10,6K подписчиков

Фарфор И.Е. Кузнецова. Фабрика "На Волхове".

9,2K прочитали

Иван Емельянович Кузнецов - человек, оказавший непосредственное влияние на формирование стиля РУССКАЯ ЭКЛЕКТИКА в декоре, расцвет которого пришёлся на три последних десятилетия XIX-го века.

Под ЭКЛЕКТИКОЙ в архитектуре XIX-го века (да и в декоре) обыкновенно понимают смешение разнообразных "больших" стилей по принципу "сделайте мне красиво", т.е. синоним ЭКЛЕКТИКИ в таком понимании - это безвкусица, а в музыке - КАКОФОНИЯ. В СССР очень долго не признавали за ЭКЛЕКТИКОЙ какого-то особого стиля (достаточно вспомнить отрывок из фильма "Я шагаю по Москве", где главный герой (играет Н. Михалков, сценарист - Шпаликов) разражается язвительной тирадой по поводу архитектурной ценности здания ГУМа, построенного в одном из направлений РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКИ - в так называемом НЕОРУССКОМ (ПСЕВДОРУССКОМ) СТИЛЕ, но постепенно в Советском обществе (после разгула МИНИМАЛИЗМА 1960-х годов) сложилось мнение, что есть нечто общее, что объединяет лучшие сооружения и образцы декоративно-прикладного искусства, созданные в России во второй половине XIX-го века, что это никакая не "безвкусица", а своеобразный, характерный для России стиль, который имеет право на собственное название - РУССКАЯ ЭКЛЕКТИКА. В посуде рассматриваемого периода отличились фирмы Храпунова-Новаго (см. статью, посвящённую фарфору данной фабрики здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farfor-fabriki-hrapunovanovago-62936e9b00cde16d533bcdc6?&), фирма Гарднера (затем Дмитровский завод Товарищества М.С. Кузнецова), частично - Братьев Корниловых и Дулёво. И конечно, заводы под Новгородом Великим, принадлежавшие двоюродному брату императора русского фарфора - М.С. Кузнецова - Ивану Емельяновичу Кузнецову. Отдельное место среди последних упомянутых производств принадлежит заводу Волховской мануфактуры (или "Фабрике №1" с клеймами "На Волхове").

Несколько лет назад в продаже был такой чайный набор - остатки сервиза завода "На Волхове". Предметы ровно той же формы, что и чашечка с блюдцем в галерее, представленной выше, только крытьё с градиентом, получается, восходящее, а роспись - простая деколь. Зато, кроме чашек с блюдцами, представлены и "большие" предметы: молочник, полоскательница, сахарница. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Несколько лет назад в продаже был такой чайный набор - остатки сервиза завода "На Волхове". Предметы ровно той же формы, что и чашечка с блюдцем в галерее, представленной выше, только крытьё с градиентом, получается, восходящее, а роспись - простая деколь. Зато, кроме чашек с блюдцами, представлены и "большие" предметы: молочник, полоскательница, сахарница. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Эффектной формы со сложным рельефом, по пышности напоминающим РОКОКО, и не менее эффектной росписи (незабудки или фиалки по розовому нисходящему крытью) чайные пары. А ручка чашки имеет уже откровенную форму зрелого АР-НУВО. Атрибутированы как фабрики И.Е. Кузнецова. Даже не глядя на клеймо, понимаешь, что такое роскошество могло быть  создано только "На Волхове"! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Эффектной формы со сложным рельефом, по пышности напоминающим РОКОКО, и не менее эффектной росписи (незабудки или фиалки по розовому нисходящему крытью) чайные пары. А ручка чашки имеет уже откровенную форму зрелого АР-НУВО. Атрибутированы как фабрики И.Е. Кузнецова. Даже не глядя на клеймо, понимаешь, что такое роскошество могло быть создано только "На Волхове"! Фото взято из свободного доступа в интернете.

Почему именно фабрика "На Волхове" выделяется среди остальных производств И.Е. Кузнецова? Ответ прост: потому что это было первое его предприятие, им основанное, фабрика, которую он ни у кого не выкупал, а сам выбрал место, купил землю, и построил на собственные, похоже, изначально невеликие деньги с "нуля", - его детище, которое он всю жизнь лелеял и пестовал, где провёл большую часть жизни (хотя имел доходный дом в Москве на Мясницкой (с конторой "Т-ва И.Е. Кузнецова"), и ещё доходный дом в Санктъ-Петербурге - на Загородном проспекте). А заведовать заводами в Бронницах и в Грузино (Чудово) он поставил старшего сына - Ивана (Ивана Ивановича Кузнецова). Наверное, подобную же любовь питал к собственному "родному" предприятию - в Дулёво - и Матвей Сидорович Кузнецов.

Здесь можете видеть предметы фабрик И.Е. Кузнецова. Уже знакомые чашечки небесно-голубого крытья с градиентом, расписанные букетиками земляники, знакомый молочник, и розового ниспадающего крытья полоскательница с резным донышком, расписанная веточками цветущей орхидеи. Полоскательница тоже кузнецовская, из-под Новгорода Великого, правда, выделана не "На Волхове",  а в Бронницах (о ней читайте в статье "Как я стал фарфороголиком").
Здесь можете видеть предметы фабрик И.Е. Кузнецова. Уже знакомые чашечки небесно-голубого крытья с градиентом, расписанные букетиками земляники, знакомый молочник, и розового ниспадающего крытья полоскательница с резным донышком, расписанная веточками цветущей орхидеи. Полоскательница тоже кузнецовская, из-под Новгорода Великого, правда, выделана не "На Волхове", а в Бронницах (о ней читайте в статье "Как я стал фарфороголиком").

Как и его более знаменитый двоюродный брат М.С. Кузнецов, Иван Емельянович выбрал "фарфоровую стезю" отнюдь не случайно. Первое керамическое производство основал в Гжели их общий предок - дед - Терентий Кузнецов, их отцы - Сидор и Емельян - были родными братьями. Женой И.Е. Кузнецова (с соответствующим приданым) стала дочь гжельского фарфорозаводчика Куринова Татьяна (согласитесь - сильно напоминает историю зарождения "поповского" фарфора - от Алексея Попова, статью о нём читайте здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/legendarnyi-antikvariat-farfor-a-popova-629ef6421b51aa1a9c3e8893?&), сам он с юных лет заведовал торговлей, а с 1873-го года (в возрасте 23-х лет!!!) стал главным управляющим всеми фабриками своего двоюродного брата! И его вкусовые предпочтения в этот период его деятельности не могли не сказаться на выпуск продукции фабрик М.С. Кузнецова. Очевидно, что со временем, приобретя опыт и собственные представления о путях развития фарфорового дела, Иван Емельянович стал тяготиться рамок наёмного (пусть и высшего звена) управленца, зависящего от наставлений и приказов, исходящих от брата-владельца, и решил основать собственное дело.

Прежде всего он определился с местом (сейчас бы сказали -"с хорошей логистикой"), выбрав станцию Волхов Николаевской железной дороги (между Санктъ-Петербургом и Москвой), место, куда удобно было бы доставлять грузы с полуфабрикатами (фарфоровой массой, красками и т.д.), и откуда было бы удобно отправлять готовую продукцию в обе столицы. Кроме пути доставки продукции железной дорогой был ещё один путь - по реке Волхов - в Новгород Великий. Близ станции и был построен завод.

Вначале, в 1875 (по другим данным — в 1876) году И. Е. Кузнецов основал Чудовский стекольный завод (поскольку технологии изготовления фарфора и стекловарения близки, но со стеклом всё же было попроще), а уже в 1878-м году начался выпуск первой продукции и на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике. Собственное сырьё плохо подходило под выпуск высококачественного фарфора для среднего класса, на вкусы которого ориентировался владелец, поэтому сырьё закупалось преимущественно за границей - каолин прибывал из Англии, полевой шпат и кварц - из Скандинавии (уникального тут ничего не было - в таком же ключе работали и питерские "Братья Корниловы", к примеру).

В 1892 году на торгах И.Е. Кузнецов приобрел у П.К. Рейхеля Бронницкую фабрику близ Новгорода Великого. Фабрика существовала с 1872-го года, но погрязла в долгах. На деньги И.Е Кузнецова на фабрике была проведена полная реконструкция, построено новое кирпичное здание, построена технически совершенная (на то время) новая конвекционная печь. В 1897-м году у помещицы Ботановой была приобретена земля под строительство новой фабрики у села ГрУзино (близ Чудово). Кроме собственно фабрики там был возведён и лесопильный завод (печи топили дровами, а для выпуска фарфора, который часами должен выстаиваться в печах при температуре за 1000 градусов по Цельсию энергии требовалось много!).

Небольшой экскурс в историю пока прерываю, остановлюсь на эстетической составляющей посуды конкретно "На Волхове". Прежде всего, что бросается в глаза и характерно для производств, которые возглавлял И.Е Кузнецов - это крытьё с градиентом, в основном ниспадающее (т.е. постепенное ослабление тона краски сверху вниз до "нуля"). Очень качественная фарфоровая масса. В статье, посвящённой вербилковскому сервизу фасона "Каннелюрный" (статья здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/verbilki-samyi-nedoocenennyi-iz-servizov-forma-kanneliurnyi-61750beafbead231eb9ce967) я написал, что фарфор сервиза тонкий, возможно, костяной. И тут меня совершенно справедливо поправил читатель в комментариях, уточнив, что костяной фарфор впервые был произведён на ЛФЗ в конце 1960-х, и никакие другие заводы выделки собственного костяного фарфора в СССР не имели. Поэтому в Вербилках мог быть только тонкий твёрдый фарфор). И я с ним (после основательного погружения в тему) согласился. В СССР посуда из костяного фарфора производилась лишь на ЛФЗ. А вот до Октябрьской революции костяного фарфора посуда производилась - и у братьев Корниловых, и у И.Е. Кузнецова. Только не из своего, а из импортного (английского) сырья (фарфоровой смеси). Вещи получались невесомые и почти прозрачные, при этом хорошо держали практически любой сложности рельеф. За счёт подобного качества сырья расширялись и возможности декора. Посуда была яркой, сложной архитектуры, а совместно с изысканной, часто ручной (или деколью с подрисовкой) росписью просто радовала глаз. Но и не костяной, а "простой" твёрдый фарфор отличался высочайшим качеством. Смотрим галереи (не забываем фото листать вправо!)...

Интересная Вселенная - интернет! Всего 12 лет назад, интересуясь фарфором И.Е. Кузнецова, в поисковиках я не нашёл ни одной (во всяком случае, русскоязычной) статьи о нём, ни одного упоминания! А теперь - масса всего! Информации много, она интересна, но практически всё, начиная от статьи в Википедии, написано в духе панегирика. Это идёт с перестроечных времян, когда маятник общественного интереса в связи с общей деградацией страны во всех областях (в период правления Горбачёва) качнулся и ушёл по ту сторону Революции 1917-го года, и всё, что происходило ДО - тогда представлялось в ореоле "идеала". Но вот, к примеру, когда я работал над статьёй о фабрике "Пролетарий" (это фабрика в Бронницах И.Е. Кузнецова, переименованная после Гражданской войны в "Пролетарий" см. статью здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/zavod-proletarii-takogo-farfora-bolshe-ne-budet-619fa7fb068f4d13b7827217?&), я натолкнулся на иную, не менее любопытную информацию... Там были представлены человеческие качества И.Е. Кузнецова. И они (в отличие от деловых качеств и, безусловно, развитого вкуса) оказались ну очень далеки от идеала. Например, платил он рабочим на своих фабриках не просто мало, а крайне мало, поэтому даже в тех местностях, страдающих от безработицы, где были им построены фабрики, мужчины к нему не шли, предпочитая длительные уходы на заработки подалее, а работали - реже - женщины, а чаще и прежде всего - дети чуть не с восьми-девяти лет. На всех производствах была введена жёсткая система штрафов, где за одну малую копеечную провинность работник мог недосчитаться недельного заработка! Причём ни о каком "восьмичасовом рабочем дне" не было и помина! - работали столько, сколько могли выдержать физически. И всё это в отнюдь не в "офисном" производстве, а там, где в цехах стояло облако фарфоровой взвеси, да и в красочном цеху не ароматом роз дышалось. В смысле вредности производство фарфора в те годы можно было сравнить разве что с работой шахтёра. С конвекционной печью, которую И.Е. Кузнецов установил в Бронницах, вышла целая история. Матвей Сидорович подал иск в суд к своему двоюродному брату как раз за эту печь. Оказалось, что печь эта - германское изобретение, патент на неё был куплен на средства М.С. Кузнецова в ту пору, когда всеми делами фабрик М.С. Кузнецова заведовал И.Е. Кузнецов. Но основав собственное фарфоровое производство, он патент ни у немцев, ни у брата не выкупил, а построил печь (как бы помягче выразиться?) по скопированным им чертежам. Как любят изъясняться поклонники сего действа - "цап-царапнул". 10 лет велась тяжба, в результате И.Е. Кузнецов суд проиграл и вынужден был раскошелиться. Также и местная власть долго судилась с ним (опять относится к предприятию в Бронницах, но уверен, что и в Волхове, и в Грузино дела обстояли не лучше). По тогдашним законам (возможно после 1906-го года) владельцы любой фабрики должны были построить школу, и за свой счёт организовать начальное обучение для всех детей работников фабрики. О таком покушении на содержимое своего кошелька И.Е. Кузнецов даже и слышать не желал, поэтому ровным счётом ничего из вышеперечисленных ЗАКОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ВЛАСТЕЙ им сделано не было. Как его назвать? Мизантропом? Но почему он так поступал, почему он так презирал и не ценил людей? Может быть потому, что принадлежал он (как большинство русского купечества) к староверам, в данном случае - к "упованию" Белокриницкого согласия (РПСЦ, неокружник)? И, будучи по сути сектантом, людей другой веры (пусть и русских) он за людей не считал, и соответственно (как к животным) к ним относился? Ну а потомки тех, кого он за людей не считал, поставили ему памятник... (у фабрики "Красный фарфорист" (бывшей "ГрУзино)).

Понятно, что, как и любой амбициозный деятель, И.Е. Кузнецов стремился не только к деньгам, но и к признанию и наградам. Из наград он получил орден Св. Александра III-й степени, из признаний - с 1904-го года фабрика "На Волхове" была официально признана "поставщиком двора Его Императорского Величества".

Первая Мировая война внесла в производство свои коррективы. Сырьё и краски ввозить в Россию морским путём (по Балтике) стало опасно, а кружным путём - невероятно дорого. А сырьё, что было под боком, под тончайшие изделия сложной формы не подходило (и вообще, по структуре сырьё больше походило на фаянс), поэтому и качество, и даже внешний вид изделий в те годы оставляли желать лучшего. После Октябрьской революции следы И.Е. Кузнецова теряются. В одном из источников прочёл, что якобы в 1919-м году пришедшие реквизировать продукцию со складов сотрудники ЧК натолкнулись на сопротивление бывшего хозяина, поэтому тут же его арестовали, вывели на брег Волхова, без суда расстреляли, а тело сбросили в реку. А спустя три дня, не выдержав горя, скончалась и супруга... Подтверждений этой версии я не нашёл, так что отношусь (пока!) к ней со скепсисом, прекрасно сознавая, что в интернете можно что угодно понаписать.

Друзья, будьте осторожны при покупке вещей с клеймом фабрики И.Е. Кузнецова "На Волхове"! Дело в том, что на фабрике "Красный фарфорист" (бывшей фабрики в ГрУзино И.Е. Кузнецова) после развала СССР (когда "стало можно всё!") решили "восстановить историческое клеймо". Что они сделали? - просто стали наносить на выпускаемую продукцию клеймо, скомпилированное из нескольких кузнецовских клейм. Наносилось оно в виде деколи. Плюс - на "новом" клейме поставили год - почему-то 1898-й? Поскольку у фабрик И.Е. Кузнецова было множество клейм, запутаться в них неспециалисту легко! Такое "сходство товарных знаков до степени смешения" называется мошенничеством, но тогда в обществе царила "свобода"... Конечно, для людей более-менее знакомых с фарфором, отличить такую посуду от оригинальных вещей несложно - по форме, росписи, да и по клейму - посуда с позднейшим клеймом наносилась деколью. Оно изначально более блёклое, чем оригинальные клейма, а вот рисунок как раз более подробен, а не размыт, как бывает при настоящем клеймении. С удивлением, готовя эту статью, увидел, что многие продавцы выдают такие поделки за антикварные до сих пор, и пытаются "толкнуть" за многие тысячи то, чему цена три копейки в базарный день. Например, такое наблюдается на "Вернисаже" в Измайлове (Москва). Так что - люди, будьте бдительны!

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно, букенды, подсвечники, пепельницы и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.