Найти тему
Порцелиновый фан

Фабрика Храпунова-Новаго. Фарфор.

С точки зрения эстетики изделий, посуда завода Храпунова-Новаго стоит особняком, ориентируясь на вкусы определённого слоя общества с периферии. Посуда узнаваема настолько, что профессионалы точно определяют принадлежность вещей фирме Храпунова-Новаго на глаз (не глядя на клеймо). Впечатление, которое остаётся у зрителя, колеблется от восхищения и удивления до презрительной насмешки над некоторой "нелепицей", которая, собственно, и составляет фирменную "изюминку" этой посуды.

Элементы сервиза фабрики №1 Храпунова-Новаго. XIX век. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Элементы сервиза фабрики №1 Храпунова-Новаго. XIX век. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Не помню, высказывался ли я на эту тему или нет, но, с моей точки зрения, у каждого фарфорового производства, особенно, "старого", столетней и более "выдержки", есть своя концепция, свои традиции, свой собственный, выработанный годами труда, опыта (иногда неудачного) и знаний стиль, который передаётся новым поколениям мастеров и управленцев. А иногда и пресекается по тем или иным причинам. Например, в Дулеве с самого начала шла ориентация на вкусы широкой массы потребителей, в основе - выходцев из деревни и провинциальных городков, и за этими вкусами шли. И не важно, насколько эти вкусы соответствовали мировым тенденциям фарфоровой моды. Для русского потребителя - чайные сервизы с росписью, да "побогаче": яркие броские цвета, крупные розы или соцветия (сирень), зелень... Практически рисунок, скопированный с павловопосадских платков (кстати, и Дулёво, и Павловский посад друг от друга недалече расположены). Это беспроигрышная ставка на жителя периферии - провинциала или селянина со средствами, видящим красоту только так. Когда же Матвей Сидорович Кузнецов решил выйти на огромный азиатский рынок, часть производства (а на других заводах - практически всё производство) было переориентировано на выпуск наборов из пиал с чайниками и большим блюдом - с восточной росписью и клеймом с арабской вязью. У Вербилок же основными потребителями были жители больших городов (прежде всего - Москвы), которые хотя бы в теории были знакомы с европейской модой (и эстетикой), поэтому там никогда не "бежали впереди паровоза", не пытались быть первопроходцами, но и не потакали т.н. "пошлому" вкусу, а всегда смотрели на самые новые тенденции европейской моды, и старались сильно не отставать. Да, это изначально "второй номер", но расчёт на выпуск продукции, которая будет идти "на уровне" (или чуть запаздывая) с лучшими мировыми образцами - достоин уважения. И если у Дулёво и сейчас получается существовать и выживать, не изменяя прежним принципам, то Вербилки своим путём шли до начала ВОВ (т.е. почти два века), а после окончания Войны там выбрали (не сразу, но явно именно такой) путь: выпуск ширпотреба с основным требованием - уменьшения издержек. И прошли этот путь до логического конца, что означает выпуск "нулевой" продукции (с "нулевыми" издержками), т.е. до фактической остановки производства посуды.

А вот на фабрике Храпунова-Новаго нашли собственную нишу. Потребителем там была провинциальная интеллигенция (если можно так выразиться) - публика, зачитывающаяся псевдоисторическими европейскими романами со сложным мелодраматическим сюжетом: с рыцарями, дамами, и бесконечными интригами. Сейчас бы эту публику назвали любителями сериалов. Посуда напоминала шахматные фигурки (особенно - туру (ладью)). Как ни взглянешь - отовсюду тебе подмигивают бойницы старинных готических башен и замков... Видимо, таковыми были и вкусы самих основателей и собственников фабрики. Сейчас бы сказали - кич. Но что 150-200 лет назад считалось кичем, сейчас удивляет и восторгает. Давайте полюбуемся.

История создания фабрики, работы фабрики и окончательного названия, каковое ставилось на клеймах - это сюжет для небольшого романа с любовно-производственными перипетиями. Об этом можно прочитать на разных ресурсах, но раз уж я взялся за гуж, пробегусь мельком. Итак...

1818 (по другим источникам - 1812-й, но это, скорее, описка). Село Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Три брата Новых: старший (Иван), средний (Тихон) и младший (Семён) основали фарфоровое производство. Что неудивительно - рядом находилась Гжель со множеством фаянсовых производств, которые приносили неплохую прибыль (сам основатель династии Кузнецовых - Терентий Яковлевич Кузнецов - был выходцем из Гжели (Новохаритоновский фарфоровый завод)). А дальше развивалось всё, как в сказке: сначала производством заведовал старший брат, затем средний, а после - самый младший - Семён. Он оказался самым хитрым и умелым, и в те года (начала 1840-х) увековечил своё имя на клейме. Первые десятилетия производство посуды на фабрике соответствовало преобладающему в русской эстетике стилю АМПИР, и посуда производила впечатление элитарной. См. галерею.

Новое дыхание производству, как ни странно, вдохнула двойная трагедия и одна свадьба (и "новая кровь"). После смерти Семёна, собственность перешла в руки его вдовы Авдотьи, а управлял производством её сын Михаил... - но вскоре и его не стало. К вдове Михаила посватался сын (фарфорового?) заводчика Яков Герасимович Храпунов с прицелом взять производство Новых в свои руки. Авдотья поставила условие: принимая Храпунова "в дом к снохе своей" она пожелала, чтобы новый владелец сменил свою фамилию на двойную - Храпунов-Новый - в память об основателях фабрики. На том и порешили. Произошло это знаменательное (для фабрики) событие в середине XIX-го века (в 1850-х годах, в одном из источников дату определяют "точно" - в 1850-м году, по иному - относят "точно" к 1848-му году, но ко всему, что не находит подтверждения в других источниках, или не имеет чёткого обоснования, я отношусь скептически). Так или иначе, но с середины XIX-го века появляется клеймо с надписью "Фабрики Я.Г. Храпунова-Новаго", а у посуды возникает свой особенный, ни на кого не похожий стиль.

К сожалению полных чайных сервизов до наших дней практически не дошло, редко на рынке можно встретить "большие" предметы (чайники, сахарницы, полоскательницы и т.д.). Они, безусловно, также представляют интерес. Рассмотрим "большие предметы" и наборы фирмы.

Интересно, что сохранились фамилии одарённых мастеров и живописцев фабрики! Это братья Макеевы, П. Семёнов с сыновьями, И. Исаев, Буслай. В 1884-м году из 306 рабочих фабрики (это очень много даже по современным меркам!) 187 были местные, остальные - пришлые (на заработки), в основном из Гжели.

Просматривая фото, подготовленные к данной статье, я заметил, что некоторые храпуновские изделия копируют Вербилки как периода Гарднера, так и М.С. Кузнецова. И даже не просто копируют - они буквально одной формы. Возможно, была какая-то договорённость по использованию фабрикой Храпунова-Новаго вербилковских форм. В любом случае, это интересно. Смотрим галерею ниже.

Кроме чайных сервизов на предприятии также изготавливались предметы столового фаянса и статуэтки. На рынке статуэток фирмы почти не осталось - разошлись по музеям и частным коллекциям. Редкие изображения можно найти в интернете. Ну а я собрал всё вместе, чтобы вам не искать. Смотрим галерею со статуэтками.

Отдельно можно выделить храпуновские статуэтки в виде голов. Во многом они навеяны гарднеровскими статуэтками в том же виде. Теперь понятно, из каких источников черпала вдохновение Наталья Данько, когда создавала на ГФЗ в 1919-м году серию своих голов (сахарниц, перечниц, кружек, включая "Молоко" ("Голова восточной женщины"))? Поехали!

В следующей галерее (кому интересно) предлагаю ознакомиться с клеймами фабрики разных лет.

В 1917-м году (до Октябрьской революции) владельцы фабрики успели её продать. Вскоре фабрика была национализирована, и после окончания гражданской войны возобновила выпуск фарфора. Но, в отличие от дулёвского или вербилковского фарфора, предприятие растеряла все свои традиции, а мастера - навыки. Фактически, это был уже другой завод. У него началась своя своебразная история с по-своему интересной посудой и клеймом "Кузяево". О кузяевской посуде я как-нибудь обязательно напишу. Но это будет уже другая история...

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.

Еда
6,93 млн интересуются