В японском языке словом «шиппо» обозначают «семь сокровищ буддизма»: золото, серебро, лазурит, хрусталь, жемчуг, коралл и агат. К концу XIX века японские мастера достигли невиданного совершенства в искусстве создания изделий из эмали и привнесли в нее много новаций. Различные техники эмалирования японцы тоже называют «шиппо», тем самым подчеркивая, что работы эмальеров сравнимы по красоте с этими сокровищами.
Юсен-шиппо (有線七宝) – техника перегородчатой эмали.
Ваза с изображением плакучей ивы на берегу моря и стаи птиц в полете, высота 16,5 см, конец XIX века.
Ваза с пионом из меди с серебряным ободком, высота 30 см, компания «Ando Cloisonné», около 1910 г., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза юсен-шиппо из меди с серебряным ободком с цветочным декором, высота 25 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г.
Большая ваза с изображением зимородка, летящего над прудом с лотосами, высота 45,7 см, конец XIX века.
Каждый предмет в технике перегородчатой эмали создавался в несколько этапов:
– создание предмета из меди, серебра или бронзы с помощью ковки, подготовка и придание ему определенной формы, в случае создания сложных форм, несколько листов металла спаивали вместе;
– создание филигранного контура будущего рисунка из плоской медной проволоки, которую закрепляли на кованую основу для создания узора;
– ячейки, образованные филигранной сеткой заполняли цветным шликером, по составу схожим со стеклом;
– подготовленное таким образом изделие помещали в печь для запекания; для получения насыщенного, богатого оттенками рисунка процесс нанесения и обжига эмали повторялся многократно;
– после обжига изделие шлифовали и полировали, чтобы сгладить края проволоки и эмали, и добавить блеск.
Мусен-шиппо (無線七宝) – беспроволочная перегородчатая эмаль. На начальном этапе подготовки изделия мусен-шиппо схожа с техникой юсен-шиппо. Особенность ее в том, что перегородки удаляются перед обжигом. В результате спекания границ эмалей разного цвета рисунок становится несколько размытым, но более живописным.
Пара ваз мусен-шиппо с изображением ворон на фоне заснеженной бамбуковой рощи работы Намикава Ясуюки, конец XIX века.
Необычная ваза мусен-шиппо, имитирующая фарфор, высота 30,5 см, компания «Ando Cloisonné», начало XX века.
Пара ваз мусен-шиппо с изображением белых цапель, высота 17,8 см, конец XIX века.
Ваза мусен-шиппо с изображением ирисов работы Гонда Хиросуке (1865-1937), высота 31,7 см, компания «Ando Cloisonné», начало XX века.
Мориаге-шиппо (盛上七宝) объемный вариант перегородчатой эмали, при котором толщина эмали наращивается, создавая эффект барельефа. Самым известным мастером в этой технике считается Каваде Сибатаро (1856-1921), создававший изделия в том числе и для Императорского дворца в Токио.
Ваза с карпами, компания «Ando Cloisonné», около 1910 г., из коллекции Музее Виктории и Альберта.
Медный корпус вазы имеет накладной серебряный обод и серебряное донышко. Ваза украшена тремя карпами, плывущими по речной ряби, выполненной в стиле мориаги на бледно-голубом эмалевом фоне. Карпы выполнены в технике юсен-шиппо с небольшим рельефом мориаги. На участки, где рыбы находятся под водой, нанесен слой прозрачной эмали, чтобы подчеркнуть голову, выныривающую из воды, создавая рябь.
Чаша с пионами и павлиньими перьями работы Каваде Сибатаро, высота 26,7 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г.
Исключительно изящная чаша в серебряной оправе с объемной перегородчатой эмалью и ярким рисунком из крупных павлиньих перьев, которые выполнены полупрозрачной эмалью в стиле мориаги, вплетенных в крупные розовые и белые бутоны пионов, излюбленный мотив Каваде Сибатаро.
Ваза с объемным изображением ветки хурмы в стиле мориаге, высота 30,5 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г.
Ваза с объемным изображением ветки шиповника в стиле мориаге, Хаттори Тадасабуро.
Ваза с объемным орнаментом мориаге в стиле буддистского ожерелья из ярких прозрачных эмалей, похожих на драгоценные камни, высота 31 см, компания «Ando Cloisonné», начало ХХ века.
В технике тотай-шиппо (透胎七宝), схожей с техникой оконной эмали, основа изделия прорезается сквозным узором, который затем заполняется полупрозрачной или прозрачной эмалью, напоминающей витраж.
Ваза с изображением рыб (мусен-шиппо) и лилий (тотай-шиппо), высота 24,7 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г.
Зачастую изделия с эмалью создавались с использованием нескольких техник эмалирования одновременно. С этой вазе изображение рыб выполнено в технике перегородчатой эмали, а лилии – в технике тотай-шиппо.
Чаша с изображением хризантем в стиле тотай-шиппо, 18,7 x 18,7 x 9,5 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г.
Чаша юсен-шиппо с изображением хризантем, лепестки которых выполнены в стиле тотай-шиппо, диаметр 23,5 см, компания «Ando Cloisonné», около 1912-1926 гг., из коллекции Музее Виктории и Альберта.
Интересно, что на сайтах международных аукционов термин тотай-шиппо используют для обозначения еще одной техники перегородчатой эмали – перегородчатая эмаль по керамике. Такие изделия очень редки, и выпускались непродолжительное время на рубеже XIX и XX веков. Считается, что Цукамото Кайсукэ (1828-1887) был тем, кто примерно в 1868 году открыл технику нанесения перегородчатой эмали на керамические сосуды.
Керамическая ваза с изображением птиц и цветов в технике перегородчатой эмали, высота 30,5 см, начало ХХ века.
Пара керамических ваз в технике перегородчатой эмали работы Такеучи Чубэя, высота 24 см, компания Shippo Gaisha из Нагои, высота 30,5 см, конец XIX века.
Работы в технике витражной эмали сётай-шиппо (省胎七宝) в Японии были редкостью. Самым именитым мастером, известным своими новациями в период с 1890 по 1910 год, который называли «золотым веком» японской эмали, экспериментировавшим со сложной технологией сётай-шиппо, был Намикава Сосукэ (1847–1910). На начальном этапе сётай-шиппо создается аналогично технологии юсен. Но после завершения обжига изделие помещали в ванну с азотной кислотой, основа изделия растворялась, оставляя только металлические перемычки и эмаль.
Редкая ваза в технике витражной эмали сётай-шиппо работы Кумено Тейтаро из Нагои (1865-1939), высота 19,5 см, конец XIX века.
Чаша сётай-шиппо с хризантемами работы Намикава Сосукэ, около 1900 г.
Чаша в технике витражной эмали сётай-шиппо, диаметр 14 см, конец XIX века.
Техника томэй-шиппо – это японский вариант европейской техники basse-taille, при которой сначала создается рельефный узор на металлической заготовке путем гравировки или чеканки. Затем изделие покрывают полупрозрачной или прозрачной эмалью, сквозь которую просвечивает гравированный рисунок.
Ваза из меди с серебряным ободком с гравированным изображением дракона, выходящего из волн, покрыта прозрачной красной эмалью, высота 16,5 см, компания «Ando Cloisonné», около 1900 г., из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Ваза томэй-шиппо с изображением журавлей, выполненных в объемной технике мориаге, высота 23,5 см, Кумено Тейларо (1861-1939), около 1900 г.
Техника гинбари (Ginbari), которую можно рассматривать как разновидность томэй-шиппо, заключается в создании дополнительной текстуры для фонового слоя прозрачной эмали.
Ваза гинбари с изображением ирисов, белые цветы из непрозрачной эмали выполнены в объемной технике мориаге, высота 18 см, около 1900 г.
Ваза гинбари с изображением птиц на ветке глицинии, высота 30,5 см, Ота Хедзо, конец XIX века.
Сайю шиппо / цуики шиппо (彩釉七宝 / 鎚起七宝) - это технология перегородчатой эмали по объемному кованому рисунку. В отличие от мориаге, объемное изображение создается на этапе ковки изделия, а не за счет наращивания толщины эмали.
Ваза цуики шиппо с изображением цаетущей сакуры, высота 30,5 см, компания «Ando Cloisonné», середина XX века.
Чаще всего материалом для изделий с эмалью была медь, такие работы называли дотай-шиппо (銅胎七宝). Для более дорогих работ использовали ободки и донышки из серебра. А полностью серебряные вещицы с эмалью называли гинтай-шиппо (銀胎七宝).
Ваза из серебра работы Сеню с изображением глицинии над речным пейзажем, украшенная орнаментом из перегородчатой эмали, высота 20 см, конец XIX века.
Ваза из серебра работы Юнсей Коку с изображением дракона в облаках, украшенная орнаментом из перегородчатой эмали, высота 19,5 см, конец XIX века.
Ваза из серебра с перегородчатой эмалью работы Ёсихидэ с изображением цапли в ручье, ирисов и глициний, высота 23 см, конец XIX века.
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации по декоративно-прикладному искусству и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:
Приятного просмотра!
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров