Найти тему

Избранная история популярной музыки. 3. Свинг

Оглавление

Традиционно третья серия моего видеоблога об избранной истории популярной музыки в формате статьи. Для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть.

Предыдущая часть:

Избранная история популярной музыки. 2. Джаз. Начало (читать).

Возникновение свинга и его создатель.

Свинг – это первый эстрадный шлягерный формат джаза – именно того джаза, который стал главной популярной музыкой 30-х годов. Исполнялся свинг новым для своего времени типом ансамблей – биг-бэндами. А популяризировал биг-бэнды упомянутый в прошлой главе экспериментатор, новатор и, по сути, первое по-настоящему громкое имя в джазе, которое на слуху у всех, - Дюк Эллингтон. К слову, Дюк - изначально не его имя, это его псевдоним. Вообще «дюк» по-английски – это «граф».

Дюк Эллингтон. Источник: https://lexpress.mg/
Дюк Эллингтон. Источник: https://lexpress.mg/

Став революционером в управлении джаз-оркестрами, он ещё с конца 20-х годов вывел формат биг-бэндов на первое место, сделав вокал одним из инструментов и изменив роль контрабаса и саксофонов. А его произведения являлись возможностью раскрыться каждому музыканту биг-бэнда в своём профессионализме. Возможно, все представляют, как во время игры каждый музыкант по очереди вскакивает с места и, как говорится, «рубит» соло. Таким образом, формат для свинга был готов! Импровизация на фоне запоминающегося ритмического рисунка стала визитной карточкой музыки наступивших 30-х годов. Мастерство Эллингтона и его оркестра предопределило наступление эры свинга.

Изначально свинг - это определённый ритмический рисунок джаза, где одна из пары исполняемых нот продлевается, а вторая сокращается. Через эпоху свинга Дюк Эллингтон и его оркестр прошли на пике успеха, а сам мастер обессмертил своё имя навек и как композитор, и как руководитель биг-бэнда, и как новатор. Уже после заката эры свинга маэстро записал не одну сотню произведений. Он плодотворно работал множество десятилетий, когда джаз терпел подъёмы и потери популярности. И вне зависимости от этого Дюк Эллингтон всегда держал марку как джазовый гигант и доказывал вневременность джаза. Но это уже другая история.

Самый популярный жанр танцевальной музыки и его «король».

Наверное, не нужно говорить, что 30-е годы были не самым лучшим временем для истории США, несмотря на отмену Сухого закона. Свинг по жестокой иронии судьбы стал символом времён Великой депрессии. Но эту музыку слушали, несмотря ни на что. Люди её любили, потому что хотели танцевать и оставлять за территорией танцпола все свои проблемы.

Бенни Гудман. Источник: https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel
Бенни Гудман. Источник: https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel

И в этой музыке, само собой, был свой король, которым принято считать кларнетиста Бенни Гудмана, белого музыканта, руководителя своего биг-бэнда. Именно его концерт 1935 года в Лос-Анжелесе считается началом «эры свинга». Отчаявшиеся участники биг-бэнда Бенни Гудмана, сломленные безденежьем в Великую депрессию, полуголодные и почти без гроша в кармане, предпринимают попытку заработать на гастролях и на личных машинах добираются до Лос-Анжелеса, понимая, что это может быть их последний концерт, и они умрут от нищеты. Но именно там, в танц-зале «Паломар» оркестр Бенни Гудмана взрывает настроение у людей, и свинг становится королём танцполов.

Джин Крупа. Источник: https://images.fineartamerica.com/
Джин Крупа. Источник: https://images.fineartamerica.com/

А песня Sing Sing Sing (With A Swing) в исполнении оркестра Гудмана 37-го года стала неформальным гимном эры свинга. Вообще слово «СВИНГ» в музыкальном смысле переводится, если как глагол, то «покачать» или, если существительное, то «кач». То есть, дословно песню можно перевести как «пой-пой-пой под кач». Стоит обратить внимание на барабанную партию в этой песне, которую исполнил штатный ударник оркестра знаменитый Джин Крупа. Он уже до оркестра Гудмана заработал себе громкое имя за счёт энергичной игры, а живьём ещё и яркой подачи – именно в песне Sing Sing Sing Крупа представил миру новую роль барабанщика в группе как полноправного солиста и музыкальной личности. А его партию в песне можно назвать первым известным соло на барабанах в рамках определённой песни. Потом Гудман быстро расстанется с Джином Крупой, поскольку к такой яркой роли барабанщика ещё никто не будет готов – руководитель биг-бэнда обвинял Крупу в преобладании у барабанщика роли шоумена над ролью музыканта.

Самый коммерчески успешный стиль музыки и его «воротилы».

Свинг становится настоящим столпом музыкального шоу-бизнеса, а биг-бэнды – настоящими успешными коммерческими предприятиями. Мощь коммерческого успеха можно вполне определить по ещё одному выдающемуся свинговому биг-бэнду 30-40-х годов под управлением тромбониста Томми Дорси. Большую популярность его биг-бэнду принесла в 37-м году свинговая переработка «Песни индийского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко». Томми, как и его брат, саксофонист Джимми Дорси, были настолько коммерчески успешными, что даже финансировали другие биг-бэнды с целью извлечения прибыли. К 40-м годам они уже владели несколькими музыкальными компаниями.

Томми Дорси. Источник: https://3.bp.blogspot.com/--Mc9M6Z4xIc/VtmOLlE-U3I
Томми Дорси. Источник: https://3.bp.blogspot.com/--Mc9M6Z4xIc/VtmOLlE-U3I

Кстати, Томми Дорси и оркестр – одни из первых, кто популяризировал в массах в 40-е года через свинговые аранжировки стиль буги-вуги – один из прообразов рок-н-ролла и рокабилли, редкая музыка, всё ещё связывавшая джаз с блюзом, поскольку в его основе использовался блюзовый квадрат. Изначально буги-вуги исполнялся регтаймовыми пианистами, которые придумали определённый танцевальный ритм басовой партии – левой рукой на фортепиано, а биг-бэнды подхватили этот манер за счёт «гуляющего баса», то есть, контрабаса. Внимание, это ранний отголосок рок-н-ролла и всей рок-музыки!

Томми Дорси был известен тем, что открыл миру несколько по-настоящему громких имён, оказавших впоследствии неоценимое влияние не только на джаз, но и вообще на всю мировую музыку.

Во-первых, великий барабанщик Бадди Рич!

Бадди Рич. Источник: https://www.liveabout.com/thmb/8DvHWY0Myx0xipbMkns3XRpvo9o=
Бадди Рич. Источник: https://www.liveabout.com/thmb/8DvHWY0Myx0xipbMkns3XRpvo9o=

А во-вторых и в-главных, он открыл миру Фрэнка Синатру!

Фрэнк Синатра. Источник: https://www.desktopbackground.org
Фрэнк Синатра. Источник: https://www.desktopbackground.org

В 1940-м году Томми Дорси пригласил в оркестр начинающего молодого Синатру в качестве простого вокалиста. И именно в биг-бэнде Дорси Синатра вырос в того, кем его знают все. Но подробнее о нём я поговорю в другой главе.

Герои свинга.

Король «джаза» Луи Армстронг в 30-40-х годах также являлся руководителем свингового биг-бэнда.

Элла Фицджеральд и Чик Уэбб. Источник: https://secureservercdn.net/
Элла Фицджеральд и Чик Уэбб. Источник: https://secureservercdn.net/

Будущая «первая леди» джаза, ещё пока малоизвестная в 30-х годах Элла Фитцжеральд начинала свою карьеру в свинговом биг-бэнде Чика Уэбба.

Каунт Бэйси. Источник: https://esquela.org
Каунт Бэйси. Источник: https://esquela.org

А выдающегося бэнд-лидера, пианиста и мастера свинга Каунта Бэйси я бы отметил, прежде всего, за новаторство в подходе к ритму свинга. Он придумал близкий к современному восприятию формат ритма благодаря считавшейся лучшей в джазе ритм-секции его оркестра. В ансамбле появилась ритм-гитара, сделавшая многое не только для джаза, но и вообще для истории музыки. А в 37 году именно биг-бэнд Каунта Бэйси записывает песню, где впервые в истории звучит соло на электрогитаре – Time Out.

Мой главный герой свинга.

И вот тут наступил момент рассказать о моём первом кумире! Тромбонист, руководитель биг-бэнда и самый лучший мастер аранжировок своего времени - Гленн Миллер!

Гленн Миллер. Источник: https://a.d-cd.net/
Гленн Миллер. Источник: https://a.d-cd.net/

Оркестр этого человека, действовавший по сути не так долго – с середины 30-х до начала 40-х годов, приобрёл бешеную популярность в США, не сопоставимую по своему масштабу с популярностью всего джаза за всю его историю. Миллер и его биг-бэнд исполняли всегда чужую музыку. Но была ли это известная тема из бродвейского мюзикла, из чужого джазового репертуара, или вообще вшивая песенка никому не известного автора, Гленн Миллер моментально превращал её в суперхит своего времени. Да почему своего. По-моему, песня, что ниже на видео, до сих пор звучит как вирусная и у всех на слуху, кто даже с джазом не знаком:

Существует лишь одна известнейшая тема Миллера его собственного авторства – Moonlight Serenade.

Источник: https://i.ytimg.com
Источник: https://i.ytimg.com

Творческий и жизненный путь Гленна Миллера оказалось коротким и трагическим. Будучи добровольцем на Второй мировой войне и руководителем военного оркестра в Великобритании, выступавшего прямо во время бомбардировок, Миллер отправился на самолёте через Ла-Манш в уже частичноосвобождённую Францию, чтобы дать исторический концерт в Париже на встрече союзников… Но до Франции оркестр долетел без него. Самолёт Миллера пропал, а его тело не было найдено. Впоследствии существовало много предположений о причинах гибели великого музыканта, но все они не были подтверждены. То ли на него сбросили бомбы свои же – англичане, не заметив самолёт в тумане, а то ли он приземлился случайно на ещё оккупированной нацистами земле и был ими убит во время пыток и допросов… Но музыка его продолжила жить без него: он создал такой оркестр, что тот существует до сих пор!

Финал свинга и коммерческого джаза.

Во многом смерть Гленна Миллера стала одной из причин заката свинга как популярной музыки в 40-х годах. Само собой, война наложила гигантский отпечаток на всеобщее настроение меломанов, которые уже хотели слушать другое. Ну и масла в огонь подлил запрет в 42-44 годах в США на запись любой коммерческой музыки. К концу 40-х свинг, по сути, полностью сдал свои позиции, биг-бэнды потеряли популярность, их руководители отчаянно пытались сделать что-то новое, но не у всех это получалось.

Если судить более масштабно, то с уходом эры свинга джаз теряет статус популярной музыки. С одной стороны, чтобы выжить, он попадает под колпак других коммерчески популярных жанров и растворяется в них, с другой – чистые новые джазовые стили становятся музыкой «не для всех», формируется современное понимание джаза как жанра. Он остаётся популярным среди определённых кругов, с ним остаются только его ценители.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

КИНОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ВСЕ ГЛАВЫ ИЗБРАННОЙ ИСТОРИИ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ:

1. ИСТОКИ

2. ДЖАЗ. НАЧАЛО

3. СВИНГ

4. КАНТРИ И БЛЮЗ

5. КАБАРЕ И РЕСТОРАНЫ

6. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА

7. ЧТО ТАКОЕ "АЛЬБОМ"

8. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 1

9. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 2

10. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 3

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.