Бонсай, сам по себе признанный искусством, довольно глубоко проник в сознание творческих людей. Искусство выращивания бонсай сегодня является одним из объектов изображения во многих сферах современного творчества.
Приступая к этой теме, прекрасно понимаю, что, не являясь искусствоведом, вряд ли охвачу и раскрою все грани изображения бонсай в современном творчестве. Вероятно, смогу лишь привести примеры использования образов деревьев бонсай в работах современных художников.
Такую популярность бонсай завоевывал не раз. Оставляя за пределами обсуждения самые первые изображения деревьев в горшках, найденных в Китае, обратимся к родине культуры бонсай - Японии. Еще не имея современного названия «бонсай», хатиноки захватил сердца японцев, которые проникались новой культурой, постепенно делали ее неотъемлемой частью всей древней культуры Японии, отражая бонсай (деревья в плошках) в поэтических строчках, рисунках, запечатлевая сцены с бонсай во множестве укиё-э, посвящая людям, преданным этому искусству пьесы.
К следующей волне отражения бонсай в искусстве привела эпоха императора Мейдзи (1868–1912 гг.). Его деятельность, основанная на глубоком личном интересе к искусству выращивания деревьев в плошках, привела к тому, что бонсай, получив статус «художественного», на волне интереса к раскрывшей свои границы Японии вышел «на мировую арену» и стал частью явления увлечения «японизмом». Импрессионизм, подхвативший японскую тематику, японские художники, обучавшиеся в Европе, «переписывающие историю» Японии понятным обоим мирам языком классической живописи - вот основной локомотив этого времени. Эстетика бонсай не могла не стать известной и захватывающей в то время.
Мировые события первой половины XX века не прибавили интереса к развитию бонсай. Американский континент был «захвачен» культурой бонсай только после Второй мировой войны. Всплеска интереса к бонсай в Европе, которая первая покорилась этому искусству на рубеже XIX-XX веков, не произошло. Россия, которая до революции 1917 года тоже имела несколько частных и официальных коллекций, многие годы решала продовольственные проблемы, шла своим путем и развивала собственные традиции. Японский бонсай и его аналоги в других восточных странах оставались достоянием внутренних культур.
Но вновь благодаря Японии культура бонсай стала массово «захватывать мир». Это произошло в несколько послевоенных десятилетий, когда в разные страны на уровне правительственных отношений были переданы коллекции настоящих японских бонсай. Необходимость особого ухода за этими деревьями приводила к обмену опытом, формированию коллективов профессионалов, способных ухаживать за новыми коллекциями. Выставки и экскурсии в ботанические сады развивали более широкий интерес к этой культуре. Бонсай стал объектом изображения во многих отраслях современной культуры.
Популярность искусству добавляют также новые выразительные средства, пришедшие в нашу жизнь – кино и телевидение, фотография и компьютерные технологии, виртуальные пространства и простота общения на любую тему. Но, как и много десятилетий и столетий назад остаются неизменными и в современной жизни живопись, поэзия и литература, декоративно-прикладное творчество.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.
Читайте на канале:
«Эстетика бонсай» ВКонтакте
#бонсай #искусство #искусство20века #фотография #живопись #киноискусство #эстетика_бонсай