поделиться знаниями. Из небольших замечаний все же хочу отметить, что как мне показалось, в книге очень много информации.
Это действительно большой труд, который можно было бы разбить и на несколько частей, возможно так книга читалась бы легче, и ее получилось бы четче структурировать. Иногда я плавала в этой информации, приходилось книгу откладывать и переваривать.
Мне очень помогало то, что читала бумажный вариант. Для себя не представляю чтение этой книги в электронке и тем более в аудио.
Но это все нюансы и небольшие замечания, они не умаляют значение и важность работы, которая безусловно хороша.
Вот такой длинный отзыв вышел.