Найти в Дзене

Что делать, если ребёнку ставят УО. Стратегия семьи. Взгляд дефектолога

Сегодня без прелюдий. Поймите главное. При умственной отсталости сложнее даются мыслительные процессы и ограничен объем, количество и качество информации, которая может отложиться в голове. Это означает, что при обучении и социализации нужно откинуть всё лишнее, всю шелуху, а оставить только ключевое. Обучаем активным знаниям и тренируем до автоматизма в первую очередь те навыки, благодаря которым ребёнок сможет жить самостоятельно, не нарваться на неприятности (из-за доверчивости, внушаемости и сложностей адаптации) и в идеале получить профессию. Диагнозы ставит только врач, а мы с вами разбираем вопрос с позиции дефектологии. УО (олигофрения) – это такое ровное плато, не регресс и не распад (не пишу про осложнения типа шизофрении – я не врач). Если ребёнку повезёт с эмоциональным фоном в семье и с адекватным маршрутом обучения и коррекции (с понимающими доброжелательными педагогами), то вполне реально коррекцией вытянуть ребёнка на один уровень вверх по градации степени тяжести. Есть

Сегодня без прелюдий. Поймите главное. При умственной отсталости сложнее даются мыслительные процессы и ограничен объем, количество и качество информации, которая может отложиться в голове. Это означает, что при обучении и социализации нужно откинуть всё лишнее, всю шелуху, а оставить только ключевое. Обучаем активным знаниям и тренируем до автоматизма в первую очередь те навыки, благодаря которым ребёнок сможет жить самостоятельно, не нарваться на неприятности (из-за доверчивости, внушаемости и сложностей адаптации) и в идеале получить профессию.

Диагнозы ставит только врач, а мы с вами разбираем вопрос с позиции дефектологии. УО (олигофрения) – это такое ровное плато, не регресс и не распад (не пишу про осложнения типа шизофрении – я не врач). Если ребёнку повезёт с эмоциональным фоном в семье и с адекватным маршрутом обучения и коррекции (с понимающими доброжелательными педагогами), то вполне реально коррекцией вытянуть ребёнка на один уровень вверх по градации степени тяжести. Есть ограничивающие факторы и обстоятельства, но в целом это возможно.

Иллюстрация сделана с помощью нейросети
Иллюстрация сделана с помощью нейросети

Представьте. Изо дня в день вы раскладываете с ребёнком карточки и тренируете сортировку на фрукты и овощи (про примеры правильных заданий можно почитать тут). Спросите себя, зачем мы это делаем? Что это даст ребёнку в плане бытовой адаптации к жизни? И фрукты, и овощи находятся в магазине на соседних полках. И фрукты, и овощи можно покупать в магазине, а можно выращивать на даче. И фрукты, и овощи можно есть.

Результатом занятия должна быть не сортировка карточек, а усвоенный опыт о реальном яблоке: «Это яблоко. Оно растёт на яблоне. Его покупают в магазине. Сначала моем яблоко, потом едим. Огрызок выкидываем в ведро. Ты любишь яблоки? Хочешь яблоко? Вкусно?».

При умственной отсталости коррекция идёт весьма бодро, если ребёнок демонстрирует готовность к коммуникации, если есть эмоциональная двусторонняя связь. Коррекция при аутизме обычно продвигается сложнее, потому что даже на фоне отсутствия интеллектуальной недостаточности нейроотличия при аутизме «заглушают» каналы восприятия. Например, ребёнок с сохранным слухом может вообще не слышать, когда ему что-то говорят. До тех пор, пока восприятие не адаптируется к внешней среде, никакое обучение с места не сдвинется. Повторять, ругать, повышать голос бесполезно.

В нашей системе образования постоянно что-то меняется. Что будет через 10-15 лет, не знает никто [из нас с вами, простых обывателей – надеюсь, что ТАМ знают))]. Вам нужно поставить на правильные рельсы сам процесс мышления (чуть подробнее можно посмотреть тут, про упражнения именно при УО я буду выкладывать много материалов), это будет толчком для развития. Но ещё важнее научить ребёнка элементарной бытовой самостоятельности.

Какая разница, прочитает ребёнок «Тёмные аллеи» или нет, если он не может сходить в магазин и купить хлеб, или если он не знает, что делать при пожаре и как вызвать скорую.

Первое и основное – вы вместе делаете все домашние дела. Ходите в магазин и аптеку. Выгуливаете собаку. Варите макароны. Ходите в бассейн и гуляете во дворе. Придерживаетесь ежедневного привычного режима дня и рутинной последовательности всех бытовых действий. Осваиваете выбор из 2-3 альтернатив («Что приготовить на ужин - пюре или макароны?»), затем постепенно усложняете задачу.

Вы вместе обсуждаете бытовые вопросы: «Скоро наступит зима. Будет холодно. Мы купим тебе новые сапоги, потому что твои сапоги тебе малы», «Сегодня идём в школу, в выходные едем на дачу», «Летом поедем на море? Что ты будешь делать на море? Будешь купаться? Будешь бегать по песку?»

Не включаете при ребёнке фоном радио и телевизор. Это шумовой поток, который мешает ребёнку сосредоточиться. Общаетесь с ребёнком ёмкими короткими фразами, максимально содержательными. Нельзя растекаться мыслью по древу - вас не поймут и ничего не запомнят. Никаких иносказательных выражений, подтекста, сарказма. Лучше быть категоричным, это запомнится.

Ребёнок ходит за вами хвостиком и всё повторяет. Когда освоит повторение – начинаем делать вместе. Это касается любой ситуации – отдыха на море, поздравления родственников с днем рождения, уборки дома.

И последнее на сегодня – обучение людей с УО эффективно только в том случае, если программа занятий подобрана как надо. Если упражнения для работы с текстом составлены небрежно – нелогично, с ошибками, не по уровню мышления, неправильно воспринимаются, слишком абстрактны – эффект от таких упражнений будет в лучшем случае нулевым.

Подписывайтесь и комментируйте, это необходимо для продвижения канала. Я дефектолог, логопед, специализируюсь на коррекции РАС (РДА) и интеллектуальных нарушениях.