Найти тему
Блог ЖД фотографа

Станция Сонково 10 лет назад. Железнодорожный зоопарк, где водились все типы советских локомотивов.

Думаю, что все вы прекрасно помните времена, когда в России локомотивы отличались друг от друга не только серией и номером, но и окраской (да, я снова завёл свою старую шарманку). Синие, белые, зелёные, голубые - всё это встречалось так часто, что не вызывало сильного удивления каких-нибудь 10 лет назад. Сейчас же ливрея, разработанная согласно брендбуку, одним локомотивам очень даже подходит, а на других выглядит, словно сова, натянутая на глобус.

Однако до появления единой окраски интересно было посетить места не с цветными, а с разнообразными по сериям локомотивами, и таким местом являлась станция Сонково, расположенная на железной дороге Бологое - Ярославль, разделяющая к тому же Северную и Октябрьскую железные дороги. Северная дорога - это 2ТЭ10 всех мастей, а Октябрьская - 2ТЭ116 напополам с "Машками", так что Сонково было идеальным местом для тех, кто жаждал всего и сразу.

Я рекомендую вам сразу поставить лайк, а также прочитать предыдущую часть моего рассказа, после чего вернуться сюда. А я начинаю. Как говорится, с места - в карьер! А ссылка на продолжение рассказа будет в самом конце статьи.

Глубокой ночью 18 августа 2012 года привокзальная площадь городка Сонково, находящегося на задворках Тверской области, ненадолго ожила: тут появились таксисты и обычные люди, которые ждали прибытия проходящего поезда Уфа - Санкт-Петербург. Многочисленные автомобили уже были наготове, а их водители стояли на платформе, репетируя, как они сейчас будут зазывать сошедших пассажиров к себе.

Сойдя с поезда, мы с Гошей немедленно окунулись в эту обстановку провинциального вокзала: "Такси! Такси! Куда ехать? Красный Холм!", "На первый путь прибыл поезд сообщением Уфа - Санкт-Петербург, стоянка поезда 10 минут!" У вагонов толпятся пассажиры, вышедшие покурить, вагонники осматривают тележки и передают машинисту какие-то справки; дизель локомотива мерно рокочет, а из грузового парка доносятся бубнящие звуки луганских тепловозов.

Проехав в сидячем вагоне чуть больше трёх часов, мы, конечно, хотели поспать и сразу отправились в вокзал - очаровательное деревянное здание, построенное после Великой Отечественной войны, которое РЖД незадолго до нашего приезда заботливо обшили мерзким железным сайдингом. Историческая архитектура? Нет, не слышали!

В зале ожидания, который мерзкий РЖДшный ремонт вроде как обошёл стороной, о чём говорило отсутствие потолков "армстронг", несколько сонных пассажиров ожидали свои поезда, а на банкомате в уютной коробке с выброшенными чеками спала кошка. К сожалению, лавки оказались не слишком удобными для сна, поэтому подремать удалось не более поулчаса, зато пустые желудки начали напоминать о себе. Рядом с вокзалом нам удалось найти только круглосуточный кабак. Приоткрыв дверь и увидев, что кабак наполнен чёткими пацанами, мы решили не испытывать судьбу и стали дожидаться открытия продуктового магазина, слоняясь около пустой и тёмной привокзальной площади, неподалёку от которой ещё одна группка чётких пацанов включила шансончик в своём автомобиле. "А когда он медленно и нежно поднимал опухшие глаза" - от такого уровня романтики местные девочки, наверное, сходят с ума. Ох уж этот антураж российской глубинки!

Когда стало светать, наступило время для первого поезда, который нам предстояло снимать, и в половину седьмого у перрона остановился красавец ТЭП70 с вертикальным расположением буферных фонарей, да ещё и окрашенный в вишнёво-оранжевую ливрею, характерную для тепловозов Октябрьской железной дороги тех лет. Сам поезд уже состоял целиком из красно-серых вагонов, зато с его прибытием на станции вновь начала кипеть жизнь: таксисты, встречающие, курящие, гуляющие, торговцы, железнодорожники - все они суетились около вагонов, и только мы двое - торчали с фотоаппаратами возле локомотива.

Пассажирский поезд как источник жизни. Предположительно, Петербург - Уфа, но вероятно, в комментариях кто-то сможет уточнить его сообщение.
Пассажирский поезд как источник жизни. Предположительно, Петербург - Уфа, но вероятно, в комментариях кто-то сможет уточнить его сообщение.

Сделав серию снимков у платформы, чтобы потом была возможность выбрать лучший из них, мы с Гошей поспешили выйти на перегон, чтобы сфотографировать поезд за пределами станции. Почему-то в 2012 году фотографировать поезда на территории станций мы считали дурным тоном, хотя объективно, фотография, сделанная у перрона выглядит сейчас гораздо интереснее той, где поезд едет через какие-то кусты.

У каждого есть свой ТЭП70 в кустах
У каждого есть свой ТЭП70 в кустах

Сделав не самую интересную фотографию, мы вернулись на станцию Сонково, где начиналась утренняя работа: потрясающий бело-голубо-сине-красный тепловоз ТЭМ18 заезжал в грузовой парк, чтобы заниматься там формированием сборного поезда. Что ни говори, а такая заводская окраска в десятки раз лучше как корпоративных цветов, так и "тупозелёных", о которых сейчас так ностальгирнуют любители поездов вроде меня. Спустя несколько лет эти цветные ТЭМки куда-то подевались, и я даже не знаю, есть ли сейчас где-нибудь эти красавцы, или же всех их поперекрашивали в унылый корпоратив. Возможно, эксперты подскажут в комментариях.

Ну давайте, расскажите мне в комментариях, что для локомотива главное, чтобы он ехал, а внешний вид - неважен. Из-за таких, как вы, у нас локомотивы и выглядят так, что без слёз не взглянешь.
Ну давайте, расскажите мне в комментариях, что для локомотива главное, чтобы он ехал, а внешний вид - неважен. Из-за таких, как вы, у нас локомотивы и выглядят так, что без слёз не взглянешь.

Что называется, не отходя от кассы, была сфотографирована "Машка", которая в то время являлась местным "баяном" (локомотивом, который часто фотографировали одни и те же люди в одних и тех же местах). Тепловоз 2М62У-0335 при проведении капитального ремонта в Уссурийске в 2009 году был разделён на два самостоятельных локомотива, и оба с той поры и по сей день трудятся в окрестностях Сонково. Они возили пригородный поезд Сонково - Савёлово, потому тепловоз и стал легендой для московских фотографов, которые очень любят приезжать в те края, и в тот день Машка выполняла именно такой рейс.

Неочевидная железнодорожная легенда
Неочевидная железнодорожная легенда

Тем временем и около вокзала началось движение поездов и людей: на втором пути стояли хвост-в-вост два пригородных поезда. Зелёная Машка подцепила два вагона до Бологого, а к трём зелёным вагонам, назначенным на Савёлово, прицепилась только что пойманная голубенькая "половина машки".

Зелёный тепловоз - не такая уж редкость в 2012 году. Сижу в 2022 и завидую самому себе, что застал те времена. А ещё не было войны.
Зелёный тепловоз - не такая уж редкость в 2012 году. Сижу в 2022 и завидую самому себе, что застал те времена. А ещё не было войны.

На станции всё ещё продолжались маневры, и вот очаровательный синий ДМ62 с жёлтой полосой и оранжевым молдигом под лобовыми окнами едет вдоль старинного складского злания, обшитого досками и немного покосившегося. Ох уж этот антураж российской глубинки!

Чуть кривой дощатый сарай и синий тепловоз. Кому как, а мне такая картина по душе.
Чуть кривой дощатый сарай и синий тепловоз. Кому как, а мне такая картина по душе.

Оглянувшись вслед проезжающему тепловозу, я вовремя нажал на кнопку и получил крутую фотографию, где синий тепловоз соседствует с зелёным. Сейчас в это сложно поверить, но 10 лет назад это была обыденная картина, а синие "Машки" попадались любителям фотографий так часто, что даже не вызывали особого восторга: "О, надо же, синяя "Машка". Какой сюрприз. Пойду поем".

Что лучше? Синий с зелёным или красный с серым?
Что лучше? Синий с зелёным или красный с серым?

Вдоволь насладившись атмосферой станции Сонково, мы с Гошей купили билеты до станции Бежецк и сели в вагон пригородного поезда, который готовился отправиться на Бологое с зелным тепловозом во главе. Нам достался плацкартный вагон, поэтому я немедленно залез на верхнюю полку и стал дремать, а Гоша сидел за столом. Ехать снова предстояло недолго, а тепловоз всю дорогу громко сигналил, так что назвать сном мои жалкие попытки отдохнуть можно с натяжкой.

Станция Сонково получает от меня 9 промасленных шпал из 10. Антураж сельской глубинки, красивые локомотивы, длинные поезда и приятные уху железнодорожные звуки подпорчены сайдингом вокзала и отсутствием круглосуточной кофейни для фанатов поездов.

С меня - крутой контент, с вас - лайк и подписка, а в комментариях расскажите о своих впечатлениях от посещения подобных уютных местечек. С вами был Блог ЖД Фотографа. До новых встреч!

Продолжение:

Оглавление и краткое содержание всей поездки:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц