Инро с четырьмя отделениями, покрытое черным лаком, работы Окуда Йошицура по мотивам картины Немото Юги (1824–1866), члена академии Кано, официальных художников самурайской элиты.
Этот инро – прекрасный пример высочайшего мастерства, которого достигли японские мастера лаковой миниатюры в конце XIX века и в техническом и в художественном исполнении. На одной стороне озорная обезьяна выглядывает из-за дерева, а с другой стороны – хищная птица, высматривающая добычу. Качество лакировки и рисунка великолепно, декор выполнен с использованием широкого диапазона техник, включая золочение в стиле маки-э, исимэнури (имитация камня), подчеркивающая текстуру скал, и объемная прорисовка перьев орла для создания сложного живописного рельефного эффекта.
Устройство инро
В традиционном японском одеянии отсутствуют карманы, поэтому личные вещи подвешивались на поясе (оби) в различных ёмкостях сагэмоно. Большинство типов сагэмоно предназначались для конкретного содержимого, например, табака, трубки, кисточки для туши и инро – коробочка для хранения мелких предметов. Инро, состоящий из нескольких отделений, вставляющихся одно в другое, обычно использовался для хранения личной печати и лекарств. Инро делали из дерева, папье-маше, металла или слоновой кости и часто покрывали лаком. Наиболее распространенным материалом является папье-маше, поскольку, в отличие от дерева, изделия не деформируются и не трескаются со временем. Инро из папье-маше изготавливались путем отверждения большого количества слоев бумаги васи, пропитанной лаком. В декоре инро обычно использовали лакировку, золочение в различных техниках маки-э, инкрустации перламутром, слоновой костью и металлической фольгой.
Инро, состоящий из стопки крошечных вложенных друг в друга отделений, удерживается вместе шнуром, который продевается через специальные отверстия. Концы шнура прикреплены к нэцкэ, который служит противовесом, и закрепляется над поясом. Между инро и нэцкэ предусмотрена бусина одзимэ, которая скрепляет отделения инро. Со временем инро превратился из чисто утилитарного предмета в объект высокого искусства и потрясающего мастерства. В наше время инро, нэцкэ и одзимэ стали объектами коллекционирования, большими собраниями инро располагают Метрополитен-музей, Британский музей и музей Виктории и Альберта.
Инро с изображением кузнечика на стебле цветущей лилии, мастер Номура Тёкей, высота 9 см, золотая пудра (маки-э) на черном лаке со вставками из перламутра, олова и керамики, XVIII-XIX век, из коллекции музея Метрополитен.
Инро с изображением раковин и светлячков, мастер Кома Ясутада, высота 7,1 см, золотая пудра (маки-э) на красном лаке с перламутровой инкрустацией, конец XVIII века, из коллекции музея Метрополитен.
Инро с изображением виноградной лозы, мастер Номура Тёхейсай, высота 7,7 см, лакированное дерево с золотым маки-э, аппликация из золотой фольги и зеленой тонированной слоновой кости, инкрустация перламутром, янтарем и рогом на черном лаковом грунте, вторая половина XVIII века, из коллекции музея Метрополитен.
Инро с павлинами и цветами, мастер Кома Ясутада, высота 7,6 см, черный лак с золотым и серебряным маки-э, XIX век, из коллекции музея Метрополитен.
Инро с изображением кальмаров, раковин и водорослей, мастер Хара Ёюсай, высота 8,3 см, золотая пудра (маки-э), цветной и черный лак с перламутровыми и золотыми вставками, начало XIX века, из коллекции музея Метрополитен.
Инро с изображением какаду и магнолии, мастер Ямада Ёкасай, высота 9,2 см, резной красный лак с золотым маки-э, инкрустация перламутром, XIX век, из коллекции музея Метрополитен.
Инро с изображением голубей, мастер Сигэнага, высота 8,3 см, черный лак с золотым маки-э, XVIII-XIX век.
Инро периода Мэйдзи из резной слоновой кости с непрерывной сценой, изображающей дворян и их свиту на охоте в сопровождении сокольников, несущих своих птиц среди деревьев и цветов, мастер Минору/Джитсу, высота 12 см.
Инро периода Мэйдзи из слоновой кости с изображением журавля, с инкрустациями в стиле шибаяма, без подписи, высота 10,9 см.
Инро с изображением бабочек, мастер Ямада Ёкасай, высота 9 см, золотая пудра (маки-э), черный лак, XIX век.
Инро нетрадиционной формы с изображением павлина и цветов, мастер Сибаяма Казуюки, высота 9 см, золотая и серебряная пудра (маки-э), инкрустация перламутром, конец XIX века.
Деревянный инро с красным лаком и золотым маки-э, мастер Тойо, высота 7,6 см, XVIII век, из коллекции музея Виктории и Альберта.
Инро с изображением хризантем, мастер Ямада Ёкасай, высота 8,5 см, золотая пудра (маки-э), черный лак, инкрустация перламутром, XVIII век.
Инро с изображением тыкв, без подписи, высота 8,5 см, золотая пудра (маки-э), черный лак, XIX-XX век.
Инро с изображением павлинов, мастер Шуншо, высота 6,8 см, золотая и серебряная пудра (маки-э), инкрустация перламутром, 1775-1850 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Инро с изображением тыкв, мастерская Шибаты Зешина, высота 9,5 см, золотая и серебряная пудра (маки-э) темно-зеленом лаке, имитирующем камень, 1865 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Этот инро – один из 12 календарных инро, каждый из которых представлял один месяц года. Тыквы для сакэ и цветы сливы символизируют одиннадцатый месяц восточного календаря, поскольку приготовление саке традиционно происходило в зимние месяцы. В этом месяце проводились ритуалы подношения богам саке, сваренного из риса нового урожая. Начиная с 1700-х годов многие художники подписывали сделанные ими инро. Этот пример принадлежит Шибате Зешину (1807–1891 гг.), одному из самых известных мастеров по лаку XIX века.
Инро с изображением птицы и пчелы в полете над цветущими травами, мастер Какусенсай, высота 8,5 см, золотая пудра (маки-э), инкрустация перламутром и рогом, XIX век.
Инро с изображением черного медведя, стоящего на задних лапах, опирающегося на ствол сосны, мастер Тацуке Кокосай, высота 8,5 см, золотая пудра (маки-э), черный и красный лак, XVIII век. Этот сюжет взят из сборника гравюр Татибаны Морикуни (1679-1748), впервые опубликованного в 1720 году.
Инро с изображением двух журавлей в брачном танце, на обратной стороне изображен фольклорный персонаж, считающийся благоприятным символом – миногамэ (долгоживущая черепаха с длинными нитями водорослей, растущими из их панциря), мастер Тацуке Ясуцунэ, высота 9,2 см, золотая и серебряная пудра (маки-э), черный лак, XIX век.
Инро с изображением рыб, мастер Кадзикава Томохидэ, золотая и серебряная пудра (маки-э), черный лак, XIX век.
Инро с изображением быка и теленка, мастер Коэнси Осай, золотая и серебряная пудра (маки-э), черный лак, XIX век.
Инро с изображением лилии, мастер Тоги, золотая пудра (маки-э), коричневый лак, XIX век.
Инро с изображением павлина, высота 8,2 см, мастерская Хасэгава Киоринсай мастер Хоген Терунобу, золотая пудра (маки-э), инкрустации перламутром и фольгой, XIX век.
Инро с изображением слона в богатом облачении и мальчиков в корейской одежде (на обратной стороне), мастер Какосай, высота 8,9 см, золотой лак, инкрустированный слоновой костью, перламутром, полудрагоценными камнями, 1850-1875 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации по декоративно-прикладному искусству и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:
Приятного просмотра!
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров