Почти в конце Большого Харитоньевского переулка, неподалеку от места, где он упирается в Садовое кольцо, стоит протяженный ряд классицистических зданий. Для фотографа, желающего снять их целиком и ровно – задача, к моему большому сожалению, невыполнимая. Переулок узок, а комплекс зданий широк.
На карте они отмечены как дом №24, строение 1 (справа) и строение 2 (слева). Причем на одном из фасадов и вовсе висит странная…
…Табличка с надписью «ДВА ДОМА, КОНЕЦ XVIII в. – НАЧАЛО XIX в.»
С первого раза и не понять, что тут имеется в виду. Ведь если взглянуть на одно только «строение 1», то даже в нем ясно видны не два, а три здания, хоть и стоящие друг к другу вплотную.
Более того, все части этого комплекса строились в разное время, разными архитекторами и для разных целей.
Так сколько же здесь всего домов? Придется разбираться.
И сегодня разберемся со строением 1 – то есть с тем, которое ближе к началу переулка.
Все дело в том, что это владение, как и многое другое в Старой Москве, строилось в несколько этапов. Центральная часть – двухэтажная с третьим антресольным полуэтажом, с шестью коринфскими пилястрами и треугольным фронтоном была построена для человека с очень редким в наших широтах именем: для начальника Главного инженерного училища, коллежского асессора Христиана Христиановича Христиани в 1794 году.
(5 фото)
Тот вместе со своей супругой прожил в особняке до 1801 года, после чего дом продали Николаю Борисовичу Юсупову – дипломату и государственному деятелю, меценату и одному из крупнейших в России коллекционеров.
Незадолго до этого, с 1791 по 1796 год тот служил директором Императорских театров. Неудивительно, что и в своем доме Юсупов устроил крепостной театр.
Правда, до сего дня остаются большие вопросы: где именно? Народная молва и городские легенды утверждали, что театр располагался или в тех знаменитых «шахматных» палатах Волковых – Юсуповых, или в белых палатах по соседству, построенных Ратмановым.
И вот (барабанная дробь) третья версия, где мог находиться его театр. Причем это место – наиболее вероятное, да и некоторые исторические документы указывают на него. А еще, хоть и косвенно, на это указывает то, что на втором этаже дома вплоть до 1960-х годов размещался большой и торжественный концертный зал для оперных и симфонических выступлений. Вряд ли его устроили для Харитоньевских учебно-производственных мастерских или других учреждений, что разместились в доме после революции.
При Юсупове к центральному главному дому и были пристроены два объема справа и слева. Они появились здесь в 1825-1828 годах по проекту архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Василия Григорьевича Дрегалова.
(5 фото)
В той пристройке-флигеле, что выросла справа, соединенной с главным домом каменным переходом, Юсупов разместил библиотеку и картинную галерею. А богатейший сад позади усадьбы сделал общедоступным для всех желающих по нему прогуляться горожан «приличного звания».
Гулял в этом саду и маленький Саша Пушкин, которого приводили сюда за ручку в 1801-1803 годах. А быть может, тот самый флигель, который у Юсуповых арендовал Сергей Львович, батюшка будущего поэта, и есть левая пристройка к этому дому. Здесь, к сожалению, в москвоведении также наблюдаются некие провалы и имеются лишь предположения.
Рассказывают, что Сергей Львович Пушкин, даром что бухгалтер Нового Кригскомиссариата в Москве, плательщиком был неаккуратным. Заплатил 500 рублей за первые полгода, а следующий взнос сделал лишь через год. Следующий платеж тоже задержал. Спустя два года арендодатель все же не вытерпел, и Пушкины переехали.
Впрочем, это уже совсем другая история.
Николай Борисович Юсупов скончался в 1831 году, и последующие несколько лет усадьбой заведовала его вдова Татьяна Васильевна, урожденная Энгельгардт, племянница князя Потемкина и фрейлина Екатерины Второй.
А в 1836-м она продала имение городской казне…
…Для размещения в нем городского Работного дома
Здесь находили приют и работу нуждающиеся, а заодно и «принуждались к труду» профессиональные попрошайки. Работный дом существовал до 1917 года.
Он находился в ведении «Особого городского присутствия по разбору и призрению нищих», среди попечителей которого были многие известные люди. Среди них – первый муж Инессы Арманд и отец ее четверых детей Александр Евгеньевич Арманд; благотворитель, историк по образованию Сергей Владимирович Бахрушин; князь Григорий Дмитриевич Волконский, предпочитавший великосветской жизни науки и состоявший обычным лаборантом в Московском университете; герой Первой мировой войны, а затем офицер Красной армии Сергей Николаевич Нахимов…
Еще одним из попечителей Особого присутствия по разбору и призрению нищих являлся Николай Михайлович Горбов – переводчик, публицист и талантливый педагог, автор учебников по истории, составитель программ народного образования. Благотворитель и личный друг Льва Николаевича Толстого.
И вот как раз с Николаем Горбовым и его семьей связана история дома №24, строение 2, о котором я расскажу в следующей заметке:
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!