Найти в Дзене
Primavera

Четыре шкатулки от Фаберже

Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже — это лишь часть художественного наследия знаменитого ювелира. Всю свою жизнь  Фаберже находился в непрерывном поиске нового, но при этом не забывал оглядываться в прошлое, находя вдохновение в работах мастеров других эпох и культур. Эксперименты Фаберже иногда приводили к созданию ювелирных шедевров из обычных материалов. Таких, например, как папье-маше. Эта бонбоньерка — пример такого эксперимента, вдохновленного японской лаковой техникой маки-э.

Эта удивительно красивая лакированная бонбоньерка из папье-маше в золотой оправе с драгоценными камнями, созданная одним из самых знаменитых мастеров Фаберже — Михаилом Перхиным, была продана на аукционе Christie's в Лондоне за 47,5 тыс. долларов. Корпус бонбоньерки изготовлен на фабрике Лукутина, Москва, около 1890 г.
Эта удивительно красивая лакированная бонбоньерка из папье-маше в золотой оправе с драгоценными камнями, созданная одним из самых знаменитых мастеров Фаберже — Михаилом Перхиным, была продана на аукционе Christie's в Лондоне за 47,5 тыс. долларов. Корпус бонбоньерки изготовлен на фабрике Лукутина, Москва, около 1890 г.
Лакированный поднос, украшенный рисунком с каштанами в технике такамаки-э.  Япония, поздний период Мэйдзи (начало XX века).
Лакированный поднос, украшенный рисунком с каштанами в технике такамаки-э. Япония, поздний период Мэйдзи (начало XX века).

Техника такамаки-э, как разновидность техники маки-э, заключается в создании рельефного изображения из золота на лаковом фоне. В этой трудоемкой технике лаковое изделие украшалось при помощи присыпки золотого или серебряного порошка на незасохший лак. Для нанесения порошка использовали бамбуковую трубку макизуцу или кисть кэбо.

В отличие от японской техники, стрекоза на бонбоньерке тонко отчеканена из золота, а затем смонтирована на лакированную шкатулку. Мастера Фаберже часто черпали вдохновение в японском искусстве. Сам Карл Фаберже был заядлым коллекционером и хранил в своей квартире на Большой Морской улице более 500 нэцкэ.

Шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина в серебряной оправе от Фаберже, около 1890 г.
Шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина в серебряной оправе от Фаберже, около 1890 г.

Фирма Фаберже нередко заказывала заготовки для своих изделий у других фирм, в частности, у стекольных и фарфоровых мануфактур, для дальнейшей их отделки серебром или золотом. Известно несколько  лаковых шкатулок производства мануфактуры Лукутина с ювелирной отделкой Фаберже. Одна из таких редких работ хранится в Художественном музее Кливленда.

Лаковая шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина, украшенная золотом и бриллиантами. Фаберже, около 1890 г. Художественный музей Кливленда.
Лаковая шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина, украшенная золотом и бриллиантами. Фаберже, около 1890 г. Художественный музей Кливленда.

Так что же представляет из себя папье-маше?

Основой для изготовления изделий из папье-маше служил картон, который нарезался на ленты. Ленты промазывались крахмальным клейстером и навивались на болванки в несколько слоев (от 8 и более). Болванки прессовались под давлением в 20 тонн, а затем просушивались при температуре 20 — 30°. Далее следовала пропитка нагретым льняным маслом, смешанным с керосином. Пропитанный материал прессовался, выдерживался при высокой температуре и приобретал характерный темно-коричневый тон и прочность дерева.

Папье-маше фабрики Лукутина можно было пилить, шлифовать, окрашивать и покрывать лаком.

Лаковая шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина, украшенная серебряной медалью с изображением памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, отделка предположительно Фаберже, 1882-1896 гг.
Лаковая шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина, украшенная серебряной медалью с изображением памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, отделка предположительно Фаберже, 1882-1896 гг.
Лаковый портсигар из папье-маше фабрики Лукутина, украшенный накладным декором из золота и драгоценных камней (лунный камень, бриллианты). Фаберже, 1898-1908 гг.
Лаковый портсигар из папье-маше фабрики Лукутина, украшенный накладным декором из золота и драгоценных камней (лунный камень, бриллианты). Фаберже, 1898-1908 гг.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!