Даже сон взрослых людей еще не изучен до конца, что уж говорить о снах новорожденных!
Человек устроен так, что не может видеть сновидения другого человека. Узнать о них мы можем только из рассказов сновидца, но разве бывают эти рассказы логичными и понятными?
Младенцы ничего не могут рассказать о сновидениях. Мы можем изучать их сон через нейровизуализирующую аппаратуру (используя ЭЭГ или МРТ) – и только. Поэтому единого взгляда на то, что снится младенцам (и снится ли?) до сих пор нет.
Долгое время считалось, что малютки не видят снов.
В сновидениях отказывалось детям вплоть до шести-семи лет (ну как это, а?) Якобы для продуцирования сновидений у детей недостаточно развит мозг и не хватает жизненного опыта.
В то, что младенцы не видят сновидений, трудно поверить любому, кто хоть раз видел спящего малыша. Его улыбка и наморщенный лоб, причмокивания губами и даже бормотание, в котором отчетливо слышится «мама» или «дай», четко наталкивают на фантазии о том, что сейчас он смотрит сон. А нейрофизиологами эти явления объяснялись спонтанными проявлениями работы нервной системы. Сходными, например, с судорогами.
Сейчас более популярной точкой зрения становится та, по которой дети способны видеть сны даже в утробе матери.
Это мнение тяжело подтвердить или опровергнуть хотя бы потому что мы не знаем достоверно даже то, спят ли вообще дети до своего рождения (выводы о чередовании сна и бодрствования сделаны на основе электроэнцефалограммы). Предполагаем, что появление этой теории связано с общей гуманизацией общества и тенденцией к детоцентрированию. Если все же эмбрион видит сны, то это не те сновидения, которые видим мы. Скорее всего, сновидения плода - это статичные образы и звуки, которые окружают его в период бодрствования.
Содержание сновидения несомненно зависит от опыта человека: от того, что он видел, слышал, чувствовал и думал.
Сновидения одного новорожденного без сомнения отличаются от сновидений другого: какой-то младенец лежит в кувезе, и его сны белые и тихие. Какой-то младенец попадает в шумную семью, и его сновидения наполнены звуками и сменяющимися яркими образами.
Сновидения малышей скорее всего короткие, простые, обыденные. Они видят то, что окружает их в реальной жизни: любимые игрушки, родителей, свою коляску и детский стульчик. По мере взросления, созревания, приобретения опыта сны становятся все разнообразнее, длиннее, четче и ярче. Но сам ребенок в силу своей незрелости долго не выделяет сновидения, не понимает, что он спал и видел сон.
Двухлетний Толик сразу после пробуждения ищет что-то около кровати, заглядывает под кровать, лезет за кровать. На расспросы родителей отвечает, что что ищет машинку, которая упала. Машинка с его слов красная, с большими колесами.
Постепенно родители понимают, что такой машинки у Толика нет и она, конечно, не падала за кровать. Эти образ и сюжет Толику приснился. Сам Толик этого не понимает, плачет и требует машинку.
С пяти лет большинство детей осознают, что видели сновидение и могут рассказать о нем. Конечно, на становлении этого процесса сказывается общий уровень психического развития (у детей с задержкой, например, осознание сновидений появится позже), психоэмоциональная атмосфера вокруг ребенка, личностные качества самого ребенка, качество сна как физиологического процесса.
_______________________