Есть два ответа на этот вопрос. Один высказан авторами — нелепая случайность. Второй принадлежит некоторым читателям и критикам — Кира была убита по приказу Араты, чтобы спровоцировать Румату выступить с оружием в руках против дона — просите, уже не дона, а епископа и боевого магистра раба Божьего Рэбы. Версия эффектная, но не подтверждающаяся текстом повести. Впрочем, какое значение имеют способности (или их отсутствие) Араты, если версию опроверг сам Борис Стругацкий?
Значит, тема закрыта и все просто?
Нет, не закрыта и все непросто.
Кира погибла случайно, это так, вот только если внимательно перечитать текст, понимаешь, что эта случайность закономерна.
Ну, в самом деле, рассмотрим сцену гибели Киры подробно. С чего все начинается? Полагая, что Румата отсутствует дома, к нему ломятся монахи Рэбы, чтобы взять в заложницы Киру.
Логичный шаг со стороны Рэбы? Конечно. Рэба не может с уверенностью сказать, что любовница-простолюдинка что-то значит для Руматы, но почему бы не попробовать, верно?
Так почему Антон после переворота, после собственного ареста и крайне напряженного разговора с Рэбой сразу не убрал Киру из столицы? Это был бы самый разумный и логичный шаг с его стороны. Неужели надо было дождаться напоминания старшего товарища, чтобы понять, что "держать в руках дона Рэбу занятие нелегкое и опасное"?
Но в том и проблема, что Антон действительно не думал об этом. Во-первых, он вбил себе в голову, что Рэба мелкий хулиган и дурак, как-то упуская из вида, что как раз такие люди, будучи загнаны в угол, становятся смертельно опасными. Во-вторых, он реально не ощущает опасности. И чтобы понять это стоит вспомнить не только сцену гибели Киры.
Для здешнего общества Румата владеет сказочными приемами боя, но при этом он не воин. Вспомните, как он обращается с оружием, сколько раз авторы сообщают, что он "бросил мечи", "швыряет перевязи с мечами" или еще что-то подобное. Это даже не спортсменство, потому что спортсмен-фехтовальщик все же будет относиться к оружию с уважением. Это подход человека из доброго и ласкового мира, который так и не понял жесткую связь между оружием и жизнью. И который почему-то верит, что в мире насилия можно внушить уважение и трепет, не убивая.
Да-да, вспомните реакцию монахов на угрозу Руматы. Он, лучший фехтовальщик Арканара, задает жуткий вопрос "Жить надоело?!", а они не боятся. Потому что все знают, что у него обет такой — не убивать! Именно из-за этого брат Аба отправил на его арест не самых умелых бойцов, а самых толстых и сильных. И был прав! Методика была простой, но на редкость эффективной.
Да что говорить об Абе и Рэбе... Эту особенность дона Руматы очень быстро заметили и арканарские дворяне при всей их недалекости. Сто двадцать шесть дуэлей за пять лет — это очень много. Но благородные доны сообразили, что им ничего не грозит и поэтому упорно посылали Румате картели. А вот если бы в ходе первых дуэлей он — хорошо, не убил, а серьезно ранил парочку забияк, количество дуэлей у него бы сократилось на порядок, да и монахи уже не столь рьяно пытались бы вышибить дверь в его доме.
Но чего нет, того нет. Антон не чувствует, что ситуация вышла из-под контроля. Не видит опасности. Не понимает, что своим пацифизмом сам дал врагам ощущение безнаказанности. Он свято уверен, что сейчас разгонит шваль и все будет хорошо. Он надевает кольчугу...
Стоп! Оцените ситуацию еще раз. Он надевает кольчугу — на себя. А Кира?! Почему он не позаботился о кольчуге для нее, просто — на всякий случай? Почему он просто не отодвинул Киру от окна? Она стоит на линии огня, а внизу у врагов арбалеты и факелы. Как же так?!
А все так же. Антон не воин. И даже не спортсмен. Человека можно научить фантастическим приемам боя, но вот объяснить ему, что такое жизнь и смерть невозможно. Это надо понять самому, вот только в реальности люди понимают это только после потерь.
Ну, хорошо, Антон не понимал, что такое опасность, но как же Кира? Она родилась в этом мире. Она знала, что он не добр. Почему же она сама не догадалась отойти от окна и спрятаться за ту же кровать, ведь наверняка массивное сооружение?
А вы вспомните рассуждение Антона о том, как Кира умеет верить. Вспомните, как она смотрела на него во время беседы с Будахом. Точно так же она смотрела во время явления монахов — с ужасом и надеждой, почти как на бога. Ей было страшно, но Румата сказал, что все будет хорошо и бояться не надо. И она верила.
В принципе, она погибла из-за своей веры в Румату и неверия Антона в опасность.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки