Найти в Дзене

Избранная история популярной музыки. 8. Традиционная поп-музыка. Часть 1.

Оглавление

Традиционно восьмая серия моего видеоблога об избранной истории популярной музыки в формате статьи. Для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть.

Предыдущая часть:

Избранная история популярной музыки. 7. Что такое "альбом". Разновидности звукозаписи (читать).

Представьте себе такие противоречия в описании музыки:

элитная музыка – грязная

душевная – коммерческая

консервативная – бунтарская

форматная – подпольная

умная - примитивная

Когда кричат «попса – дрянь» и когда кричат «рок – отстой».

Такие противостояния мнений насчёт музыки, такие возгласы были всегда, только в каждую эпоху под своим соусом. В ближайших трёх главах я поговорю о первой стороне этой медали: о формировании класса элитной консервативной музыки, которая к 40-50-м годам XX века сформировалась в каждой стране прежде всего с наступлением эпохи альбомов, о чём я рассказывал в предыдущей части. Итак, я начинаю рассказ о возникновении традиционной поп-музыки. В этой главе я коснусь традиционной поп-музыки в США.

1. Формирование традиционного попа.

Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Источник: ritholtz.com
Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Источник: ritholtz.com

В прошлых главах я говорил о кантри и блюзе – музыке, вышедшей из низов Америки, музыке людей-одиночек, с нуля учившихся петь и мастерски владеть гитарой: в кантри — белых, в блюзе - чёрных. Элитной же американской музыкой до появления звукозаписи была в первую очередь музыка из бродвейских мюзиклов, крутившихся в исключительно американском формате музыкальных театров для самых разных слоёв населения – на улице Бродвей. Наступление эпохи звукозаписи и радио продвинуло бродвейский дух в популярную музыку. А господство джаза в народе (прежде всего, белокожем) привело в результате к тому, что с 40-х годов популярные бродвейские мюзиклы во многом начинают записываться, а то и уже изначально создаваться в джазовых аранжировках. Вообще трагедия всех афроамериканских музыкальных жанров в то время и впоследствии состояла в том, что белые у чёрных "отнимали" эти жанры и "присваивали" себе. Вот был "чёрный" джаз, который играли нищие афроамериканцы — стал элитной музыкой белых. Но интерес к афроамериканской музыке рос, не переставая, несмотря на расовые предрассудки. Помимо джаза, блюза с плантаций, стал популярен негритянский спиричуэлс, афроамериканская духовная музыка, и госпел, афроамериканские и белые церковные евангелические песнопения. Как я рассказывал, ещё Луи Армстронг одним из первых перепевал в джазовой обработке афроамериканские спиричуэлсы и госпелы.

Элла и Луис. Источник: d32dm0rphc51dk.cloudfront.net
Элла и Луис. Источник: d32dm0rphc51dk.cloudfront.net

Пиком интереса к этому жанру становится известнейшая бродвейская опера «Порги и Бесс», в музыкальном смысле основанная как раз на спиричуэлсе и госпеле, написанная в 35 году белым композитором Джорджем Гершвиным, в которой смело показывалась любовь двух чернокожих людей на фоне их тяжёлой жизни. В джазовой переработке, начиная с 40-х годов, эта опера приобретает колоссальную популярность, становясь частью уже не только бродвейского мира, но и популярной музыки.

Коронную арию из этой оперы “Summertime” по праву можно внести в общекультурное наследие популярной музыки вне жанров, а не только в качестве бродвейской песни, джаза или спиричуэлса. Это один из первых объединяющих и расы, и вкусы в музыке шедевров, уникальных по своей сути. Самой знаменитой джаз-версией «Порги и Бесс» стала её запись 1957 года с участием величайшего джазового дуэта Луи Армстронга и Эллы Фитцжеральд. Напомню, в прошлой главе я рассказывал о том, что только в 50-х годах в обиход вошёл формат лонгплэй-грампластинок, на которых стало возможно записывать целиком такие крупные произведения. Этот альбом, немного забегая вперёд, можно было бы назвать знаковым событием в истории популярной музыки и символом смены музыкальных поколений, форматов, изменения сознания.

Таким образом, когда джаз и свинг уходят со своего трона, их традиции и музыкальность остаются. Объединив в себе «бродвейский» дух, свинговую размеренную одухотворённую манеру вокала, оркестровые джазово-свинговые обработки, такая «элитная» музыка к концу 40-х-началу 50-х годов в США становится по сути первой «поп-музыкой» в нашем нынешнем понимании. В наше время стилистика называется «традиционный поп» или «эстрадный джаз».

Возвращаясь к дуэту Армстронга и Фицджеральд: именно эти две личности во время ухода традиционного джаза сохраняют эту его традиционность в сформировавшейся поп-музыке. Почему они собственно и получили такие статусы: король джаза и первая леди джаза. Элла Фицджеральд вообще достигла своего коммерческого успеха именно как раз в то время - с наступлением 50-х годов. Вместе эти два гиганта записали множество совместных альбомов, подтверждая вечность джаза, как его ни называй – хоть традиционной поп-музыкой, хоть по-другому, и в какие рамки его ни вгоняй.

А Луи Армстронг до самого упора доказывал это, попадая со своими песнями на первые строчки хит-парадов даже во времена господства Битлз и начала рок-музыки. Взять хотя бы заглавную песню из этого знаменитого мюзикла 64 года, которая как раз в своё время скинула с первого места песню Can’t Buy Me Love битлов!

2. Киномюзиклы.

Источник: miro.medium.com
Источник: miro.medium.com

Стоит подробнее остановиться на киномюзиклах. Дело в том, что традиционная поп-музыка являлась неотъемлемой частью классических киномюзиклов Золотого века Голливуда 30-50-х, неся в себе традиции и звучание древней бродвейской стилистики. Потому как все эти мюзиклы были, начиная ещё с появления звука в кино в конце 20-х, переложением на экран театральных постановок Бродвея, а впоследствии уже стали создаваться с нуля вместе с музыкой и лишь потом переноситься на сцену.

Самые такие яркие примеры (о которых я подробнее поговорю в главе-приложении "киноматериалы"): "Поющие под дождём" (1952), "В джазе только девушки" (1959), "Моя прекрасная леди" (1964), "Звуки музыки" (1965), "Оливер!" (1968).

В 60-х годах мюзиклы классического формата с традиционной поп-музыкой в своей основе продолжали держать марку, несмотря на отчаянное соперничество со стороны напирающих фильмов с современной тем годам музыкой и на современные тематики. Тому большое подтверждение - неоднократные победы традиционных киномюзиклов в номинациях на «лучший фильм» на Оскаре. Рубеж 60-70-х ознаменовал закат эпохи консервативных помпезных киномюзиклов в своём классическом понимании, если они потом когда ещё и снимались и выстреливали, то лишь неся в себе какую-то оригинальность или нотки ностальгии.

3. Крунеры.

Бинг Кросби. Источник: i.pinimg.com
Бинг Кросби. Источник: i.pinimg.com

Все культовые песни из бродвейских постановок и киномюзиклов, сохранившие популярность джазовые мелодии, начиная с 30-х годов, которые получили название «джазовые стандарты», и вообще все песни в жанре традиционной поп-музыки США объединились под одним общим термином Great American Songbook (великий американский песенник). А на американской сцене в 40-х появился новый тип исполнителя, чей репертуар составлял этот песенник – первый тип звезды чисто традиционной поп-музыки. Назывались такие певцы «крунерами». Такой певец всегда находился на первом плане, в ярких лучах, с вальяжным поведением на сцене и чарующим голосом, а всё музыкальное сопровождение – сзади. Как правило, крунеры начинали малоизвестными певцами в биг-бэндах, в которых зарабатывали себе имена и после заката эры свинга вырывались вверх уже как самостоятельные исполнители с именами.

Первым крунером считается известный американский комедийный актёр и по совместительству певец Бинг Кросби, игравший в огромном количестве весёлых мюзиклов 30-40-х годов. У меня он один раз был упомянут во второй главе про начало джаза – он играл главную роль в фильме «Рождение блюза» - Джефа Ламберта, создателя самого первого в истории белого джаз-коллектива «Original Dixieland Jazz Band» в 1910 годах. Бинг Кросби часто сотрудничал со свинговыми биг-бэндами, но это было не главной его деятельностью, яркая индивидуальность и харизма актёра и его тот самый чарующий голос сделали его первым крунером. А его песня "White Christmas" 42 года, которую слушает каждый американец под Рождество, можно назвать началом традиционной американской поп-музыки.

Кросби был первым. Но самым-самым крунером, о котором надо снимать отдельный сериал, был, безусловно, кто?...

Фрэнк Синатра. Источник: orloffmagazine.com
Фрэнк Синатра. Источник: orloffmagazine.com

Об этом человеке написаны книги, сняты фильмы, это один из главных символов Америки, эталон поп-звезды. В главе про свинг я упоминал начало карьеры Синатры в знаменитом биг-бэнде Томми Дорси. Но уже тогда певец почувствовал вкус успеха и понимал, что он – личность. Мешал только контракт с Томми Дорси. И тут молодому итало-американскому певцу расторгнуть контракт помогает крупный гангстер Сэм Джианкана, продвигая молодого певца вверх. Вот таким образом он заработал себе славу.

После семейных проблем и скандального романа, а потом и свадьбы с актрисой Авой Гарднер, временной потери голоса и проблем с карьерой, певец громко врывается в 50-е годы и становится уже легендой при жизни, а абсолютно любая песня, спетая им, становится автоматически маленьким шедевром. Именно в 50-х записаны его самые сильные альбомы, где формируется фирменная узнаваемая аранжировка песен Синатры, ставшая его визитной карточкой.

Возвращаясь к теме киномюзиклов, чей расцвет как раз пришёлся на 50-е годы – само собой разумеющееся, что Синатра становится и в них звездой.

Вообще песни из известных кинофильмов, пусть и не связанных с Синатрой, всегда были одними из самых успешных в его репертуаре. Зачастую в его интерпретации они становились популярнее, чем в изначальном варианте. А то иногда потом даже и забывали, откуда песня, помнили лишь, что это песня «Синатры». Кстати, моя любимая песня из кино в его исполнении – “As Time Goes By”, прославившаяся в знаменитой «Касабланке» 1942 года, хотя сама песня вообще 31 года создания – также из одного Бродвейского мюзикла.

Синатра, конечно же, был не единственный. Крунеров по Америке тогда расплодилось множество. Просто считанные единицы были звёздами.

Единственный из знаменитых крунеров того поколения, кто до сих пор жив, это Тони Беннетт, начавший карьеру с начала 50-х годов и тоже считающийся человеком-легендой в США.

Большая гордость для афроамериканского населения штатов – Нэт Кинг Коул. Он первым из чернокожих исполнителей пробился в мир традиционной поп-музыки в 40-х годах и остался из таковых самым знаменитым. Будучи простым джазовым пианистом, он совершил невозможное, прорвавшись через барьеры бушевавшей тогда расовой сегрегации в элитную музыку белых! Его даже куклукс-клан преследовал. Мало того, он прославился, исполняя в первую очередь свои песни, а не из Великого Американского песенника. Но путь его был короток – в 65 году он умер от рака лёгких, что было не редкость среди звёзд того времени – курить было тогда очень модно.

Крунеры и исполняемые ими песни стали, с одной стороны, вневременным явлением популярной музыки США. С другой, американская традиционная поп-музыка держала марку примерно где-то как раз до рубежа 60-70-х годов, пока консервативное поколение, воспитанное на этой музыке, не стало стареть вместе с её главными исполнителями, а некоторые исполнители вообще уходили в мир иной, как Нэт Кинг Коул.

4. Условный закат господства традиционной поп-музыки в США.

В 67 году великий Луи Армстронг записывает в истинном формате джазовой традиционной поп-музыки свой последний и, возможно, кульминационный хит, который доказывал одно: пока маэстро ещё был жив, традиционная поп-музыка держала марку и не собиралась на покой даже ближе к концу десятилетия. Великий маэстро ушёл в мир иной в 1971 году, а вместе с ним ушёл и век классических киномюзиклов, и господство вечных традиций американской консервативной музыки, которая более не могла оставаться на плаву без таких личностей, как Армстронг, которые поддерживали её постоянную популярность.

Пройдя колоссальный творческий путь, Фрэнк Синатра в конце 60-х записывает самую монументальную в своём репертуаре композицию авторства молодого исполнителя Пола Анки. Хотя по сути Анка просто переделал для Синатры одну французскую песню. Чувствуется параллель с "What A Wonderful World" Армстронга, которая была также записана под конец 60-х. Я имею в виду, что My Way так же звучала как кульминация творчества Фрэнка, потому что в ней рассказывалось о пути человеческой жизни.

В 71 году великий крунер объявляет о завершении карьеры и уходит в тень. Но уже в 79 году возвращается, чтобы записать свой последний хит, песню из как-то упомянутого мной в главе про свинг фильма Мартина Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Синатра был популярен до самого конца жизни, на протяжении всей его карьеры песни в его исполнении занимали высокие строчки хит-парадов, несмотря на сумасшедшие смены музыкального времени – его это никогда не касалось. Он умер в 98 году от сердечного приступа. Я даже помню, как по телевизору показывали новость про это.

5. Возрождение интереса к традиционной поп-музыке.

Кадр из фильма "Чикаго" (2002 г.). Источник: img.buzzfeed.com
Кадр из фильма "Чикаго" (2002 г.). Источник: img.buzzfeed.com

Если подытожить, расцвет и господство традиционной поп-музыки Америки приходились на вторую половину 40-х и 50-е годы, а потом ещё одно десятилетие – 60-е – эта музыка упорно не сдавалась и с достоинством билась с армадой новых жанров и стилистик и существовала с ними наравне до тех пор, пока её герои либо не уходили в тень, либо не уходили в мир иной, либо такие явления как мюзиклы на сцене или в кино не переставали её поддерживать. Но никто не говорил, что такая музыка ушла навечно!

Внезапные всплески популярности старого формата Голливудских киномюзиклов во главе с традиционной поп-музыкой можно заметить с начала 2000-х с появлением нескольких знаменитых картин-стилизаций ретро-кино как с визуальной стороны, так и с музыкальной. Награду за лучший фильм на «Оскаре» за 2002 год внезапно схватил именно такой: "Чикаго"! Впервые с 1968 года! Такой вот реверанс традициям.

В последующие годы можно выделить лишь несколько примеров в отмеченном широкой публикой кино, где частично использована стилизация под классические американские мюзиклы: "Да здравствует Цезарь!" (2016), "Ла-Ла Ленд" (2016). Это можно было бы назвать, скорее, просто фишками тех особенных режиссёров, кто преклонялся пред киномузыкальными традициями США и умел их подавать с современной стороны.

Как я уже говорил, единственный из великих крунеров американской традиционной поп-музыки 50-х, кто до сих пор здравствует, – это Тони Беннетт! Ему уже за 90 лет, а он с достоинством продолжает заниматься творчеством, не изменяя традициям и Великому Американскому песеннику и оставаясь популярным! К примеру, чего только стоят его два альбома с Леди Гагой 2014 и 2021 годов! В 2015 году первый альбом выиграл премию Грэмми в номинации «Лучший традиционный вокальный поп-альбом», эта номинация учреждена в 1992 году и с тех пор ежегодно отмечает тех исполнителей и те их альбомы, которые сохраняют дух этого неувядающего жанра американской музыки.

Как видим, начало 70-х подытожило деятельность традиционной поп-музыки. Она достаточно долго сидела на троне в течение тех же 60-х не только благодаря большому проценту консервативных слушателей штатов. Во многом ещё и из-за того, что в ней, начиная с рубежа 50-60-х годов, появлялись новые молодые певцы, рвавшиеся стать крунерами и не гнушавшиеся исполнять такую вроде бы уже "старпёрскую" для тех времён музыку. Об этом новом поколении американских исполнителей традиционной поп-музыки, а также о формировании своих стандартов популярной музыки в других странах я расскажу уже в следующей главе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

КИНОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ВСЕ ГЛАВЫ ИЗБРАННОЙ ИСТОРИИ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ:

1. ИСТОКИ

2. ДЖАЗ. НАЧАЛО

3. СВИНГ

4. КАНТРИ И БЛЮЗ

5. КАБАРЕ И РЕСТОРАНЫ

6. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА

7. ЧТО ТАКОЕ "АЛЬБОМ"

8. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 1

9. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 2

10. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 3

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.