Найти в Дзене
Александр Долгих

Тайный смысл "Сказки о попе и работнике его Балде"

Все мы читали "Сказку о попе и работнике его Балде" Александра Сергеевича Пушкина. Многие из нас примерно понимают смысл сказки, но никто не видит красоты, которую Пушкин в неё заложил. И ни одна учительница в школе не рассказывает третьеклашкам и четвероклассникам правды об этой сказке. Перечитайте ещё раз и увидите, что вся сказка — это борьба двух звуков: "А" и "О".

Иллюстрация художника А. Лебедева к "Сказке о попе и работнике его Балде" А.С, Пушкина.
Иллюстрация художника А. Лебедева к "Сказке о попе и работнике его Балде" А.С, Пушкина.

Это видно уже в самом названии. Поп — это "о", а Балда — это "а". Поп говорит окая, сам кругленький. Теперь читаем самое начало сказки, помня об этой фишке, и диву даёмся, каким же мастером был Пушкин. Вот почему говорят: "Пушкин — наше всё".

Жил-был пОп,
ТОлОкОнный лОб.
ПОшЁл пОп пО базару
ПОсмОтреть кОй-какОгО тОвару.

Сплошные буквы "О", когда речь идёт о попе. А теперь читаем про Балду и там сплошь и рядом буквы "А". Я специально выделил ещё и буквы "Ё" и "Я", потому что в речи они звучат, как "О" и "А" соответственно. Попробуйте прочитать выделяя эти буквы.

Навстречу ему БАлдА
Идет, сАм не знАЯ кудА.
«Что, бАтькА, тАк рАно поднЯлсЯ?
Чего ты взыскАлсЯ?»

А вот, что отвечает ему поп:

«Нужен мне рабОтник:
ПОвар, кОнюх и плОтник.
А где найти мне такОгО
Служителя не слишком дОрОгОгО?»

Снова сплошные "о".

А вот то место, где поп получает щелбаны от Балды. Тут звук "А" выталкивает "О":

С первОгО щелкА
Прыгнул пОп дО пОтОлкА;
С втОрОгО щелкА
Лишился пОп языкА,
А с третьегО щелкА
ВышиблО ум у старикА.

Видите, какая прелесть!? Говорили вам когда-нибудь об этом в школе? А ведь, если бы так рассказывали, да ещё и читали с выражением, подчеркивая все эти "а" и "о", детям было бы гораздо интереснее учиться и слушать учителя. Да и запоминается такое гораздо проще, чем унылые лекции.

Об этом же, кстати, говорил искусствовед Михаил Казиник в своем выступлении в Совете Федерации. Хотелось бы, чтобы в комментариях вы делились своими интересными наблюдениями из школьной программы. Может быть у кого-то были такие хорошие учителя, которые преподносили материал не стандартно, а через веселые истории, мнемонические правила и так далее — если да, то делитесь воспоминаниями.

Мой Телеграм тут и вот ещё несколько интересных статей: