Впервые увидев иллюстрации Рене Грюо, была покорена его виртуозным владением линией, простотой композиционного решения, воображением и чувством вкуса.
Модный иллюстратор Рене Грюо обладал узнаваемым стилем и до сих пор является одним из самых коллекционируемых художников-графиков последних 50 лет.
Всё дело в линии
Грюо в совершенстве владел линией, работая как в рекламе, так и в моде. Биограф Франсуа Бодо так описал процесс работы мастера: «... он неоднократно переделывал рисунок, будучи крайне дотошным в оценке каждой линии. Рисунок обычно требовал присутствия позирующей модели. Грюо рисовал сначала с натуры: наброски сменяли более точные линии - сложный процесс, который иногда требовал серии из восьмидесяти эскизов».
А вот как сам художник описывал процесс своей работы:
«Идея рисунка возникает не сразу. Сначала нужно сделать много набросков. Это как чихание — либо случается, либо нет. Иногда вам просто нужно оставить рисунок в покое и вернуться к нему через несколько дней. Самое сложное – добиться идеальной линии, начерченной одним движением — вам придется очень много работать, прежде чем что-то получиться. Требуется колоссальный объем работы, которую никто не видит… Иногда этого не происходит. Я пытаюсь. Откладываю рисунок в сторону, рву, жду. Я делаю предварительный рисунок углем или карандашом. Затем, я использую гуашь, акрил или тушь».
Рожденный в роскоши
Ренато Завальи Риччарделли граф Делла Каминате родился в Италии 4 февраля 1909 года в семье итальянского дворянина и французской графини. В детстве Рене наслаждался роскошной жизнью, живя между Римини, Миланом, Парижем и Монте-Карло. С раннего возраста у мальчика проявился талант рисовальщика.
Когда мать Рене — французская аристократка Мари Грюо, и его отец расстались, он, вместе с мамой, переехал в Париж.
Грюо позаимствовал фамилию своей матери. Символ, которым Рене Грюо позже подписывал свои работы — это фамилия, сокращенная до заглавной буквы «G», увенчанная звездой, сделанной на основе случайных брызг чернил.
Рисовальщик
В 14 лет Грюо начал зарабатывать, продавая рисунки миланскому журналу моды Lidel. Это было время, когда в журналах печатались иллюстрации, а не фотографии.
Рисование всегда было для него просто развлечением. Рене планировал стать архитектором, но по совету своей подруги Веры — модного итальянского редактора, всерьез обратился к фэшн-иллюстрации как к способу заработка на жизнь.
Иллюстрации Грюо стали печатать в газете Le Figaro и журнале мод Femina. Грюо рисовал модели парижских дизайнеров Пьер Бальман, Жак Фат, Жанна Ланвин, Жан Пату, Эльза Скиапарелли, Кристобаль Баленсиага и Кристиан Диор, с которым вскоре подружился. С 1935 по 1939 год он публиковался в Marianne, Marie Claire, L'Officiel, le magazine du Figaro и других в США и Англии.
К концу Второй мировой войны репутация Грюо как искусного рисовальщика утвердилась и распространилась за пределы Франции. Он прожил несколько лет в Америке, работая в Harper's Bazaar и Vogue.
К 1947 году он вернулся в Париж и объединился с домом Диор, который ещё долго оставался его основным заказчиком. В 1948 году он поехал работать в Нью-Йорк, а затем перебрался на западное побережье в Голливуд. Однако он счел «фабрику грез» слишком похожей на конвеер и уехал так и не взявшись за какие-либо крупные проекты. После смерти Кристиана Диора в 1957 году Грюо в значительной степени отказался от модной иллюстрации и начал создавать дизайн для рекламы таких продуктов, как Martini, шоколад Lindt и Perrier, а также театральные плакаты.
Погрузившись в любимое занятие художник продолжал работать в Париже до того момента, когда в 1960-е годы Европу охватило движение хиппи. Хиппи отвергали понятия элегантность и красота в их классическом понимании. Тогда Рене Грюо решает перебраться в Италию, где начинает работать с дизайнером Валентино.
В 1970-1980-е годы стиль Грюо вновь на пике славы. Художник работает для знаменитых Домов моды, ювелирных и парфюмерных компаний.
В последние годы жизни мода совсем не вдохновляла художника. «И зачем женщины так себя уродуют?» — сокрушался он во время последнего интервью в своем замке на вершине острова Сент-Онора. Тогда же он увлекся живописью и эскизами росписи для реставрации замка Лауры Бьяджотти, с которой дружил более тридцати лет. Лаура последней навестила его в Риме, а вскоре, в возрасте 95 лет, он умер на руках своего приемного сына.
Работа с домом Dior
Счастливым билетом в мир моды для Рене Грюо оказалось сотрудничество с Кристианом Диором, который доверил ему рекламу своих духов. Отныне духи Miss Dior символизировал лебедь с двумя жемчужными рядами на длинной шее, рука на лапе хищника, черный веер в пальцах, обтянутых белой перчаткой. Этот заказ положил начало долговременному сотрудничеству и дружбе двух художников, которое принесло Грюо славу и состояние.
После Второй Мировой войны, когда Франция восстанавливала свою идентичность после поражения и лишений, два человека сыграли решающую роль в создании нового образа — так называемого стиля NEW LOOK, символизирующего новую мечту о женственности и роскоши. Одним из них был кутюрье Кристиан Диор, другим – его главный визуализатор — иллюстратор Рене Грюо. Дом Диор оставался основным клиентом Грюо вплоть до 1970-х годов.
Цвет
Очевидно, что в своих работах художник стремится к графической простоте композиции. Гибкость линий и ограниченной, но драматичной палитре цветов — белый, красный, черный, золотисто-желтый иногда зеленый и синий — помогали добиться максимальной выразительности и цельности изображений.
Что вдохновляло мастера
В графике Рене Грюо заметно влияние японской гравюры, а также плакатной графики Тулуз-Лотрека и балерин Дега. Точная линия, стилизация, чувство композиции и цвета, ирония и легкость отличают работы мастера.
Стиль
Рене Грюо посвятил рисунку более 70 лет жизни. Грюо достиг успеха во время, которое идеально подходило его таланту и врожденному чувству элегантности.
Линия, цвет, легкость, композиционная выразительность отличают его рисунки, создавая неповторимый и узнаваемый стиль Рене Грюо.
Вам также может быть интересно: